Особенности работы с детьми с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике
В материале содержится опыт работы ДОУ с детьми сОВЗ. Описание проведённой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 42.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Учитель-дефектолог МДОУ № 25 «Светлячок»
И.В. Чалова
Август 2021 г.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. Таким малышам нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия. Поэтому существует необходимость создания для них специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Слайд
К детям со статусом ОВЗ относятся:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи (логопаты);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с ЗПР;
- дети с нарушением поведения и общения;
- дети с УО;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития (сложными дефектами: слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
К нам в детский сад приходят как дети, уже имеющие статус ОВЗ, с заключением ТПМПК, так и дети, статус которых ещё не установлен, но педагоги замечают у них определённые трудности в той или иной сфере их жизни.
В течение учебного года педагоги, специалисты психолого-педагогического консилиума, по результатам наблюдения за детьми, скрининга, диагностического обследования, выявляют воспитанников ДОУ, затрудняющихся в освоении Программы.
После этого проводится заседание психолого-педагогического консилиума ДОУ и принимается решение о необходимости направления ребенка на обследование (с согласия родителей) территориальной психолого-медико-педагогической комиссией с целью определения его дальнейшего образовательного маршрута и специальных условий для получения образования.
На основании рекомендаций ТПМПК специалисты ППк ДОУ разрабатывают адаптированную образовательную программу исходя из категории детей с ОВЗ.
Далее педагоги и специалисты ДОУ осуществляют реализацию адаптированной образовательной программы, ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цель всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
В 2020-2021 учебном году МДОУ № 25 «Светлячок» посещали 53 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Из них 14 детей посещали комбинированные группы для детей с нарушением зрения, 23 ребёнка – логопедический пункт ДОУ. Остальные дети посещали общеразвивающие группы.
В коррекционной работе были задействованы все участники образовательного процесса: дети, тифлопедагог, логопед, психолог, воспитатели, медицинский персонал, родители. Для качественной работы с детьми с ОВЗ, специалисты и воспитатели групп, регулярно повышают свой профессиональный уровень: проходят курсы, посещают семинары-практикумы, участвуют в вебинарах, а также взаимодействуют с педагогами нашего края.
Воспитательно-образовательный процесс с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья строился на основе адаптированных образовательных программ:
Слайд - «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием»;
- «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи»
- «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»;
- «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития»,
которые дают педагогам возможность при планировании максимально учитывать все особенности воспитанников.
В начале учебного года в период с 1 по 15 сентября проводится психолого-педагогическое обследование детей, по результатам которого специалистами для каждого ребёнка разрабатывается индивидуально образовательный маршрут (ИОМ), который отражает и учитывает его индивидуальные потребности и возможности.
ИОМ это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Образовательная работа с детьми с ОВЗ осуществляется с учетом щадящего режима, в групповых, подгрупповых и индивидуальных формах. Чтобы не пересекаться друг с другом в работе, специалистами были разработаны индивидуальные графики, где время занятий расписано таким образом, что каждый ребёнок получает коррекционную помощь всех педагогов в течение дня.
В комбинированных группах для детей с нарушением зрения наряду с образовательными и воспитательными задачами решаются лечебно-восстановительные и коррекционные, на которых хочется остановиться подробнее. Для реализации этих задач в нашем детском саду созданы все необходимые условия. Это дополнительное искусственное освещение, отсутствие комнатных растений и предметов на окнах (всего того, что препятствует проникновению солнечного света), специальная аппаратура в ортоптическом-медицинском кабинете, мебель, дидактические пособия нужных размеров и цветов. При всем этом, обязательно учитываются рекомендации врача-офтальмолога, такие как:
- детей с низкой остротой зрения садятся за первые столы,
- при светобоязни избегать прямого попадания света в глаза ребёнка, использовать солнцезащитные очки.
- при сходящемся косоглазии ребёнка посадка детей за центральные столы,
- рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся - вертикальной, используются индивидуальные фланелеграфы.
Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии детей с патологией зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Необходима специальная коррекционная помощь тифлопедагога.
Во все виды занятий обязательно включаются - глазная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, физкультминутки. В детском саду имеются все виды пособий и материалов для детей с ОВЗ, а также авторские разработки и игры наших педагогов.
Наша основная задача в работе с детьми с нарушением зрения – это научить ребёнка получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов. Научить ребёнка пользоваться нарушенным зрением.
Приведу пример.
Даша Д. 4 года, зачислена в комбинированную группу для детей с нарушением зрения с диагнозом горизонтальный нистагм обоих глаз. Поскольку глаза при нистагме всё время двигаются, ребёнок не может сосредоточиться на предмете, который пытается рассмотреть. Даша испытывает трудности в восприятии учебного материала. Она с трудом удерживает взор на строке. Ей трудно целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей.
Было необходимо научить ребёнка с помощью специальных тифло приспособлений (планшет с вырезанным отверстием) находить «нулевую позицию», где зрение лучше всего. Наряду с коррекционными занятиями в детском саду Даша получала и медицинское аппаратное лечение в поликлинике. Девочка научилась выделять часть из целого, может воспринимать целостность объекта, изображения.
Наряду с этим у детей со зрительной патологией, нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у нормально видящих. Так из 15 детей 13 занимались с учителем-логопедом. Логопед проводила индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми ежедневно, что позволило у большинства из них не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.
Работа также строилась с учётом зрительных диагнозов и их сложности. Для этого подбирался соответствующий наглядный материал (размер, цвет картинок), Зрительная наглядность в паре со слуховым восприятием, тактильными ощущениями помогала детям получать более полное представление об изученном предмете.
Первыми на индивидуальные занятия приглашались дети с повышенной утомляемостью, двигательной расторможенностью, с ограниченными речевыми возможностями.
Занятия по коррекции звукопроизношения проводились в игровой форме, с использованием многофункциональных игр таких как: «Разноцветные домики», где дети, используя веселых человечков, учились различать гласные и согласные звуки, с опорой на цвет и слух. В игре «Цветик-Семицветик» ребята закрепляли названия цветов, делили слова на слоги, находили место звука в слове с опорой на схемы и символы, игра «Веселый улей» помогла ребятам научиться правильно произносить шипящие звуки, ориентироваться в пространстве на различных поверхностях. Такие занятия очень нравятся детям, позволяют быстрее и легче освоить материал, вселяют в них уверенность, повышают самооценку.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживалась после повторного диагностического обследования (январь), по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями.
На начало 2020-2021 учебного года по результатам психологической диагностики детей с ОВЗ были выявлены проблемы по следующим направлениям:
Познавательная сфера:
- несформированность слухового, зрительного и пространственного восприятия;
- низкая сформированность наглядно-действенного мышления;
- низкая концентрация и устойчивость внимания (отвлекаемость);
- несформированность зрительной и слуховой памяти;
- низкий уровень развития мелкой моторики.
Эмоционально-волевая сфера:
- пониженный уровень эмоционального реагирования;
- несформированность коммуникативных навыков.
- несформированность саморегуляции;
Личностная сфера
- заниженная самооценка;
- отсутствие произвольности.
Коррекционная работа с детьми проводилась педагогом-психологом также по индивидуальному образовательному маршруту.
Результаты итоговой диагностики показали, что на конец учебного года у детей появилась положительная динамика в общении со сверстниками и взрослыми, они чаще стали проявлять инициативу, стали более раскованными, общительными, стали более активно проявлять познавательный интерес к окружающему миру.
Не секрет, что без тесного контакта с семьёй нельзя добиться успешного решения поставленных задач. Для выявления уровня осведомлённости о развитии ребёнка и изучения их запросов было проведено анкетирование родителей, по результатам которого составлен перспективный план работы с родителями, в который наряду с традиционными, были включены такие формы работы, как: беседы за круглым столом, педагогические гостиные, распространение периодической информации в виде буклетов, листовок. Кроме того, была изготовлена картотека материала для закрепления полученных ребёнком знаний дома, подобран комплекс упражнений. Всё это способствовало активному участию родителей в коррекционном процессе.
Итоговая диагностика в конце учебного года показала стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития детей.
Показатели лечебно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение зрения МДОУ № 25 «Светлячок»
за 2020-2021 уч. г.
Количество детей | Здоровы | Со значительным улучшением | С незначительным улучшением | Без улучшений | Выпустились в общеобразовательную школу | Остались на дальнейшее обучение |
14 | 2–14% | 3 –20 % | 6 – 40% | 4 –26 % | 75 | 8 |
Данные о результатах логопедической работы в комбинированных группах за 2020-2021 уч. г.
Количество детей | Диагноз | Количество выпущенных детей | С хорошей речью | Со значи тельным улучшением | Без улучшений | Направить в школу | Повторный курс |
18 | ОНР I уровня - 2 ОНР II уровня - 4 ОНР III уровня - 3 ЗРР - 6 ФФНР - 1 Системное недоразвитие речи - 3 | 5 | 4 | 2 | 0 | 6 | 12 |
Коррекционная работа, проведённая в группах комбинированной направленности в 2020-2021 учебном году позволила улучшить состояние зрения детей, способствовала достижению детьми равного или близкого по возрастным нормам уровня общего и речевого развития, что позволит им влиться в среду сверстников при поступлении в школу.
Данные о результатах коррекционной работы в логопункте
за 2020-2021 уч. г.
Количество детей | Диагноз | Количество выпущенных детей | С хорошей речью | Со значи- тельным улучшением | Без улучшений | Направить в школу | Повторный курс |
23 | ОНР III уровня 14 ОНР II уровня 1 ЗПРР ОНР II уровня 3 ЗПРР ОНР III уровня 3 ЗПРР РАС ОНР III ур - 2 ЗПРР РАС ОНР II ур - 1 УО л.ст. (СНР) ОНР I ур – 1 | 14 | 6 | 8 | 0 | 14 | 9 |
Таким образом, работа нашего дошкольного образовательного учреждения по социализации, адаптации, интеграции и коррекции детей с ограниченными возможностями развития является достаточно успешной и имеет уже определенную, сложившуюся систему, составляющими которой являются: развивающая среда; квалифицированные специалисты; работа по коррекции и интеграции детей с проблемами в развитии; работа с родителями; преемственность в работе специалистов и учреждений.
Опытом работы педагоги учреждения делились с коллегами на семинарах различного уровня.
Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптация детей с ОВЗ к социуму, формирование социально-нравственного поведения.
Воспитание и обучение ребенка с особенностями в развитии должно происходить медленнее, тем самым он лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада
В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...
Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.
работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...
Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...
Всероссийская профессиональная олимпиада руководителей и педагогов общеобразовательных организаций «Особенности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в общеобразовательной организации»
В помощь руководителям и педагогам общеобразовательных организаций....
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»...