"Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях"
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы на музыкальных занятиях.
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.).
Одним из эффективных средств воспитания эмоций и чувств дошкольника является музыкальное искусство, музыкальное воспитание.
Главным показателем музыкальности классик отечественной психологии Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку. Он отмечал, что "центром музыкальности является способность ребенка эмоционально отзываться на музыку.
Также он утверждал, что "Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона.
Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений.
Основным критерием доступности музыкальных произведений, является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
Поэтому эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом.
Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться.
Одной из форм музыкального воспитания дошкольников и приобщения их к музыкальному искусству являются музыкальные занятия, на которых эмоциональная отзывчивость на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка.
На первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Процесс слушания музыки несёт в себе:
- огромный положительный эмоциональный заряд
- процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. (В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника).
- в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя, когда дети слушают музыку в хорошем исполнении.
- в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции.
- в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности
Существуют произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.
Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.
Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, ребенок конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Б.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями.
Для того чтобы дети могли подобрать движения, необходимо исполнять музыкальные произведения, ясно подчеркивая смену характера музыки, передающей разные образы, необходимо постараться найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным детскому восприятию. И лишь внимательно прислушавшись к характеру музыки и услышав его смену, дети могут правильно выбирать движения. Только в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.
Методы, которые можно использовать на занятиях это:
- метод контрастного сопоставления произведений
-метод уподобления характеру звучания музыки – предполагает активизацию разнообразных творческих действий (проявлений ребенка), направленных на осознание эмоционально-образного содержания музыки.
Виды уподобления музыке:
- моторно-двигательное,
- тактильное,
- словесное,
- вокальное,
- мимическое,
- темброво-инструментальное,
- интонационное,
- художественное,
- цветовое.
Они между собой могут варьироваться и сочетать друг с другом.
Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать её звуковую ткань. Это умение развивается путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений, в которых их внимание обращается на средства музыкальной выразительности, характер мелодии.
Для полноты высказывания дошкольников о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, необходимо проводить систематическую работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально-образное содержание музыки.
Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются, и поэтому дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации. С каждым разом, детское исполнение песен, плясок, игр становится достаточно выразительным, что свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.
Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчёркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определённый тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Поэтому, развивая у детей способность различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, во время беседы о музыкальном произведении иногда (если ярко выражено) можно предложить сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.
Для повышения эмоциональной отзывчивости на музыку необходимо в работе использовать художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогут ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.
Предлагать детям для прослушивания небольшие пьесы, звучащие не только на фортепиано, но и на других музыкальных инструментах.
Высокая эмоциональность дошкольников является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками.
Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения.
Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.
Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники ча...
Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.
Решение задач развития эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...
Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды
Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...
Перспективное планирование работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через чтение художественных произведений с использованием игр и игровых упражнений
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста...
Музыкальная терапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Музыкальная терапия - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Интересный матерьял, мастер класс для воспитателей, музыкальных руководителей, учителей логопедов в рабо...