План самообразования "Сказкотерапия как средство формирования и развития речи детей 3-4 лет"
материал (младшая группа)
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_skazkoterapiya_2022-2023.docx | 75.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №12»
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
«СКАЗКОТЕРАПИЯ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»
Воспитатель: Ульянова Т.А.
Сорочинск, 2022
«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком,
и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота».
Ирина Токмакова
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
- развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
- обогащение словаря;
- развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
- развитие представления об окружающем мире;
- воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
- побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
- вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;
- воспитывать любовь к художественной литературе;
- развивать традиции семейного чтения;
Участники проекта:
- воспитатели;
- дети второй младшей группы;
- родители;
- музыкальный руководитель.
Срок реализации: 1 год, 2022-2023 учебный год.
Предполагаемый результат:
В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:
- знание определенных сказочных сюжетов;
- умение понимать сюжетную линию сказки;
- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
- выражать свои мысли и чувства в речи;
- умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;
-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.
Роль сказок в жизни детей
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид
терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально- волевом развитии.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.
Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
- Подготовительный.
Определение проблемы проекта.
Анкета для родителей по развитию речи.
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. Оформление книжного уголка.
Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы
Практический этап.
Для детей.
- Познакомить детей со сказками.
- Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.
- Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).
- Изготовление декораций и атрибутов для показа сказки «Репка».
- Чтение и рассказывание сказок.
- Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и
т. д.
- Подбор загадок по сказкам.
- Открытый просмотр «Рассказываем сказку «Репка». Для родителей.
- Помощь родителей в подборе сказок.
- Чтение сказок с родителями дома.
- Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам.
- Рисунки родителей для создания альбома «Наши любимые сказки».
3. Заключительный.
Обобщение результатов. Подведение итогов. Создание тематической папки «Сказкотерапия. Терапевтические сказки»
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
- Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения».
Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
- Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.
- Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада. Привлечение родителей к инсценировке сказки.
- Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Реализация проекта будет способствовать:
- расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;
- привития любви к людям, книгам, окружающему миру;
- социально – эмоциональному развитию детей;
- включению родителей в педагогический процесс.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Чтение детям сказок.
- Беседы по содержанию сказок.
-Пальчиковые игры по сказам.
- Подвижные игры.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.
- Инсценировка сказок.
- Дидактические игры.
- Отгадывание загадок по сказкам.
-Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ
МЕРОПРИЯТИЕ | СРОК РЕАЛИЗАЦИИ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей. | СЕНТЯБРЬ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Анкета для родителей по развитию речи детей |
Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». | |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Создание презентации на тему «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Педагог. Разложите карточки по порядку. Кто первым пришел тянуть репку? Кто пришел раньше — бабушка или внучка? Кто пришел потом? Кто пришел тянуть репку последним? Расскажите по картинкам, что было сначала, что потом? (Задание повторяется.) | ОКТЯБРЬ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности для сказки «Курочка Ряба». Консультация для родителей «Положи своѐ сердце у чтения». | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
| НОЯБРЬ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Инсценировка сказки «Курочка Ряба» родителями для детей | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
| ДЕКАБРЬ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация для родителей «Воспитание сказкой». | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
| ЯНВАРЬ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой».(папка- ширма). | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ | ФЕВРАЛЬ |
| |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки». Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности. | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Дай молока нам, Козочка, дети показывают, как доят козу. Хоть капельку – на донышке. Ждут тебя козлятки из пальчиков делают рожки. Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, загибают пальцы. Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем даѐт здоровье снова доят. Молоко козье. | МАРТ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой». Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности. | |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Презентация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачок о кулачок) Молоток бери, мой друг! Мы построим новый дом, (руки над головой) Есть окошко в доме том. (руки рисуют квадрат) Есть еще одно, повыше, (складывают пальцы треугольником) Есть труба вверху на крыше. (кулак, большой палец вверх) Дом готов, зовем гостей: (руки вперед) «Приходите, поскорей!» (приглашающий жест руками) | АПРЕЛЬ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности. | |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Консультация "Сказкотерапия" в образовательной деятельности при формировании речевой активности | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
| МАЙ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Оформление выставки рисунков: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей) | |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Выступление на итоговом педсовете |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алла, Капская Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей / Капская Алла. - М.: Речь, 2014. - 972 c.
- Вачков, Игорь Викторович Введение в сказкотерапию / Вачков Игорь Викторович. - М.: Генезис, 2015. - 607 c.
- Елена, Владимировна Королевская Любит Белочка орешки! Сказкотерапия в стихах / Елена Владимировна Королевская. - М.: Издательские решения, 2017. - 311 c.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2015. - 320 c.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2017. - 310 c.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 310 c.
- Мосина, Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е.С. Мосина. - М.: Генезис, 2016. - 160 c.
- Мосина, Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. 3-е изд. Мосина Е.С. / Е.С. Мосина. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 974 c.
- Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В.А. Титаренко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 840 c.
- Чуб, Н. Азбука храбрости. Сказкотерапия / Н. Чуб. - М.: Фактор, 2015. - 878 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
Театр для дошкольника, это возможность расширить виды предметной деятельности, познакомиться с родным языком....
«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»
«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...
Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста
Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...
«Художественная литература К. И. Чуковского, как средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Художественная литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение ре...
Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."
Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."...
«Художественная литература К. И. Чуковского, как средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Кто в детстве не читал «Муху – Цокотуху», «Айболита», «Мойдодыр»? К.И. Чуковский - настоящий классик детской литературы. Не одно поколение детишек воспитано н...
Занятие по развитию речи «Сказкотерапия – как средство формирования и развития речи дошкольников» в средней группе
конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....