Рекомендации к содержанию дидактического коррекционного материала в специальном (коррекционном) учреждении для дошкольников с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике
Рекомендации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Попова Татьяна Брониславовна – учитель-дефектолог (тифлопедагог)
МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ
«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад
№ 98 «Хрусталик», город Вологда
Рекомендации
к содержанию дидактического коррекционного материала
в специальном (коррекционном) учреждении
для дошкольников с нарушением зрения
Вся среда в специальном (коррекционном) учреждении должна иметь коррекционную направленность. Особое значение в этом плане имеет содержание дидактического материала в коррекционных уголках (условно) каждой возрастной группы, в кабинетах учителей-дефектологов (тифлопедагогов).
Основные требования к подбору дидактического материала для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
- Дидактический материал должен быть безопасным.
- Дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям детей.
- Дидактический материал должен соответствовать зрительным возможностям детей: соответствовать требованиям зрительных нагрузок, без бликующего эффекта, способы предъявления материала должны быть дифференцированы.
- Содержание дидактического материала должно носить мобильный характер (своевременно меняться по мере изучения тем и усложнения задач, возвращаться для закрепления и повторения).
- Не должно быть пресыщения дидактическим материалом (материала должно быть достаточно для решения каждой конкретной задачи).
- Дидактический наглядный материал должен быть реалистичным.
- Дидактический материал должен быть эстетически оформленным (картинки должны быть без рамок).
- Дидактический материал не всегда должен быть доступен для свободного пользования детьми (только знакомые игры и материалы).
- Дидактический материал для решения одних и тех же задач на занятиях учителей-дефектологов и воспитателей (в старшем возрасте) должен быть разным.
Содержание дидактического коррекционного материала определяется основными направлениями коррекционной работы.
- Формирование предметных представлений.
Сюда относятся:
- реальные предметы, модели, игрушки, картины и картинки разных размеров;
- разные настольно-печатные игры типа «Лото», «Домино», «Парные картинки»;
- слайды для рассматривания в моноколь, особенно в плеоптический этап лечения;
- стереоскопический картинки для развития бинокулярного зрения и т.п.) по изучаемым темам;
- зрительные опоры – схемы обследования;
- видео материалы, демонстрирующие объекты, восприятие которых невозможно или затруднено в естественных условиях;
- видео материалы, демонстрирующие явления и объекты по отдельным дидактическим темам.
- Формирование предметной деятельности.
Сюда относятся:
- различные материалы на сортировку, классификацию (семена, мелкие игрушки, фишки и т.п.);
- игры на выполнение соотносящих практических действий (различные втыкалочки, вкладыши, нанизывание шариков и бус, игры типа «Ударь молоточком», «Надень кольцо на конус», «Попади в кольцо», «Вылови рыбку» и т.п.);
- сборно-разборные игрушки (разные пирамидки, матрёшки и т.п.);
- модели, игрушки-модели (на разную тематику) для развития обследовательских действий;
- игры с калейдоскопом (рассматривание узоров, развитие тонкой двигательной дифференцировки);
- игры с полосатыми волчками (вращение волчка по и против часовой стрелки в зависимости от вида косоглазия);
- игры с песком, водой, глиной и т.п.;
- разные мозаики, конструкторы;
- материалы (игрушки и их заместители) для обучения сюжетно-ролевым играм;
- материалы для обучения простейшим трудовым действиям (застёгивание пуговиц, молний, шнуровка, пришивание пуговиц, вышивание);
- игры с катанием, бросанием, попаданием мячей в цель, прокатыванием в воротца и другую цель шаров, мячей (настольные игры «Бильярд», «Хоккей», «Футбол» и т.п.), а также игры типа «Загони шарик в серединку» (для детей с расходящимся косоглазием для развития тонкой двигательной дифференцировки);
- игры со световыми игрушками типа «Светлячок» (на развитие зрительно-двигательной реакции), фонарики (счёт световых сигналов, сигналы даёт педагог, либо ребёнок под контролем педагога);
- материалы для формирования продуктивных видов деятельности и развития графических навыков (специальные заготовки с образцами, перфокарты, тетради в крупную клетку, карандаши, фломастеры и др.).
- Формирование сенсорных эталонов.
Сюда относятся:
- основные сенсорные эталоны цвета, формы, величины, а также материалы и игры на развитие цветовосприятия, восприятия формы, величины;
- различные материалы и образцы на определение свойств и качеств материалов (например, образцы тканей, образцы различных поверхностей, однородные предметы, сделанные из различных материалов);
- аудиокассеты с записями различных шумов, голосов животных и птиц.
- Формирование пространственных представлений.
Сюда относятся:
- картинки и карточки-схемы движений человека;
- схемы расположения игрушек на полках, коврике;
- схемы расположения мебели в кукольной комнате (а также сама кукольная комната), в помещениях группы;
- схемы-пути;
- различные лабиринты;
- сюжетные картинки для сравнения месторасположения разных предметов;
- картинки с комплектами геометрических фигур, в разных пространственных положениях для сравнения;
- разрезные предметные и сюжетные картинки, кубики, цветные шаблоны;
- игры с картинками-пазлами;
- картинки для нахождения однородных предметов, расположенных в разных позах и положениях и т.п.
- Формирование константности восприятия.
Сюда относятся:
- контурные, силуэтные, пунктирные, неполные, перечёркнутые, перевёрнутые, зашумлённые изображения знакомых предметов;
- пары картинок (например, реальные и контурные изображения);
- разные игры на узнавание и подбор картинок, где изображены знакомые предметы в различных модальностях;
- серии картинок типа «Как рисовал художник?»;
- трафареты (по внутреннему и внешнему контуру).
- Восприятие глубины пространства.
Сюда относятся:
- различные макеты (сада, поля, леса, автомобильной дороги, улицы города, и т.п., а также макеты, созданные по мотивам художественных произведений (сказок, патешек);
- многоплановые сюжетные картины;
- картинки с нестереоскопическими признаками глубины пространства;
- стереоскопические картинки на разнообразную тематику.
- Восприятие различных изображений.
Сюда относятся:
- сюжетные и предметные картинки, иллюстрации, картины для узнавания известных объектов и знакомства с новыми объектами, для обучения последовательному восприятию: сначала перечислению, затем описанию, и, наконец, толкованию (обучение устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности);
- сюжетные изображения для обучения рассказыванию;
- серии сюжетных картинок для развития зрительного восприятия и обучения рассказыванию.
- Материалы для выполнения упражнений для глаз для снятия зрительного напряжения.
Сюда относятся:
- индивидуальные фигурки-стимулы (изображения) на палочках;
- демонстрационные фигуры для слежения взором;
- изображения, фигуры, игрушки для зрительного поиска в окружающем пространстве;
- таблицы для демонстрации траектории движения глаз для снятия зрительного напряжения;
- интерактивные зрительные упражнения (петля В.Ф. Базарного, зрительные тренажёры на конвергенцию).
- Зрительные и звуковые сигналы.
Сюда относятся:
- большие яркие, контрастно выделяющиеся в окружающей обстановке, кубы, флажки, султанчики, игрушки, подвесные шары и другие предметы;
- светосигналы (воспроизводимые фонариком с цветными фильтрами);
- заводные звонки (например, как у будильника);
- звуковые игрушки, музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты.
- Оборудование.
Сюда относятся:
- подставки (15* и 45*) для детей со сходящимся косоглазием;
- фоны;
- фланелеграфы (в том числе и индивидуальные);
- доски;
- мольберты;
- наборное полотно;
- лупы для рассматривания мелких предметов и деталей;
- бинокли для рассматривания предметов с дистантного расстояния.
- Техническое и программное обеспечение.
Сюда относятся:
- Компьютер (ноутбук) с установленной операционной системой WindowsXP и офисным приложением Microsoft Office Power Point 2010; колонки, принтер, AIMP-player, мультимедийный проектор, экран (для групповой работы).
При составлении рекомендаций была использована следующая научно-методическая литература:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Часть 1. Детский сад. / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипициной, Л.В. Рудаковой. С-Пб, 1995.
- Филичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. С-Пб, «Каро», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.
Данная презентация отражает взаимодействие всех служб дошкольного учреждения при работе с детьми имеющими нарушения зрения - как первичный дефект, так и вторичные отклоне...
Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.
В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...
Консультация "Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения"
Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения....
Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.
В процессе коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофунк...
Комплекс дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. Развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрен...
Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно- педагогической работе для развития речи у дошкольников с нарушениями речи.
Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и ...