Рекомендации к содержанию дидактического коррекционного материала в специальном (коррекционном) учреждении для дошкольников с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике


Предварительный просмотр:

Попова Татьяна Брониславовна – учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ

«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад

№ 98 «Хрусталик», город Вологда

Рекомендации

к содержанию дидактического коррекционного материала

в специальном (коррекционном) учреждении

для дошкольников с нарушением зрения

      Вся среда в специальном (коррекционном)  учреждении должна иметь коррекционную направленность. Особое значение в этом плане имеет содержание дидактического материала в коррекционных уголках (условно) каждой возрастной группы, в кабинетах учителей-дефектологов (тифлопедагогов).

Основные требования к подбору дидактического материала для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

  1. Дидактический материал должен быть безопасным.
  2. Дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям детей.
  3. Дидактический материал должен соответствовать зрительным возможностям детей: соответствовать требованиям зрительных нагрузок, без бликующего эффекта, способы предъявления материала должны быть дифференцированы.
  4. Содержание дидактического материала должно носить мобильный характер (своевременно меняться по мере изучения тем и усложнения задач, возвращаться для закрепления и повторения).
  5. Не должно быть пресыщения дидактическим материалом (материала должно быть достаточно для решения каждой конкретной задачи).
  6. Дидактический наглядный материал должен быть реалистичным.
  7. Дидактический материал должен быть эстетически оформленным (картинки должны быть без рамок).
  8. Дидактический материал не всегда должен быть доступен для свободного пользования детьми (только знакомые игры и материалы).
  9. Дидактический материал для решения одних и тех же задач на занятиях учителей-дефектологов и воспитателей (в старшем возрасте) должен быть разным.

Содержание дидактического коррекционного материала определяется основными направлениями коррекционной работы.

  1. Формирование предметных представлений.

Сюда относятся:

  • реальные предметы, модели, игрушки, картины и картинки разных размеров;
  • разные настольно-печатные игры типа «Лото», «Домино», «Парные картинки»;
  • слайды для рассматривания в моноколь, особенно в плеоптический этап лечения;
  • стереоскопический картинки для развития бинокулярного зрения и т.п.) по изучаемым темам;
  • зрительные опоры – схемы обследования;
  • видео материалы, демонстрирующие объекты, восприятие которых невозможно или затруднено в естественных условиях;
  • видео материалы, демонстрирующие явления и объекты  по отдельным дидактическим темам.

  1. Формирование предметной деятельности.

 Сюда относятся:

  • различные материалы  на сортировку, классификацию (семена, мелкие игрушки, фишки и т.п.);
  • игры на выполнение соотносящих практических действий (различные втыкалочки, вкладыши, нанизывание шариков и бус, игры типа «Ударь молоточком», «Надень кольцо на конус», «Попади в кольцо», «Вылови рыбку» и т.п.);
  • сборно-разборные игрушки (разные пирамидки, матрёшки и т.п.);
  • модели, игрушки-модели (на разную тематику)  для развития обследовательских действий;
  • игры с калейдоскопом (рассматривание узоров, развитие тонкой двигательной дифференцировки);
  • игры с полосатыми волчками (вращение волчка по и против часовой стрелки в зависимости от вида косоглазия);
  •  игры с песком, водой, глиной и т.п.;
  •  разные мозаики, конструкторы;
  •  материалы (игрушки и их заместители) для обучения сюжетно-ролевым играм;

  •  материалы для обучения простейшим трудовым действиям (застёгивание пуговиц, молний, шнуровка, пришивание пуговиц, вышивание);
  • игры с катанием, бросанием, попаданием мячей в цель,  прокатыванием в воротца и другую цель  шаров, мячей (настольные игры «Бильярд», «Хоккей», «Футбол» и т.п.), а также игры типа «Загони шарик в серединку» (для  детей с расходящимся косоглазием для развития тонкой двигательной дифференцировки);
  • игры со световыми игрушками типа «Светлячок» (на развитие зрительно-двигательной реакции), фонарики (счёт световых сигналов, сигналы даёт педагог, либо ребёнок под контролем педагога);
  • материалы для формирования продуктивных видов деятельности и развития графических навыков (специальные заготовки с образцами, перфокарты, тетради в крупную клетку, карандаши, фломастеры и др.).

  1. Формирование сенсорных эталонов.

Сюда относятся:

  • основные сенсорные эталоны цвета, формы, величины, а также материалы и игры на развитие цветовосприятия, восприятия формы, величины;
  • различные материалы и образцы на определение свойств и качеств материалов (например, образцы тканей, образцы различных поверхностей, однородные предметы, сделанные из различных материалов);
  •  аудиокассеты с записями различных шумов, голосов животных и птиц.

  1. Формирование пространственных представлений.

Сюда относятся:

  • картинки и карточки-схемы движений человека;
  • схемы расположения игрушек на полках, коврике;
  • схемы расположения мебели в кукольной комнате (а также сама кукольная комната), в помещениях группы;
  • схемы-пути;
  • различные лабиринты;
  • сюжетные картинки для сравнения месторасположения разных предметов;
  • картинки с комплектами геометрических фигур, в разных пространственных положениях для сравнения;
  • разрезные предметные и сюжетные картинки, кубики, цветные шаблоны;
  • игры с картинками-пазлами;
  • картинки для нахождения однородных предметов, расположенных в разных позах и положениях и т.п.

  1. Формирование константности восприятия.

 Сюда относятся:

  • контурные, силуэтные, пунктирные, неполные, перечёркнутые, перевёрнутые, зашумлённые изображения знакомых предметов;
  • пары картинок (например, реальные и контурные изображения);
  • разные игры на узнавание и подбор картинок, где изображены знакомые предметы в различных модальностях;
  • серии картинок типа «Как рисовал художник?»;
  • трафареты (по внутреннему и внешнему контуру).

  1. Восприятие глубины пространства.

Сюда относятся:

  • различные макеты (сада, поля, леса, автомобильной дороги, улицы города, и т.п., а также макеты, созданные по мотивам художественных произведений (сказок, патешек);
  • многоплановые сюжетные картины;
  • картинки с нестереоскопическими признаками глубины пространства;
  • стереоскопические картинки на разнообразную тематику.

  1. Восприятие различных изображений.

 Сюда относятся:

  • сюжетные и предметные картинки, иллюстрации, картины для узнавания известных объектов и знакомства с новыми объектами, для обучения последовательному восприятию: сначала перечислению, затем описанию, и, наконец, толкованию (обучение устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности);
  • сюжетные изображения для  обучения рассказыванию;
  • серии сюжетных картинок для развития зрительного восприятия и обучения рассказыванию.

  1. Материалы для выполнения упражнений для глаз для снятия зрительного напряжения. 

Сюда относятся:

  • индивидуальные фигурки-стимулы (изображения) на палочках;
  • демонстрационные фигуры для слежения взором;
  • изображения, фигуры, игрушки для зрительного поиска в окружающем пространстве;
  • таблицы для демонстрации траектории  движения глаз для снятия зрительного напряжения;
  • интерактивные зрительные упражнения (петля В.Ф. Базарного, зрительные тренажёры на конвергенцию).

  1. Зрительные и звуковые сигналы. 

Сюда относятся:

  • большие яркие, контрастно выделяющиеся в окружающей обстановке, кубы, флажки, султанчики, игрушки, подвесные шары и другие предметы;
  • светосигналы (воспроизводимые фонариком с цветными фильтрами);
  • заводные звонки (например, как у будильника);
  • звуковые игрушки, музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты.

  1.  Оборудование. 

Сюда относятся:

  • подставки (15* и 45*) для детей со сходящимся косоглазием;
  • фоны;
  • фланелеграфы (в том числе и индивидуальные);
  • доски;
  • мольберты;
  • наборное полотно;
  • лупы для рассматривания мелких предметов и деталей;
  • бинокли для рассматривания предметов с дистантного расстояния.

  1. Техническое и программное обеспечение.

    Сюда относятся:

  • Компьютер (ноутбук) с установленной  операционной системой WindowsXP и офисным приложением Microsoft Office Power Point 2010; колонки, принтер, AIMP-player, мультимедийный проектор, экран (для групповой работы).

При составлении рекомендаций была использована следующая научно-методическая литература:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Часть 1. Детский сад. / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.  
  • Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипициной, Л.В. Рудаковой. С-Пб, 1995.
  • Филичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. С-Пб, «Каро», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.

Данная  презентация отражает взаимодействие  всех служб дошкольного учреждения при  работе  с детьми имеющими нарушения зрения - как первичный дефект,  так и вторичные отклоне...

Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...

Консультация "Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения"

Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию  нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения....

Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.

В процессе  коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофунк...

Комплекс дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. Развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрен...

Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно- педагогической работе для развития речи у дошкольников с нарушениями речи.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и ...