Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста Корреционно развивающее занятие "В поисках радости"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Марина Александровна Карпенко

Дошкольный возраст- благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей.

Дошкольный возраст-благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей.
Ребёнок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремиться  признанию себя среди других людей. У него ярко пролеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся: эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и пр., что серьёзно осложняет взаимоотношения ребёнка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно, организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Дошкольное отделение

НОД

Развитие эмоционально-волевой сферы

детей дошкольного возраста

«Такие разные эмоции»

В поисках радости

Подготовила

Педагог-психолог

Карпенко Марина Александровна

рп.Богородское

16.12.2021

Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.

Задачи:

Интеграция образовательных областей:

социально–коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие

Форма организации: психотренинг.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Способствовать осознанию собственного эмоционального состояния, пониманию чувств других людей, развитие чувства эмпатии.

2. Предоставить возможность детям выражать свои чувства, преодолевать страхи и неуверенность, избавляться от отрицательных эмоций приемлемыми способами, формирование приемов саморегуляции: мимика, жесты, позы, слова.

3. Учить замечать радостные моменты в повседневной жизни.

4.Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Познавательное развитие:

1. Формировать умения у детей, различать эмоции по схематичным изображениям.

2. Развивать психические функции у детей (память, внимание, мышление, воображение, речь ).

3. Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.

Речевое развитие:

1. Способствовать развитию умений у детей высказывать свое мнение.

2. Активизировать словарь детей: эмоции, радость, грусть, гнев, страх.

Художественно –эстетическое:

1.Развивать у детей творческие способности, воображение.

2.Способствовать развитию слухового восприятия музыки, умению музыкальной импровизации.

Здоровьесберегающие технологии:

1.Развивать двигательную активность, координацию движения, умение сочетать слова с движениями.

2. Развивать мышечную мимику лица, мелкую моторику рук.

3.Способствовать снятию мышечного и эмоционального напряжения с помощью релаксации.

Методы и приемы:

Сказкотерапия,арт-терапия, музыкотерапия, психогимнастика

Словесные: беседа, вопрос – ответ, стихотворения.

ИКТ-технологии: презентация, пиктограммы изображений эмоций.

Практические: психогимнастика, игровые ситуации, творческая деятельность, арт-терапия (песочная, изобразительная).

Инновационные: презентация, музыкальное сопровождение.

Материалы и оборудование: презентация, ноутбук, экран, колонки, музыкальное сопровождение, световая песочница, мольберт, восковые мелки, ватман, изображение Приведения, шарики Марблс, ракушки, рисунки детей, картинки с изображениями.

Предварительная работа: занятия по программе Н.И.Монаковой «Путешествия с гномом» Развитие эмоционально-волевой сферы деятельности.

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости, им очень интересно посмотреть, в какие страны мы с вами путешествуем! давайте поздороваемся с нашими зрителями!

Дети приветствуют гостей: Здравствуйте!

Ребята, сегодня нас ждёт настоящее приключение! Я узнала, что в семье гномов случилась беда. Пропал радостный гном, оставив записку:

«Дорогие ребята! Я потерял все то, что меня радует! Пока я искал мою радость, коварная Грустинда заманила меня к себе в страну грусти и не отпускает. Помогите найти мою радость и спасите меня! Идите по моим следам.»

Психолог: Ребята, поможем найти весёлого гнома и его радость?

Дети отвечают: Конечно, поможем!

Психолог: Что такое радость? Что вас радует?

Дети отвечают: Радость - когда у нас хорошее настроение, нас радует когда светит солнышко, хорошая погода, когда мы играем с мамой или друг с другом.

Психолог: Ребята, помните, какую подсказку оставил вам гном? Идти по его следам!

Звучит веселая музыка

Психолог: Какая музыка звучала по характеру, веселая или грустная?

(дети угадывают)

Дети отвечают: Веселая!

Психолог: Откуда она звучала? Слевой стороны или с правой?

Дети отвечают

Психогимнастическое упражнение «Поверните голову влево, вправо, в верх, вниз»

На экране появляется изображение пиктограммы удивления.

Психолог: Ребята, мы попали в страну удивления. Но гнома Удивляку никто не может ничем удивить, поэтому он стал ко всему равнодушен.Что можно сделать, чтобы нас заметили, проявили к нам интерес?

Дети отвечают: Удивить

Психолог: Действительно, внешней причиной удивления должно быть что то внезапное, неожиданное, чудо.

Как выглядит удивленный человек?

Дети мимикой изображают удивленное выражение лица.

Как и чем вы удивляете ваших родителей? воспитателей? друг друга?

Дети отвечают: показываем фокус, помогаем по дому, делаем сюрпризы- дарим красивые рисунки и т.д.

Психолог: Чтобы нам пройти дальше, Удивляка придумал для вас задание, под названием Фокус.

Упражнение на развитие зрительной памяти «10 предметов»

На экране сказочный персонаж удивляется

Психолог: Ребята, удалось вам удивить гнома своей хорошей памятью?

Дети отвечают: Удалось!

Психолог: Он пропускает нас в следующую страну.

Звучит грозная музыка, на экране изображение пиктограммы злости.

Психолог: Ребята, в какую страну мы с вами попали?

Дети отвечают: В страну Злости!

Психолог: Как выглядит человек, когда злится?

Дети изображают мимикой злость

Психолог: Что чувствует человек, когда злится?

Дети отвечают: человек начинает кричать, ругаться, обзываться, может даже ударить кого-то!

Психолог: Каждый большой и маленький человек имеет право злиться, но когда мы злимся, можем когото обидеть, а после того, как злость ушла, нам бывает грустно и неприятно. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас?

Дети отвечают: Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри .

Психолог: У меня есть один секрет, как научить вас правильно сердиться, то есть чтобы не обижать других. С помощью песка мы с вами слепим собственную злость, а затем ее победим.

Психолог с детьми подходят к световой доске с кинетическим песком и совместно лепят шар-злюку, делают ему глаза, нос, рот. Затем психолог предлагает детям украсить его различными камушками, бусинками, ракушками.

Психолог: Посмотрите ребята, наша злость превратилась в прекрасную поделку. Злиться вредно для здоровья.

С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми?

Дети отвечают: Конечно с добрыми!

Психолог: Молодцы, Злюка Сердиткин не знал, что вы сможете победить собственную злость. И поэтому он пропускает нас дальше.

Изображение Злюки растворяется на слайде.

Звучит зловещая музыка, на экране появляется изображение пиктограммы страх.

Психолог: Ребята, в какой стране мы с вами оказались?

Дети отвечают: Это страна страха!

Психолог: Как вы поняли, что это именно страна страха?

Дети отвечают: Потому что широко открыты глаза, уголки губ опущены вниз

Психолог: Если нам бывает страшно, как мы можем побороть свой страх? Дети отвечают: посмеяться над ним!

Психолог: Давайте Ужастику-Боястику нарисуем что-нибудь веселое!

На мольберте изображение Приведения

Психолог: Ребята, я открою вам маленький секрет: если нарисовать свой страх, а затем дорисовать что-нибудь веселое, то страх превратиться в безобидную смешилку.

Дети берут восковые мелки и по очереди подрисовывают ему хобот, бороду, бантик и т.д.

Психолог: Вот видите, нам удалось победить собственный страх, потому что страх не терпит юмора, а мы с вами идем дальше!

 Звучит грустная мелодия, на экране изображение пиктограммы грусть.

Психолог: Ребята, как вы думаете, куда мы попали?

Дети отвечают: Это страна грусти!

Психолог: Как вы поняли, что это страна грусти?

Дети отвечают: Когда человек грустит, уголки его губ направлены вниз, глаза смотрят вниз, как-будто вот вот заплачет.

Давайте расскажем Грустинде, когда бывает так, что вы тоже грустите?

Упражнение «Я грущу когда…»

Дети стоят в кругу. Психолог каждому ребёнку по очереди кидает мяч и просит рассказать, в каких ситуациях он бывает грустным. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не расскажут о своей грусти.

Психолог: Коварная Грустинда не хочет отдавать нашего гномика. Потому что только он приносит ей радость. Ребята, что можно сделать, если вы вдруг загрустите?

Дети отвечают: обнять маму, заняться спортом, покататься на качелях, съесть мороженое и т.д.

Психолог: Давайте порадуем Грустинду, у нее появится хорошее настроение и она вернет нам гнома и его радость?!

Дети соглашаются: сейчас мы ее развеселим!

Подвижная игра «Есть или нет?»

Способствовать развитию у детей мышления, слухового внимания, выполнению правил игры, правильному выполнению движений в процессе ответа на утверждения.

Дети встают в круг. Если дети согласны с утверждением, то будут хлопать в ладоши», если не согласны, вертеть головой в разные стороны.

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли ключ у поросенка?

Есть ли гребень: у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Психолог: А теперь предлагаю надуть Грустинде воздушные шарики!

Дыхательное Упражнение «Воздушный шарик»

Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными.

Психолог: А теперь, давайте сделаем для Грустинды подарок!

Психолог предлагает детям выбрать рисунки с изображением радостных моментов, наклеить их на ватман в виде коллажа.

Психолог: Давайте расскажем Грустинде, когда и чему можно радоваться.

Дети рассказывают: можно покататься на качелях, почитать с мамой книгу, поиграть со своими друзьями.

Психолог: Это действительно очень весело! Как вы считаете, ребята?

Дети отвечают: Конечно!

Пиктограмма Грустинды на экране превращается в радостное лицо.

Психолог: Ребята, удалось нам рассмешить Грустинду?

Дети отвечают! Конечно удалось!

Психолог из за ширмы достает радостного гномика.

Психолог: (обращаясь к гному и детям)  Вот видишь, маленький гномик, не надо далеко ходить, чтобы найти радость. Радость можно найти везде, это то, что окружает нас и радует: мама, папа, наши друзья, которые нам помогают, игрушки, хорошая погода...радость живет в каждом из нас!

А на прощанье, давайте возьмемся за руки, и хором скажем: «Прогоняем грусть, приглашаем радость!»

Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения:

Мы попрыгаем немножко (дети прыгают)

И похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши)

А теперь мы покружились (кружатся)

И на землю опустились (садятся на корточки)

Потянулись, потянулись (тянутся)

И друг другу улыбнулись (поворачивают голову и улыбаются)

Здесь мы вместе: ты и я (показывают сначала на соседа, затем на себя)

Потому что мы друзья! (берутся за руки)

Рефлексия

Психолог: Ребята, понравилось вам сегодняшнее путешествие?

В странах каких эмоций мы с вами сегодня побывали?

У жителей страны грусти какое выражение лица? Изобразите? А у жителей страны злости?

Путешествие в какую страну вам запомнилось больше всего? Почему?

Каким образом можно победить собственную злость?

Кого вам сегодня удалось спасти?

Почему коварная Грустинда украла весёлого гнома?

Поделитесь способами, которые могут принести вам радость?

Нужно ли искать радость или можно создать ее самому?

Дети делятся впечатлениями

Психолог: Когда придете в группу, расскажите ребятам, какую радость вы сегодня испытали. И где ее можно найти.

Досвидания!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Эмоционально-волевые нарушения у детей дошкольного возраста.

В статье приведены примеры эмоционально- волевых нарушений у дошкольников, некоторые причины их появления и приёмы коррекции....

Картотека по развитию эмоционально-волевого компонента у детей дошкольного возраста.

   Картотека помогает детям развивать навыки распознавания, выражения и управления своими эмоциями, а также формирует устойчивость воли и умение справляться с трудностями. Регулярные ...