Индивидуальный образовательный маршрут
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Памятка
«Создание ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) ребёнка»
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения.
Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка.
Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты (рисунок 1): Рисунок 1.
Для создания индивидуального образовательного маршрута педагог, должен действовать примерно по такой схеме (рисунок 2).
1. Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.
2. Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков. Специалисты проводят тестирования, в ходе которых определяются проблемные зоны и «зоны успеха».
3. Построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.
4. Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.
5. Аналитический этап — подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми.
Рисунок 2.
Разделы образовательного маршрута.
Имеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника, которые будут рассмотрены далее.
1. Общая информация о ребёнке и семье
- Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО), постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину.
- Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале.
- Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник.
Охарактеризовать тип семьи: благополучная — стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания; неблагополучная — обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия. Кто из взрослых воспитывает ребёнка.
Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи: авторитарный — жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка; контроль и опека — ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»; попустительство — потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых; уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.
- Внешний вид.
Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности.
2. Соматическое здоровье.
- Группа здоровья, наличие хронических заболеваний, характеристики аппетита, выработана ли привычка дневного сна, страдает ли малыш энурезом.
- Моторика:
общая моторика соответствует возрастной норме или отмечаются нарушения координации движения;
указывается диапазон возможностей мелкой моторики с характеристиками координации, темпа и объёма двигательных функции кисти руки, левша или правша.
3. Познавательные умения и навыки.
- Внимание — способности концентрировать и удерживать внимание, качественные характеристики (произвольное, непроизвольное).
- Память — скорость запоминания, объём материала, который ребёнок в состоянии воспроизвести наизусть или пересказать самостоятельно по памяти, какой вид памяти (слуховая или зрительная) является доминирующим.
- Мышление:
степень понимания пространственных ориентиров (сверху, снизу, слева, справа и т. д.);
способность подобрать обобщающее слово к нескольким однородным объектам (мебель, овощи, фрукты, животные и т. д.);
умение выделять главное;
навыки выявления простейших причинно-следственных связей (лето — жарко, снег — зима и т. д.);
ориентация во временных параметрах (день, ночь, год, месяц и т. д.).
- Объём знаний:
первичные знания о себе и окружающем мире: знает своё имя, возраст, членов своей семьи, адрес проживания, называет признаки времён года, владеет общими знаниями о животном и растительном мире согласно программным требованиям;
развитие навыков конструирования, рисования, лепки;
уровень владения элементарными математическими понятиями — навыки порядкового счёта, решение простейших примеров;
навыки определения и различения формы, цвета.
Поведение во время учебной деятельности.
Развитие самоконтроля, дисциплины, организованности, целеустремлённости и осознанности действий на занятиях.
4. Развитие речи.
Звуковые характеристики, качество произношения, словарный запас, грамматическая организация и структурированность речи.
5. Характеристика деятельности ребёнка (эссе ребёнка)
уровень владения навыками самообслуживания;
заинтересованность и личная активность, демонстрируемая в игровой деятельности.
6. Особенности характера и поведения
эмоциональный портрет ребёнка — жизнерадостность, депрессивность, плаксивость, позитивность, подавленность, спокойный или гиперактивный и т. д.;
черты характера, особенности темперамента — активность или пассивность, агрессивность или уравновешенность, уверенность или робость, предпочитает индивидуальные или коллективные формы работы;
развитие нравственных ориентиров, культуры поведения и общения.
Необходимо отметить трудности или личные предпочтения, сферу творческой или интеллектуальной одарённости малыша.
Образец для заполнения общих и диагностических данных в ИОМ — (таблица).
ФИО воспитанника
Дата рождения
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование
Дата начала ИОМ
Причина постановки на учёт: Стойкое не усвоение ООП ДОУ в связи с болезнью и др.
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 1-2 года
Цели ИОМ:
Открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребёнка как личности;
помощь в адаптации к коллективу детей, развитие, поощрение и стимулирование в ребёнке индивидуальных возможностей;
вовлечение родителей в творческий процесс.
Задачи:
Выявить особые образовательные потребности ребёнка;
осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребёнку; способствовать усвоению ребёнком образовательной программы дошкольного образования;
обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;
оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Количество занятий в неделю: 2 занятия.
Формы проведения: Игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.
Ожидаемый результат.
Форма работы с родителями: Консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.
7. Диагностика развития ребёнка
Цель педагогического мониторинга: Обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Виды трудностей (педагогическая симптоматика):
Причины трудностей:
Физическое развитие
Соматическое развитие
Речевое развитие
Особенности развития познавательных процессов:
Память:
Внимание:
Восприятие:
Мышление:
Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя)
После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ.
Составил:
старший воспитатель МБДОУ ДС №1
Мачинская Татьяна Васильевна
Источник: http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/individualnyiy-obrazovatelnyiy-marshrut-doshkolnika-po-fgos.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....
- Мне нравится (3)