Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях.
проект по коррекционной педагогике
Рекомендации разработаны для проведения коррекционных занятий в ДОУ с воспитанниками с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_moi.docx | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях.
Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту, где ребенок пребывает в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, воздействующими на все органы чувств. При этом основой сенсорной комнаты является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Сочетание разных стимулов оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в т.ч. России.
Сенсорная комната предназначена как для проведения релаксационных сеансов для детей с различными неврологическими отклонениями, так и для улучшения качества жизни
здоровых людей.
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ
КОМНАТЫ
Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:
*снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
*активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
*стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);
*развитие двигательных функций;
*создание положительного эмоционального фона.
Показания для детей:
1. Различные психоневрологические проблемы:
*неврозы и неврозоподобные состояния;
*задержки психомоторного и речевого развития;
*резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков;
*аутизм;
*адаптационные расстройства;
*необходимость проведения семейной психокоррекции.
2. Все формы детского церебрального паралича.
3. Двигательные нарушения другой этиологии.
4. Нарушения зрения, слуха, речи.
Занятий в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей.
Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических
потребностей ребенка, обусловленных возрастным периодом:
Дошкольный возраст (3-6 лет)
- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия,
воображения);
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие познавательного интереса, мотивации к обучению;
- развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания);
- повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям;
- психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия.
Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются:
- глубокая умственная отсталость
- инфекционные заболевания.
Противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических
Припадков.
Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:
*Астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к
разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению
*Коммуникативные нарушения.
*Синдром гиперреактивности, (двигательной расторможенности).
*Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии. ВНИМАНИЕ! Занятия с людьми
страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом психоневрологом. Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено.
*Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами
*Нарушения зрения. Занятия с такими людьми требуют особого подхода.
*Нарушение слуха.
*Тревожные дети.
Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих результатов:
*улучшение настроения;
*появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;
*получение положительных эмоций;
*нормализация сна;
*снижение тревожности и беспокойства;
*уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;
*отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;
*повышение иммунитета;
*ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;
*ускорение процессов мозговой активности;
*стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.
Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у детей нормализуется
психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития восприятия и познания
окружающего мира. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном кабинете психолога. Специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка.
Сенсорная комната предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее действие. На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным.
Общие вопросы по организации работы в СК.
Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:
• вводная (ритуал приветствия, разминка);
• основная (релаксация, игра);
• завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).
Цель работы - сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья
учащихся с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
2) создание положительного эмоционального состояния;
3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
Количественный состав группы:
До 7 человек или индивидуально
Сенсорная комната позволяет провести сеансы светотерапии, музыкотерации, цветотерапии, ароматерапии и является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития.
Обстановка сенсорных комнат оказывает воздействие на все органы чувств - гармонизирует, способствует расслаблению, снижению утомляемости, повышению работоспособности, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям, активизации собственных защитных сил организма. Комната психологической разгрузки позволяет проводить групповые и индивидуальные мероприятия по психологической поддержке и социальной адаптации детей, поддержанию здоровья и оптимальной работоспособности, ускорению реабилитации после чрезмерных нагрузок, стрессов и переутомления, освоению навыков саморегуляции. В практике чаще всего сенсорная комната выполняет и функции комнаты психологической разгрузки.
В сенсорной комнате МБДОУ №6 «Дюймовочка» имеется дополнительно оранжевая солевая лампа, которая действует расслабляюще, снимает стресс и беспокойство, нормализует психологическое состояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы по физической культуре в детском саду
Статья содержит методические рекомендаци по организаци работы по физкультуре в ДОУ...
Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном учреждении
Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном учреждении...
Методические рекомендации по организации сюжетно - ролевой игры в дошкольном учреждении
Методические рекомендации по организации сюжетно - ролевой игры в дошкольном учреждении...
Методические рекомендации по организации сюжетно - ролевой игры в дошкольном учреждении.
Данный материал позволит педагогу правильно организовать сюжетно-ролевые игры с дошкольниками...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.
В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ. ОПЫТ РАБОТЫ.
В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТАНЦИИ ТРОПЫ, ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ....
Методические рекомендации по организации индивидуального сопровождения в дошкольном образовательном учреждении
Методические рекомендации по организации индивидуального сопровождения в дошкольном образовательном учрежденииАвтор:Панкеева В.А....