"Развитие мелкой моторики: творческие задания, упражнения, игры"
статья по коррекционной педагогике

Седых Карина Павловна

Развитие детей через творчество и игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

  «Развитие мелкой моторики: творческие задания, упражнения, игры»

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики.   Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т.д.), ручного праксиса, художественного восприятия, глазомера,    внимательности, усидчивости и т.д.

Советы перед началом занятий. Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много не значит хорошо! Не делайте ни чего через силу! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).
Создавайте выставки работ малыша. В задания по развитию мелкой моторики могут быть включены  и
домашние дела.

Работа с бумагой и ножницами.Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.
Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.
"Бумажные шарики».  Из  кусочков салфеток или гофрированной бумаги скатываются шарики. Затем на проклеенное  изображение выкладываются шарики. В такой технике получаются очень красивые  и пушистые цыплята, овечки, попугаи и другие зверушки.
"Аппликации".Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения:симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
Можно учить вырезать ножницами, главное чтобы они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.
Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Рукоделие.Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье
Научите самому простому виду пришивания. Координация и точность движений развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц.  Этим швом они могут сначала обшивать кусочек картона (открытку). Вначале взрослый может наколоть ряд отверстий по контуру, чтобы дети освоили способ действия с иглой, затем шов выполняется самостоятельно.  
Сейчас много наборов по  рукоделию с безопасными пластиковыми иглами и готовыми удобными заготовками из фетра. С помощью этих наборов ребенок сам сможет сшить себе игрушку из фетра. Такие занятия будут полезны даже мальчикам.
 Раскрашивание ватными палочками.Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.

Штриховка -   как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма   правил.    При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними  Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами  и только потом возможна штриховка длинными параллельными отрезками.
Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:
   1. Игра "От дома к дому". Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером.  

   2. Игра "Всевозможные лабиринты". Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. ("Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет".)
  
3. "Трафаретики»  С помощью трафаретов можно обводить любые изображения, создавая картинки и придумывая сказки про персонажей.
Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.

Рисование.В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления,    но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки.     Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее.  
Для начала хорошо использовать:
  *Обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
*Рисование по опорным точкам;
*Дорисовывание второй половины рисунка;
Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет.    Если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т.д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.Для маленьких детей хорошо использовать специальные "съедобные краски" (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т.д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.

Лепка из пластилина.  Лепим колбаски, колечки, шарики, режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.) Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и.т.д.    Также хорошо выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
Гипсовые фигурки. Из гипса можно вылить различные фигурки в силиконовые формочки или ледницы, а затем раскрасить их красками.
Песочные чудеса. С помощью кинетического песка и различных формочек можно вылепить все что угодно. Он хорошо лепиться, мало рассыпается, имеет мягкую и приятную структуру. Вылепленные фигурки могут стать персонажами веселых сказок, историй.
"Волшебный мешочек». Дети на ощупь должны определить какой- либо предмет в мешочке.
 Игры с руками "Ласточка, ласточка, перепелочка"
 Ладонь ребенка ложится на   ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно вы произносите "ласточка"  и гладите свободной рукой ладошку ребенка.    Затем, не меняя интонации, произносите одновременно с поглаживанием: "перепелочка". Задача ребенка - быть бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит  ладошку,приговаривая: "Поймал, поймал!". После того, как перепелка "была поймана" или "улетела", игра продолжается с другой рукой ребенка.
 
 "Летели дракончики"
 Летели дракончики, ели пончики.
Сколько пончиков съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например, три. Партнер начинает отсчет: "Один!" (хлопок) - "Два!" (ответный хлопок) - "Три!".

Творите, создавайте, играйте и фантазируйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики через сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры для мальчиков, которые повышают познавательный интерес мальчишек, но и служат для развития мелкой моторики руки...

Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»

Конспект открытого занятия  по развитию мелкой моторики рук и ног  «Играем нашими пальчиками»Цели и задачиУчить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в п...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Наши пальчики играют».

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Наши пальчики играют».Программное содержание:Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту...

Развитие мелкой моторики у дошкольников (упражнения)

Упражнения направленные на развитие мелкой моторики, которые можно выполнять не только в садике, но и дома...

Развитие мелкой моторики у дошкольников (упражнения)

В современном мире очень важно быть развитым во многих областях. Многие знания мы приобретаем еще в детстве. Поэтомуочень важно развивать мелкую моторику....

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики посредством кинезиалогических упражнений у детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьНа начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко де...