"О коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя на материале занятий по счёту"
консультация по коррекционной педагогике
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_korrektsionnoy_rabote_logopeda_i_vospitatelya_na_materiale_zanyatiy_po_schetu.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя
на материале занятий по счету
На занятиях по формированию у детей математических представлений основной задачей воспитателя, безусловно, является успешное овладение детьми математическими понятиями. Однако, кроме того, воспитатель решает и некоторые коррекционные задачи, которые можно сформулировать так: 1) развитие словаря детей, 2) развитие навыков связной речи, 3) закрепление навыков правильной речи, полученных на логопедических занятиях.
Большое количество ошибок в речи детей падает на формы родительного падежа множественного числа существительных. При этом отмечается неправомерная генерализация окончания -ов. Эта падежная форма наиболее употребительна: именно ее требуют все числительные от 5 до 10 (других случаев мы не касаемся), а также наречия много, мало.
В методической литературе для массового детского сада не рекомендуется при пересчете предметов их называть. Именуется только итоговое число. Лишь в старшей группе, когда дети знакомятся с составом числа и сравнивают смежные числа, им предлагают формулировки, включающие падежные формы числительных: четыре меньше пяти, пять больше четырех и т. п., а также: К трем прямоугольникам добавляем один. Из четырех квадратов убираем один и т. п., т. е. Предполагается, что дети на 6-м году жизни не должны испытывать затруднений, рассказывая о подобных операциях. Однако, как показал опыт, дошкольники логопаты не в состоянии самостоятельно овладеть данными формулировками. Поэтому, убедившись в том, что пришедшие в логопедический сад дети не путают процесс и результат счета в пределах трех, мы сразу предлагаем им при счете именовать каждое число. Лишь в этом случае у них возникает достаточно прочный навык правильного употребления падежных форм.
В связи с изучением состава числа, ознакомлением со смежными числами и с простейшими счетными операциями (сложение, вычитание) дети постоянно слышат и употребляют родительный и дательный падежи этих сочетаний: К двум кружкам мы прибавили еще один кружок. От пяти флажков мы отняли два флажка и т. п. Постоянно повторяющиеся в речи воспитателя обороты типа: Какие числа идут до пяти? После пяти? Какие числа больше (меньше) четырех? и т. п. и задания типа: Как сделать, чтобы флажков и матрешек стало поровну? (Добавить к трем флажкам еще один флажок; От четырех флажков отнять один флажок и т. п.) также позволяют систематически упражнять детей в правильном употреблении этих форм. По рекомендации логопеда воспитатель дает больше подобных заданий, чем это требуется в массовом детском саду, обращая особое внимание на четкое произнесение падежных форм числительных.
В начале обучения воспитатель добивается утрированного звучания безударных окончаний в сочетаниях типа много игрушек, бабочек и т. п. Это приучает детей к четкому произнесению окончаний слов и способствует формированию у детей определенных морфологических обобщений.
Воспитатель включает в занятие определенные речевые модели, рекомендованные логопедом в связи с данным математическим материалом, и упражняет детей в их употреблении.
В результате создается необходимая база для целенаправленной логопедической работы. На занятиях по развитию речи логопед отбирает наиболее актуальные для речи детей падежные формы. При этом соблюдаются принцип усложнения отрабатываемого материала.
Сначала с целью закрепления понятия о родовой принадлежности предметов и о признаке их одушевленности специально отрабатываются сочетания именительного падежа числительных один, одно, два, две с существительными и все падежные формы числительных один, одна (один карандаш, одна девочка; два карандаша, две девочки; одного карандаша, одной девочки и т. д.).
Затем в работе над падежными формами числительных (от 2 до 10) целесообразна такая последовательность:
а) сочетания наречий много, мало и числительных от 5 до 10 с родительным падежом существительных: много, мало, 5 — 10 — карандашей, девочек;
б) родительный падеж сочетаний числительных (от 2 до 10) с существительными: от от двух (3 — 10) карандашей, девочек;
в) дательный падеж данных сочетаний: к двум (3 — 10) карандашам, девочкам;
г) винительный падеж данных сочетаний с неодушевленными, а потом — с одушевленными существительными, например, вижу два (3 — 4) карандаша, двух (3 — 4) бабочек, пять (6 — 10) бабочек, карандашей;
д) и, наконец, творительный падеж данных сочетаний, наименее употребляемый в речи дошкольника.
На логопедические занятия отбирается материал с единообразными, а на первое занятие — с ударными окончаниями для того, чтобы облегчить его усвоение. С этой целью все числительные первого десятка от 2 до 10 мы разделили на две группы: сначала отрабатываются падежные формы числительных 2, 3, 4, а потом числительных с 5 до 10. такая последовательность, во-первых, способствует формированию у детей морфологических обобщений: дети наблюдают единообразие окончаний: к двум, к трем, к четырем; к пяти, к шести... к десяти и т. п. Мы используем и вопрос, в некоторых случаях подсказывающий окончания числительных (от скольких? — от двух; к скольким? — к двум). Эти наблюдения и частая повторяемость данных падежных форм на воспитательских занятиях повышают эффективность усвоения материала.
Работу над формами родительного падежа существительных в сочетании со словами нет, много, мало, 5 — 10 можно проводить в следующей последовательности:
1-й год обучения: формы на -ок (лодок), -ек (бочек); на -ев, -ей (стульев, карандашей), на -ов.
2-й год обучения: повторение усвоенных форм; формы с нулевой флексией (рыб, окон, машин).
Окончание -ов мы не случайно отработали после того, как усвоены все другие варианты: дети хорошо владеют падежной формой с данным окончанием и даже, как уже отмечалось, заменяют им все другие окончания родительного падежа. Поэтому целесообразно временно «забыть» о нем для того, чтобы потом, когда будут отработаны все другие окончания, привлечь уже и этот материал. Подобная последовательность оправдала себя на практике.
С формой родительного и дательного падежа изучаемых сочетаний дети постоянно сталкиваются на занятиях по математике. Усвоение их облегчается тем, что, в отличие от винительного падежа, здесь морфологически не выражена категория одушевленности (ср. к двум кошкам и к двум столам, от двух кошек и от двух столов). Над употреблением этих форм логопед работает лишь в плане создания у детей морфологических обобщений на уже имеющемся в их речевой практике материале занятий по математике.
Отработку винительного падежа сочетаний числительных с существительными логопед связывает с проведенной в начале 1-го года обучения работой по практическому усвоению категории одушевленности: Что? — Два кубика, две ложки. Беру что? — Два кубика, две ложки. Кто? — Два петуха, две кошки. Вижу кого? — Двух петухов, двух кошек.
Работу над правильным употреблением творительного падежа количественных числительных начинает логопед.
Сначала дети на логопедических занятиях упражняются в правильном употреблении формы творительного падежа числительных 2, 3, 4 в сочетании с существительными в значении совместимости действия (более наглядное значение орудийности — молотками, иглами во множественном числе мало употребимо и редко сочетается с числительными). Логопед предлагает детям сочетания типа с тремя детьми, а в случаях затруднений — задает вопрос со сколькими? Он обращает внимание детей на конец слов двумя, тремя, четырьмя, окончания четко слышны, так как находятся под ударением.
Затем сопоставляются окончания родительного, дательного и творительного падежа (от двух — к двум — с двумя), т. е. Проводится работа по формированию у детей практических морфологических обобщений.
Сложнее обстоит дело с творительным падежом числительных 5 — 10: пятью, шестью... десятью. Эта форма мало употребительна в речи дошкольников, поэтому с детьми, имеющими общее речевое недоразвитие, нецелесообразна ее отработка.
Опишем приемы и виды работ, помогающие детям усвоить необходимый грамматический материал.
Цель первой группы упражнений — отработка употребления родительного падежа множественного числа существительных в сочетаниях со словами нет, много, мало.
После восприятия на слух словосочетаний и выполнения инструкций типа Дай много матрешек, возьми много карандашей и т. п. с детьми проводится беседа. Дети слышат вопросы, которые содержат отработанные формы слов, например: У нас много рыбок? У нас мало мишек? У нас мало игрушек? и т. п. Затем в беседу включаются вопросы, требующие самостоятельного употребления определенных форм, например, с суффиксами -ок, -ек: Чего много в буфете? (вилок, ложек, тарелок, чашек). Свои вопросы логопед сопровождает демонстрацией определенных предметов или картинок.
Проводятся упражнения на договаривание начатых логопедом словосочетаний и предложений. Например: Около болот много лягу... (шек). Закончив слово, ребенок произносит его целиком. Можно использовать и игру в мяч: дети стоят кружком, логопед бросает мяч кому-нибудь из детей; поймав мяч, ребенок договаривает начатое слово и, возвращая мяч логопеду, говорит все слово целиком.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
На доске выставлен ряд (4 — 5) картинок с изображением на каждой из них множества однородных предметов (или располагаем на столе группы однородных предметов — вилки, ложки, чашки, тарелки, салфетки и т. п.). сначала дети называют предметы. Потом закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок (или одну группу однородных предметов). Открыв глаза, дети
должны ответить на вопрос «Чего не стало?» Ребенок, ответивший без ошибок, получает фишку.
Цель следующей группы упражнений — отработать употребление родительного падежа количественных числительных в сочетании с существительными.
Дидактическая игра «Чего не стало?» с указанием количества предметов (от 2 до 10). описание игры см. выше.
Драматизация такого сюжета, как дежурство. Логопед поручает «дежурному» подготовить столы к «обеду». «Дежурный», по указанию логопеда, ставит, например, 5 тарелок, 6 чашек, кладет 4 ложки, 5 салфеток, 4 вилки. А в группе — 8 человек детей. Потом проводится беседа: Скольких ложек нам не хватило? (тарелок, вилок, чашек, салфеток). Этот вид работы предполагает развитие счетных навыков на уровне, который должен быть у детей старшей группы в последнем квартале.
Дидактическое упражнение «Сложи сам». Детям раздается по 4 палочки, 4 квадрата, 4 прямоугольника, 4 треугольника и 4 кружка — разных цветов. На доску вывешиваются рисунки с образцами фигур, сложенных из таких форм — домик, машина, башня, елочка, лодка.
Детям предлагается из имеющегося материала сложить любую из предложенных фигур. Сложив фигуру, ребенок отвечает на такой, например, вопрос: из чего ты сложил машину? — Я сложил машину из четырех квадратов и из двух кружков.
Фраза усложнится, если ввести в нее прилагательное. После ответа на вопрос «Из чего ты сложил тележку (узор, пирамидку)?» детям предлагается по устному образцу ответить на тот же вопрос, обозначив цвет геометрических форм, например: «Я сложил тележку из трех красных квадратов и из двух синих кружков».
Цель двух следующих упражнений — отработка употребления родительного и дательного падежа числительных в сочетании с существительными.
Составление предложений по демонстрации. На доске закрепляются фигурки (5 матрешек, 5 бабочек, 5 зайцев, 5 рыбок). Дети составляют предложения, употребляя числительные и глаголы с приставкой при- (приплыла, прискакала, пришел, прибежал), а также с приставками подо- и ото- отработанные на занятиях по развитию речи. Сначала целесообразно отработать эти предложения на 5 однородных предметах (К двум бабочкам прилетела еще одна бабочка. Стало три бабочки. К трем бабочкам прилетела одна бабочка. Стало четыре бабочки и т. п.).
Лото «Один-два». На больших картах, которые раздаются детям, изображено по два одинаковых предмета. На маленьких, предъявляемых логопедом, такие же одиночные предметы. Ребенок берет у логопеда маленькую карточку, кладет ее на большую карту рядом с изображением того же предмета и говорит: К двум книгам я прибавил еще одну книгу. У меня стало три книги и т. п.
Несколько позднее логопед предлагает изображения одушевленных предметов, винительный падеж мужского рода которых совпадает не с именительным, а с родительным, например: положил один огурец, но: одного зайчика.
Оба описанных вида работы подготавливают детей к составлению и решению задач на сложение и вычитание.
Цель последующих упражнений — отработка употребления творительного падежа количественных числительных в сочетании с существительными.
Этим упражнениям предшествует ряд логопедических занятий по практическому овладению формами творительного падежа существительных сначала в значении орудийности действия, а затем — совместности действия, сначала — в единственном, а потом во множественном числе. Сопоставляются вопросы чем? и с чем?
Лото «С кем?» на больших картах изображены детеныши животных, например, два котенка, три щенка, четыре зайчонка и т. п. На маленьких карточках изображены взрослые животные. Большие карты раздаются детям. Логопед предъявляет маленькие карточки. Ребенок, получая изображение взрослого животного, говорит: «У меня зайчиха с четырьмя зайчатами» и т. п.
Дидактическая игра «Запомни, с чем?»
На столе лежат разные предметы группами по четыре, рядом — коробка, ящик и пакет. Логопед на глазах у детей кладет в пакет 2 грибка, в коробку — 3 картинки, а в ящик — 4 кубика. Меняет пакет, коробку и ящик местами и предлагает детям вспомнить, с чем пакет? с чем коробка? с чем ящик? Отвечая, дети должны назвать количество предметов в пакете, в ящике, в коробке. Например: пакет — с двумя грибками, коробка — с тремя картинками, ящик — с четырьмя кубиками. Тот, кто правильно все вспомнит и не ошибется в окончаниях, получает фишку. Затем игра продолжается (предметы и их количество — от двух до четырех — все время меняются). Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек. Кроме решения чисто речевых задач, эта игра воспитывает внимание и развивает память.
Все описанные выше виды работ логопед может рекомендовать воспитателю. Последний включает их в занятия по математике или их элементы использует в повседневной жизни. В некоторых случаях логопед дает ему необходимый словарь — например, для упражнения на договаривание предложений; для дидактической игры «Чего не стало?»; дидактической игры «Путаница» («Нет или много?); игры с мячом «Подбери слово»; для составления предложений по драматизации; для лото «Один-два»; дидактической игры «Запомни, с чем?».
Все остальные игры и упражнения воспитатель по рекомендации логопеда может проводить самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"
ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...
Организация совместной коррекционной работы учителя - логопеда и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Презентация опыта на городском методиеском объединении учителей - логопедов ДОУ IV и VI вида....
Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...
"Эффективность совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя"
Актуальность темыЗадачи, которые стоят перед педагогамиПути их реализации...
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...
«Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда» План работы учителя-логопеда по теме самообразования
Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с труд...