ПОЧЕМУ НЕ ПАДАЕТ НЕВАЛЯШКА?
план-конспект урока по коррекционной педагогике (младшая группа)

Фильева Светлана Анатольевна

Исследовательская работа в рамках проекта «Неваляшка-народная игрушка» с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях дома ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_pochemu_ne_padaet_nevalyashka.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Пензенский дом ребенка»

 «Почему не падает неваляшка?»

 


Конспект совместной деятельности. Исследовательская работа.

Тема: «Почему не падает неваляшка?»

Образовательная область: познавательное  развитие 

Интеграция образовательных областей:

художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое.

Возраст:¨ младший  дошкольный, дети  с ЗПР.

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность.

Форма организации: малая подгруппа.

Цель: изучение «секрета неваляшки» (её внутреннего устройства, то есть положение устойчивого равновесия).

Задачи:

Коррекционно – обучающие

- формировать у детей начальные научно-технические знания;

- рассмотреть внутреннее устройство неваляшки;

- практическим путем искать ответы на проблемные вопросы (развитие мышления);

- способствовать расширению и активизации лексического словаря детей.

Коррекционно - развивающие

- развивать конструктивные и творческие способности;

- развивать навыки совместной деятельности детей и взрослого;

- развивать мелкую моторику;

 развивать межполушарное взаимодействие Г.М.

Воспитательные

- прививать интерес к процессу работы и получаемому результату;

- формировать бережное отношение к игрушкам.

Объект исследования: игрушки неваляшки.

Предмет исследования: изучение «секрета (принципа) неваляшки».

Предварительная работа: знакомство с историей появления неваляшки в доступной для детей форме (презентация «Неваляшка и ее семья»), проведение НОД и СОД по плану проекта «Неваляшка-народная игрушка», разучивание кинезиологического упражнения «Качалка», артикуляционных упражнений для языка «Качели», «Часики», чтение стихотворения С. Я. Маршака "Ванька-Встанька".

Оборудование и материалы: игрушки неваляшки, кроватки (по количеству детей), неваляшка а разобранном состоянии; яйца от киндер – сюрприза, пластилин, готовые образцы поделок неваляшек для демонстрации детям:1. из киндер-сюрприза, 2. из бумаги; заготовки неваляшек: 1. из киндер-сюрпризов, 2. из бумаги (по количеству детей); крышки пластмассовые от бутылок. Фонограмма песни «Мы милашки-куклы неваляшки» слова Зои Петровой, музыка Зары Левиной.

Актуальность: развивать  интерес к физическим явлениям, игрушкам; развивать интерес к моделированию игрушек, поделок на основе полученных знаний.


Ход исследовательской работы

Этапы работы

Содержание этапа

I.Вводная часть(3 мин.)

1

Организационный момент.

Цель. сообщение темы занятия, создание эмоционального фона занятия. 

Дефектолог: Здравствуйте ребята!

Сегодня мы с вами должны узнать, почему не падает неваляшка!

И  еще самим смастерить  нашей неваляшке друзей.

II.Основная часть (15 мин.)

2.

Игра «Уложи спать неваляшку»

Цель: поиск вариантов ответов на проблемный вопрос: «почему неваляшка не лежит, не спит?».

Дефектолог: Ребята, попробуйте положить ваших неваляшек в кроватки.

Дети укладывают игрушки в кроватки.

Дефектолог: 

Неваляшку мы кладем —

Неваляшка не лежит.

Неваляшку мы кладем,

А она опять стоит.

Не лежит никак игрушка,

Неваляшка-непослушка.

- Люба, как ты думаешь, почему твоя неваляшка не спит?

Ребенок дает свой вариант ответа: «Не хочет»

Дефектолог:  Антон, может быть твой Ванька-встанька уснет, если ты споешь ему песенку?

Ребенок: напевает колыбельную «Баю, бай! Баю, бай! Спи, Ванюша, засыпай!». «Нет, не лежит!»

Дефектолог:   Наверное, ребята, внутри у этой игрушки, что-то находится, что не дает ей лечь и лежать.

3.

Исследование «А что находится внутри неваляшки?»

Цель: формировать у детей начальные научно-техни-ческие знания;

-рассмотреть внутреннее устройство неваляшки

Дефектолог демонстрирует детям игрушку со сломанной частью туловища.

Дети видят внутреннее устройство игрушки.

Дефектолог: Вот эта колба не позволяет неваляшке лежать, т.к. туловище (нижняя часть игрушки) тяжелее ее головы!

4.

Эксперимент «Секрет неваляшки»

Цель: практическим путем попытаться понять «принцип неваляшки».

Дефектолог демонстрирует малышам свой образец неваляшки из картона, нижняя часть которой утяжелена двумя крышками от бутылок. Пространство между ними заполнено пластилином. Раскачивает игрушку. Затем раздает детям заготовки ванек-встанек с просьбой покачать их.

Дети видят, что их заготовки игрушек не качаются, а падают, лежат!


Дефектолог открывает крышки своего образца поделки и просит детей сделать то же.

Выясняется, что у педагога в нижней части между двумя крышками находится пластилин, а в заготовках детей его нет!

Совместно с дефектологом дети размазывают  пластилин на дне одной крышки и насаживают на пластилин вторую крышку. Таким образом, заготовки детей тоже стали игрушками-неваляшками!

5.

Артикуляционные упражнения «Неваляшка»

Цель: выработать четкую координацию движений артикуляционного аппарата у детей с алалией.

Дефектолог  предлагает под музыку детям показать язычком, как качается неваляшка.

«Часики»: движения языком вправо — влево.

«Качели»: движения языком вверх — вниз.

6.

Кинезиологическое упражнение «качалка»

Цель: развитие межполу-шарного взаимодействия.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками; голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперед — назад, вправо - влево под музыку.

7.

Конструирование игрушек «Друзья неваляшки»

Цель:  учить применять на практике полученные зна-ния; беречь игрушки.

Дефектолог раздает малышам заготовки из киндер – сюрпризов, для моделирования игрушек,.

-Ребята, сделаем нашей неваляшке друзей, чтобы она не скучала.

Дети совместно с дефектологом делают поделки, используя яйца от киндер – сюрприза, а в роли утяжеления – пластилин.

Дефектолог: Ребята, вы берегите игрушки, не бросайте, не ломайте. Иначе эта игрушка перестанет качаться и станет похожа на все другие игрушки, которые можно положить и посадить.

III. Заключительная часть – 2 мин.

8.

Подведение итога занятия.

Цель. Рефлексия по ходу образовательной деятельности.

Дети стоят свободно вокруг дефектолога.

Дефектолог: Ребята, вы теперь знаете, почему игрушка неваляшка не лежит и не сидит, только знай себе стоит!

-Почему, Люба, Антон?

Ответы детей: Если вниз игрушки положить тяжелый предмет и закрепить его, игрушка не сможет лежать. Будет качаться, как Ванька-встанька!

Дефектолог: Вы молодцы, очень хорошо потрудились. У вас получились замечательные неваляшки, ваньки-встаньки. И мы отправим их на выставку, чтобы все дети и взрослые смогли полюбоваться вашей работой!


Приложение

С. Я. Маршак "Ванька-Встанька".

Уснули телята, уснули цыплята,

Не слышно веселых скворчат из гнезда.

Один только мальчик - по имени Ванька,

По прозвищу Встанька - не спит никогда.


У Ваньки, у Встаньки - несчастные няньки:

Начнут они Ваньку укладывать спать,

А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,

Уляжется снова и встанет опять.


Укроют его одеялом на вате –

Во сне одеяло отбросит он прочь,

И снова, как прежде, стоит на кровати,

Стоит на кровати ребенок всю ночь.


Лечил его доктор из детской больницы.

Больному сказал он такие слова:

- Тебе, дорогой, потому не лежится,

Что слишком легка у тебя голова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственнообразовательной деятельности по теме "Почему все падает на Землю?" для детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о силе притяжения Земли путем опытнической деятельности....

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Почему предметы падают на землю?”

Данный образовательный маршрут позволит родителям легко и доступно рассказать ребенку о природе силы тяготения....

Конспект занятия по познавательной активности детей старшей группы по ознакомлению с окружающем миром «Почему всё падает на землю»

Цель: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.Материалы: Предметы из разных материалов  (дерево, пластмасса, металл, бумага, пух), емкость с водой и песком, металличе...

Беседа для дошкольников "Почему звезды падают"

Беседа для дошкольнов "Почему звезды падают"...

Проект с детьми раннего возраста "Почему листики падают"

Знакомить детей с осенью и сезонными изменениями...

"Почему не падает дерево"

Опытно - экспериментальная деятельность во 2 младшей группе...