ПОЧЕМУ НЕ ПАДАЕТ НЕВАЛЯШКА?
план-конспект урока по коррекционной педагогике (младшая группа)
Исследовательская работа в рамках проекта «Неваляшка-народная игрушка» с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях дома ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment_pochemu_ne_padaet_nevalyashka.docx | 49.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Пензенский дом ребенка»
«Почему не падает неваляшка?»
Конспект совместной деятельности. Исследовательская работа.
Тема: «Почему не падает неваляшка?»
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое.
Возраст:¨ младший дошкольный, дети с ЗПР.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность.
Форма организации: малая подгруппа.
Цель: изучение «секрета неваляшки» (её внутреннего устройства, то есть положение устойчивого равновесия).
Задачи:
Коррекционно – обучающие
- формировать у детей начальные научно-технические знания;
- рассмотреть внутреннее устройство неваляшки;
- практическим путем искать ответы на проблемные вопросы (развитие мышления);
- способствовать расширению и активизации лексического словаря детей.
Коррекционно - развивающие
- развивать конструктивные и творческие способности;
- развивать навыки совместной деятельности детей и взрослого;
- развивать мелкую моторику;
развивать межполушарное взаимодействие Г.М.
Воспитательные
- прививать интерес к процессу работы и получаемому результату;
- формировать бережное отношение к игрушкам.
Объект исследования: игрушки неваляшки.
Предмет исследования: изучение «секрета (принципа) неваляшки».
Предварительная работа: знакомство с историей появления неваляшки в доступной для детей форме (презентация «Неваляшка и ее семья»), проведение НОД и СОД по плану проекта «Неваляшка-народная игрушка», разучивание кинезиологического упражнения «Качалка», артикуляционных упражнений для языка «Качели», «Часики», чтение стихотворения С. Я. Маршака "Ванька-Встанька".
Оборудование и материалы: игрушки неваляшки, кроватки (по количеству детей), неваляшка а разобранном состоянии; яйца от киндер – сюрприза, пластилин, готовые образцы поделок неваляшек для демонстрации детям:1. из киндер-сюрприза, 2. из бумаги; заготовки неваляшек: 1. из киндер-сюрпризов, 2. из бумаги (по количеству детей); крышки пластмассовые от бутылок. Фонограмма песни «Мы милашки-куклы неваляшки» слова Зои Петровой, музыка Зары Левиной.
Актуальность: развивать интерес к физическим явлениям, игрушкам; развивать интерес к моделированию игрушек, поделок на основе полученных знаний.
Ход исследовательской работы
№ | Этапы работы | Содержание этапа |
I.Вводная часть(3 мин.) | ||
1 | Организационный момент. Цель. сообщение темы занятия, создание эмоционального фона занятия. | Дефектолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами должны узнать, почему не падает неваляшка! И еще самим смастерить нашей неваляшке друзей. |
II.Основная часть (15 мин.) | ||
2. | Игра «Уложи спать неваляшку» Цель: поиск вариантов ответов на проблемный вопрос: «почему неваляшка не лежит, не спит?». | Дефектолог: Ребята, попробуйте положить ваших неваляшек в кроватки. Дети укладывают игрушки в кроватки. Дефектолог: Неваляшку мы кладем — Неваляшка не лежит. Неваляшку мы кладем, А она опять стоит. Не лежит никак игрушка, Неваляшка-непослушка. - Люба, как ты думаешь, почему твоя неваляшка не спит? Ребенок дает свой вариант ответа: «Не хочет» Дефектолог: Антон, может быть твой Ванька-встанька уснет, если ты споешь ему песенку? Ребенок: напевает колыбельную «Баю, бай! Баю, бай! Спи, Ванюша, засыпай!». «Нет, не лежит!» Дефектолог: Наверное, ребята, внутри у этой игрушки, что-то находится, что не дает ей лечь и лежать. |
3. | Исследование «А что находится внутри неваляшки?» Цель: формировать у детей начальные научно-техни-ческие знания; -рассмотреть внутреннее устройство неваляшки | Дефектолог демонстрирует детям игрушку со сломанной частью туловища. Дети видят внутреннее устройство игрушки. Дефектолог: Вот эта колба не позволяет неваляшке лежать, т.к. туловище (нижняя часть игрушки) тяжелее ее головы! |
4. | Эксперимент «Секрет неваляшки» Цель: практическим путем попытаться понять «принцип неваляшки». | Дефектолог демонстрирует малышам свой образец неваляшки из картона, нижняя часть которой утяжелена двумя крышками от бутылок. Пространство между ними заполнено пластилином. Раскачивает игрушку. Затем раздает детям заготовки ванек-встанек с просьбой покачать их. Дети видят, что их заготовки игрушек не качаются, а падают, лежат! |
Дефектолог открывает крышки своего образца поделки и просит детей сделать то же. Выясняется, что у педагога в нижней части между двумя крышками находится пластилин, а в заготовках детей его нет! Совместно с дефектологом дети размазывают пластилин на дне одной крышки и насаживают на пластилин вторую крышку. Таким образом, заготовки детей тоже стали игрушками-неваляшками! | ||
5. | Артикуляционные упражнения «Неваляшка» Цель: выработать четкую координацию движений артикуляционного аппарата у детей с алалией. | Дефектолог предлагает под музыку детям показать язычком, как качается неваляшка. «Часики»: движения языком вправо — влево. «Качели»: движения языком вверх — вниз. |
6. | Кинезиологическое упражнение «качалка» Цель: развитие межполу-шарного взаимодействия. | Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками; голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперед — назад, вправо - влево под музыку. |
7. | Конструирование игрушек «Друзья неваляшки» Цель: учить применять на практике полученные зна-ния; беречь игрушки. | Дефектолог раздает малышам заготовки из киндер – сюрпризов, для моделирования игрушек,. -Ребята, сделаем нашей неваляшке друзей, чтобы она не скучала. Дети совместно с дефектологом делают поделки, используя яйца от киндер – сюрприза, а в роли утяжеления – пластилин. Дефектолог: Ребята, вы берегите игрушки, не бросайте, не ломайте. Иначе эта игрушка перестанет качаться и станет похожа на все другие игрушки, которые можно положить и посадить. |
III. Заключительная часть – 2 мин. | ||
8. | Подведение итога занятия. Цель. Рефлексия по ходу образовательной деятельности. | Дети стоят свободно вокруг дефектолога. Дефектолог: Ребята, вы теперь знаете, почему игрушка неваляшка не лежит и не сидит, только знай себе стоит! -Почему, Люба, Антон? Ответы детей: Если вниз игрушки положить тяжелый предмет и закрепить его, игрушка не сможет лежать. Будет качаться, как Ванька-встанька! Дефектолог: Вы молодцы, очень хорошо потрудились. У вас получились замечательные неваляшки, ваньки-встаньки. И мы отправим их на выставку, чтобы все дети и взрослые смогли полюбоваться вашей работой! |
Приложение
С. Я. Маршак "Ванька-Встанька".
Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик - по имени Ванька,
По прозвищу Встанька - не спит никогда.
У Ваньки, у Встаньки - несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Укроют его одеялом на вате –
Во сне одеяло отбросит он прочь,
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребенок всю ночь.
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
- Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственнообразовательной деятельности по теме "Почему все падает на Землю?" для детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о силе притяжения Земли путем опытнической деятельности....
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Почему предметы падают на землю?”
Данный образовательный маршрут позволит родителям легко и доступно рассказать ребенку о природе силы тяготения....
Конспект занятия по познавательной активности детей старшей группы по ознакомлению с окружающем миром «Почему всё падает на землю»
Цель: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.Материалы: Предметы из разных материалов (дерево, пластмасса, металл, бумага, пух), емкость с водой и песком, металличе...
Беседа для дошкольников "Почему звезды падают"
Беседа для дошкольнов "Почему звезды падают"...
Проект с детьми раннего возраста "Почему листики падают"
Знакомить детей с осенью и сезонными изменениями...
"Почему не падает дерево"
Опытно - экспериментальная деятельность во 2 младшей группе...