План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова 1-й год обучения (старшая группа)
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Орлова Надежда Алексеевна

Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_slog._str._slova_1_god.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова

1-й год обучения (старшая группа)

Месяц

Форма работы

Содержание работы

Сентябрь

Диагностика уровня развития слогообразования у детей на начало учебного года.

 

Октябрь

Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

  • «Где позвонили»
  • «Узнай музыкальный инструмент по звуку»
  • «Сколько раз ударили в барабан?»
  • «По звуку угадай действие»
  • «Кто кричал?»
  • «Как стучали громко или тихо?»
  • «Кто сказал мяу?»

Ноябрь

Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.

Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Тема: «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова».

Работа над ритмом: сначала простым, затем над сложным.

  • Сравнение ритмов: // /, //…//;
  • Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком;
  • Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, // //;
  • Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам

Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:

1. Отхлопывание в ладоши.

2. Отстукивание ладонью по столу.

3. Оттопывание ногой.

Консультация для воспитателей.

Декабрь

Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.

  • «Делай как я».
  • «Покажи сам».
  • «Весёлые инструменты».
  • «Танцующие снежинки»
  • «Передай привет».
  • Развитие переключаемости движений пальцев рук
  • Развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук

Формирование пространственной организации движений пальцев рук.

Январь

Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.

Изготовление дидактических игр и пособий по преодолению слоговой структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

Примеры чередований движений:

  • «заборчик трубочка»
  • «горка-парус»
  • «улыбка-заборчик-трубочка»
  • «лопатка-горка-парус»
  • «иголка-парус-горка»

Примеры чередований движений пальцев:

  • работает только указательный палец;
  • работают указательный и третий пальцы;
  • работают указательный и четвёртый пальцы;
  • работают указательный, третий, четвёртый пальцы.

Упражнения на развитие реципрокной координации рук

Примеры выполнения одновременных движений:

- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)

- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх

- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро

- кулак – левая рука, ладонь – правая рука

Февраль

Тема: «Преодоление у детей нарушений слоговой структуры слова».

 

Коррекционная работа на уровне гласных звуков.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Консультация для родителей.

 

 

Виды заданий и упражнений:

-Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.

-. Те же задания с выделением ударного звука.

-Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.

- Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.

Март

Отработка слоговой структуры на уровне слогов.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Виды заданий и упражнений:

-Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

-. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».

- Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».

- Проговаривание цепочек слогов.

- Проговаривание и повторение серии слогов.

- Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.

-Приговаривание слогов со стечением согласных.

Апрель

Отработка слоговой структуры на уровне слов.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

- структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;

-формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

- в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);

- переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Май

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР длительное время, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с малознакомым словом, с его новой звуко-слоговой ...