Программа" Вдохновение" - основа для запуска речи у неговорящих детей
статья по коррекционной педагогике
Работа по инновационной программе «Вдохновение», где стержнем является принцип совместного действия, то есть со-конструкции, даёт возможность детям познавать мир, так как они хотят и могут, создавать значения и смыслы окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vdohnovenie_kak_blagopriyatnaya_osnova_dlya_zapuska_rechi.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Вдохновение» как благоприятная основа для запуска речи детей младшего дошкольного возраста.
Нурмухаметова Л.Р., учитель-логопед
Младший дошкольный возраст в настоящее время характеризуется недоразвитием речевого развития. Количество неговорящих детей в группах данного возраста возросло. Работа по инновационной программе «Вдохновение», где стержнем является принцип совместного действия, то есть со-конструкции, даёт возможность детям познавать мир, так как они хотят и могут, создавать значения и смыслы окружающего мира. Использование центров и детского совета способствуют общему овладению ребенком речью: обогащению словаря, развитию связной, интонационно и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, формированию навыков коммуникации.
Принцип программы – признание права на ошибку, предоставляет каждому ребёнку, а в особенности ребёнку с задержкой речевого развития, право использовать опыт и информацию по-своему, рассматривать и усваивать его индивидуально. Разрешая детям делать что-то «не так, как надо», программа позволяет пробовать, ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки. Программа признаёт и утверждает за каждым ребёнком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть.
Пространство групповой комнаты распределено на несколько центров, что позволяет ребёнку заняться тем, что ему интересно на данном этапе. Это даёт возможность педагогу выявить интересы ребёнка и строить работу над речевым развитием, учитывая особенности и наклонности ребёнка.
Развивая речь ребёнка необходимо обратить внимание на:
- развитие у детей познавательной активности, интереса к окружающей действительности
- формирование когнитивных предпосылок речевой деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления)
- преодоление речевого негативизма; развитие языкового чутья
-формирование элементарных общих речевых умений
-формирование навыков взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок» с использованием невербальных и вербальных средств общения.
Работа в детском совете создает условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей, обогащает речевой опыт, развивает понимание внешней речи. Коррекционные занятия с логопедом и психологом расширяют пассивный и активный словарь, вызывают звукоподражание и первые звукокомплексы. Центр развития речи призван создавать специальные речевые ситуации для раскрытия внутренней и внешней речи ребёнка.
Программно-дидактический комплект «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду» целесообразно использовать и в коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития. Особенно эффективны кубики с изображениями существительных и глаголов действия. Данное пособие развивает воображение детей, что способствует развитию мышления и речи. Совершая манипуляции с предметами, ребёнок сопровождает свои действия звукоподражаниями, простыми словами и т.д. То есть в процессе игры взрослый провоцирует ребёнка на речь, вызывая самые простые звукокомплексы и слова. В дальнейшем речевые кубики используются для составления фраз и предложений.
Технологии программы «Педагогические наблюдения» (это «Карта развития ребёнка», «Дневник наблюдения») позволяют проследить динамику развития ребёнка, в том числе и речевого развития. И педагог, располагая этими данными, может выстроить свою работу по запуску речи, используя тот дидактический материал, который заинтересовал ребёнка. Наблюдая участие ребёнка в центрах, педагог легко варьирует задания и игры, способствующие речевому развитию.
Для формирования навыков взаимодействия необходимо в работе с неговорящими детьми вызывание первых слов-ситуаций:
-пить, иди, дай, ещё, качай, открой, да, нет, потом, всё, готово, пока, помоги, упало. Это возможно работая в центрах природы, музыки, науки и искусства.
Пополнение содержимого центра методическими материалами и пособиями должно учитывать специфику действий неговорящего ребёнка. Всё должно быть доступно, интересно и понятно. Понимание задания и правил игры даёт ребёнку мотивацию к речи, желание взаимодействовать. А это прямой путь к запуску речи.
Как известно, продуктивная деятельность в процессе работы с детьми развивает двигательную, познавательную и эмоциональную сферы, и конечно, сферу восприятия ребенка за счет взаимодействия с различным материалом (крупа, краски, пластилин и др.), формами, текстурами. Ребенок переходит от непроизвольных манипуляций к сознательному взаимодействию с материалом, что является важнейшей способностью интеллектуального развития и познания окружающего мира.
Используя методику продуктивной деятельности можно спровоцировать неговорящего ребёнка на словесные реакции и сформировать мотивацию к общению. Тем самым растормаживается «внешняя» речь ребёнка, формируются коммуникативные навыки.
Рабочая тетрадь комплекта «Речь: плюс» содержит очень много заданий по продуктивной деятельности. Совместно с логопедом и психологом были разработаны по данному виду деятельности следующие упражнения:
- Работа над целостным образом (правильно расположить на образце части животных, посуды, одежды и т.д.)
- Работа над схемой лица, тела человека, схемой туловища животных (дорисовать, доклеить, долепить из пластилина недостающие части ).
- Работа над недостающими деталями предметов (доклеить колесо у машины, ручку у чайника и т.д.)
- Упражнения на выделение контура (обводим пальцем, фломастером, залепляем пластилином, рисуем ватной палочкой и гуашью и т.д. )
- Упражнения на дифференциацию по цвету и форме (кружочки в одну коробку, треугольники в другую; груши на одно дерево, яблоки на другое; грибочки в одну корзинку, шишки в другую и т.п.)
- Упражнения на последовательность. Используется визуально-ритмический круг. Можно использовать любой счётный материал.
- Упражнения на подбор правильного цвета (раскрасить предметы правильным цветом: огурец зелёным, помидор красным; банан жёлтым, яблоко красным и т.д.)
- Сюжетное рисование. Рисуем дом, окно, дым из трубы, ребёнка рядом с домом. Рисуем дерево, листочки, траву, облака, дождик из тучки. Одновременно развиваем графомоторные навыки (имитируем точки, дождик, травку). Используем также клей, крупы, бумажные салфетки для имитации облака, травы, дождика.
- Упражнения на конструирование по образцу. Это может быть аппликация, конструктор, кубики.
Цели программы «Вдохновение» предполагают участие ребёнка в процессе совместного жизнетворчества. Развивая культуру участия (соучастия) педагог провоцирует ребёнка на речь, коммуникацию, общение. Ценность данной программы в том, что ребёнок свободно выбирает то, чем он хочет заняться на данный момент. Это даёт свободу его деятельности, тем самым раскрывая потенциал и возможности на данный период развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога–психолога «Запуск речи для неговорящих детей на основе танцевальной терапии и логоритмики» на 2018 – 2019 учебный год.
Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза парал...
6 СПОСОБОВ ЗАПУСКА РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Рекомендации родителям, чьи дети никак не могут заговорить...
Запуск речи у неговорящих детей
Запуск речи у неговорящих детей. В помощь родителям....
Методика формирования языковой системы Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Запуск речи у неговорящих детей.
Данная методика разработана именно для детей с тяжелыми нарушениями речи различной природы: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Данная методика не только п...
Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи
Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи...
Запуск речи у неговорящих детй
Запуск речи у неговорящих детй...