Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью
консультация по коррекционной педагогике

Галеева Надежда Петровна

Структура коррекционного — развивающего обучения предполагает индивидуально — групповые коррекционные занятия общеразвивающей и тематической направленности. 

Главное в коррекционных занятиях – это работа над ростом уровня общего развития детей, устранение недостатков в предшествующем развитии и обучении, работа индивидуального характера по усвоению слабо развитых умений и навыков и формированию тех навыков, которые еще не освоены вообще. Устранение пробелов в развитии познавательно — речевой сферы и направленная подготовленность к восприятию и усвоению нового материала.    

Слабая работоспособность познавательной активности во многом объясняется недостатками целенаправленного произвольного внимания; внимание детей с умственной отсталостью с трудом привлекается и фиксируется, дети легко отвлекаются и внимание рассеивается в короткие сроки. У детей с умственной отсталостью отмечаются также замедленные реакции и трудности запоминания. В частности, страдает логическое запоминание, то есть руководящая ступень памяти. А вот механическая память наоборот может быть сохранной или даже чрезмерно развитой. 

Работа по коррекции познавательной активности ребенка  осуществляется в пределах целостного подхода к развитию ребёнка,  и делается особый упор на его восприятие, как важнейшую высшую психическую функцию, которая формирует базу для усвоения дальнейших знаний. Поэтому, работа на индивидуальных и групповых занятиях должна быть направляться на развитие дошкольников общего характера, а не делать упор на постоянные упражнения по развитию психических процессов или способностей. 

 Принцип диагностики и коррекции развития, а точнее, их плотное единение является одним из первоначальных для уточнения целей и задач коррекционной работы.  Коррекционные задачи в работе могут быть правильно сформированы только на базе комплексной диагностики и оценочных показателей ресурсов потенциальных возможностей ребёнка с умственной отсталостью, опиравшиеся на понятие «зона ближайшего развития». Определение  данному понятию хорошо дает Л. Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания…».

На одном уровне с зоной ближайшего развития Л. Выготский ставит зону актуального развития – это уже созревшие психические функции, умения и навыки, благодаря которым дети самостоятельно справляются с поставленными задачами. В рамках зоны ближайшего развития помощь педагога ребенку не требуется. 

Подбор благоприятных способов и приёмов коррекционно-педагогического влияния практически невозможен без широкого и глубокого исследования причин трудностей, которые возникают у детей с умственной отсталостью при усвоении коррекционно — развивающих программ. Самым надежным и истинным способом выбрано диагностическое исследование, которое основывается на клиническое и психолого-педагогическое детальное изучение ребенка, который находится в самых положительных условиях обучения. 

Программа индивидуальных коррекционных занятий обязана исключать стандартную механическую работу, упор на развитие какого конкретного навыка. Здесь необходим не столько успех конкретного результата, главное – обеспечить ребенку условия, в которых он сможет в наивысшей степени комфортно развиваться. 

Здесь выделяется два направления коррекционного воздействия: 

  1. коррекционное, которая направляется на главные причины нарушений в развитии ребенка;
  2.  симптоматическое, выстроенное в соотношении с выбранными симптомами нарушений в развитии ребенка.

Коррекционное направление имеет абсолютный приоритет перед симптоматическим направлением, так как имеет более детальный подход в данной проблеме. Индивидуальные и групповые занятия проводятся соответственно с моментов выявления педагогами, окружающих ребенка, конкретных пробелов в развитии. 

При исследовании физического развития индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью предусматриваются следующие показатели: 

  1.  динамика раннего физического развития (анамнез); 
  2. состояние зрительных и слуховых анализаторов; 
  3. динамика развития общей и мелкой моторики;
  4. координация (жестикуляция, походка, особенности равновесия, темп движений); 
  5. выносливость и трудоспособность. 

При исследовании особенностей и уровня развития познавательной активности учитываются следующие показатели: 

  1. отличительные черты восприятия цветовых и величинных форм, пространственной ориентировки и ориентировки во времени; 
  2. отличительные черты памяти, первенствующее значение конкретного вида памяти; 
  3. отличительные черты внимания (произвольность, объем, стабильность и устойчивость); 
  4. отличительные черты мышления (анализ и синтез, уровень сравнения);
  5. отличительные черты речи (недостатки произношения, величина словарного запаса, зрелость фразовой речи, особенности грамматики, развитость просодической стороны речи).

При исследовании активности к учебной деятельности, особенностей мотивации учитывают следующие критерии: 

  1. принципы отношений «педагог — ребенок» (рефлекс на замечания, понимание своих ошибок, реакция на неудачи, реакция на похвалу);
  2.  умение держать под контролем собственные действия по наглядно-зрительному образцу, словесным указаниям, алгоритму, навыки  самоконтроля и выдержки; 
  3. Способность к планировке своей деятельности.

 Отличительные черты эмоционально-личностной сферы играют одну из- главных ролей в коррекционном процессе, поэтому учитываются:

  1. отношение к волевому старанию; 
  2. преобладающий тип настроения; 
  3. степень восприимчивости; 
  4. проявление аффективных действий, проявления тревожно — фобических расстройств;
  5. самооценка, оценивание себя и собственных качеств; 
  6. взаимодействие со сверстниками, с взрослыми;
  7. критерии усвоения знаний, умений, навыков, обязательных в рабочей программе. 

Исследование индивидуальных особенностей детей  с умственной отсталостью, подробная психолого-педагогическая диагностика должны находиться в основе дробления детей на конкретные подгруппы и определять суть коррекционно — развивающей  работы с каждой подгруппой. Наряду с этим очень точно и грамотно идет планирование коррекционной деятельности, ставятся сроки и задачи и виден путь их достижения. 

 

 

 

ВЫВОД

Глубокое недоразвитие познавательных процессов и слабая познавательная активность — наиболее ярко выраженная особенность умственно отсталых детей.

Для детей с тяжелой умственной отсталостью отличительной чертой является диффузное недоразвитие поверхностных элементов коры полушарий головного мозга. Это полностью объясняет аномальные нарушения общей психической деятельности.

Глубокие нарушения интеллекта влекут за собой неровное развитие у ребенка различных направлений психической деятельности. Дефекты познавательной активности и деятельности ребенка в его личности с общим психическим нарушением определенно выявляются по разной степени выраженности. Дети с умственной отсталостью направлены на развитие, которое происходит очень медленно, аномально, с большими скачками и отклонениями.  Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных дефектов. 

Структура занятий необходима для решений коррекционно-педагогических задач в усложняющемся порядке. На коррекционных занятиях, которые по большей части носят интегрированный характер, ставятся обучающие, и  развивающие задачи. Центральной формой работы для ребенка с умственной отсталостью являются занятия группового, подгруппового и индивидуального характера, проводящиеся с учетом результатов психолого-педагогической диагностики. 

Организация и проведение коррекционной работы должны предусматривать дифференцированный подход к детям с умственной отсталостью. Одинаковое по тематике и содержанию задание может отличаться по некоторым пунктам для отдельных детей, учитывая их способности.

Коррекционные занятия выстраиваются, опираясь, на диагностику, которая подразумевает собой серийный блок заданий, которые могут выявить степень познавательной активности и обученности детей (знания, умения, навыки) и изучить динамику их развития.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью

 

Структура коррекционного — развивающего обучения предполагает индивидуально — групповые коррекционные занятия общеразвивающей и тематической направленности. 

Главное в коррекционных занятиях – это работа над ростом уровня общего развития детей, устранение недостатков в предшествующем развитии и обучении, работа индивидуального характера по усвоению слабо развитых умений и навыков и формированию тех навыков, которые еще не освоены вообще. Устранение пробелов в развитии познавательно — речевой сферы и направленная подготовленность к восприятию и усвоению нового материала.    

Слабая работоспособность познавательной активности во многом объясняется недостатками целенаправленного произвольного внимания; внимание детей с умственной отсталостью с трудом привлекается и фиксируется, дети легко отвлекаются и внимание рассеивается в короткие сроки. У детей с умственной отсталостью отмечаются также замедленные реакции и трудности запоминания. В частности, страдает логическое запоминание, то есть руководящая ступень памяти. А вот механическая память наоборот может быть сохранной или даже чрезмерно развитой. 

Работа по коррекции познавательной активности ребенка  осуществляется в пределах целостного подхода к развитию ребёнка,  и делается особый упор на его восприятие, как важнейшую высшую психическую функцию, которая формирует базу для усвоения дальнейших знаний. Поэтому, работа на индивидуальных и групповых занятиях должна быть направляться на развитие дошкольников общего характера, а не делать упор на постоянные упражнения по развитию психических процессов или способностей. 

 Принцип диагностики и коррекции развития, а точнее, их плотное единение является одним из первоначальных для уточнения целей и задач коррекционной работы.  Коррекционные задачи в работе могут быть правильно сформированы только на базе комплексной диагностики и оценочных показателей ресурсов потенциальных возможностей ребёнка с умственной отсталостью, опиравшиеся на понятие «зона ближайшего развития». Определение  данному понятию хорошо дает Л. Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания…».

На одном уровне с зоной ближайшего развития Л. Выготский ставит зону актуального развития – это уже созревшие психические функции, умения и навыки, благодаря которым дети самостоятельно справляются с поставленными задачами. В рамках зоны ближайшего развития помощь педагога ребенку не требуется. 

Подбор благоприятных способов и приёмов коррекционно-педагогического влияния практически невозможен без широкого и глубокого исследования причин трудностей, которые возникают у детей с умственной отсталостью при усвоении коррекционно — развивающих программ. Самым надежным и истинным способом выбрано диагностическое исследование, которое основывается на клиническое и психолого-педагогическое детальное изучение ребенка, который находится в самых положительных условиях обучения. 

Программа индивидуальных коррекционных занятий обязана исключать стандартную механическую работу, упор на развитие какого конкретного навыка. Здесь необходим не столько успех конкретного результата, главное – обеспечить ребенку условия, в которых он сможет в наивысшей степени комфортно развиваться. 

Здесь выделяется два направления коррекционного воздействия: 

  1. коррекционное, которая направляется на главные причины нарушений в развитии ребенка;
  2.  симптоматическое, выстроенное в соотношении с выбранными симптомами нарушений в развитии ребенка.

Коррекционное направление имеет абсолютный приоритет перед симптоматическим направлением, так как имеет более детальный подход в данной проблеме. Индивидуальные и групповые занятия проводятся соответственно с моментов выявления педагогами, окружающих ребенка, конкретных пробелов в развитии. 

При исследовании физического развития индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью предусматриваются следующие показатели: 

  1.  динамика раннего физического развития (анамнез); 
  2. состояние зрительных и слуховых анализаторов; 
  3. динамика развития общей и мелкой моторики;
  4. координация (жестикуляция, походка, особенности равновесия, темп движений); 
  5. выносливость и трудоспособность. 

При исследовании особенностей и уровня развития познавательной активности учитываются следующие показатели: 

  1. отличительные черты восприятия цветовых и величинных форм, пространственной ориентировки и ориентировки во времени; 
  2. отличительные черты памяти, первенствующее значение конкретного вида памяти; 
  3. отличительные черты внимания (произвольность, объем, стабильность и устойчивость); 
  4. отличительные черты мышления (анализ и синтез, уровень сравнения);
  5. отличительные черты речи (недостатки произношения, величина словарного запаса, зрелость фразовой речи, особенности грамматики, развитость просодической стороны речи).

При исследовании активности к учебной деятельности, особенностей мотивации учитывают следующие критерии: 

  1. принципы отношений «педагог — ребенок» (рефлекс на замечания, понимание своих ошибок, реакция на неудачи, реакция на похвалу);
  2.  умение держать под контролем собственные действия по наглядно-зрительному образцу, словесным указаниям, алгоритму, навыки  самоконтроля и выдержки; 
  3. Способность к планировке своей деятельности.

 Отличительные черты эмоционально-личностной сферы играют одну из- главных ролей в коррекционном процессе, поэтому учитываются:

  1. отношение к волевому старанию; 
  2. преобладающий тип настроения; 
  3. степень восприимчивости; 
  4. проявление аффективных действий, проявления тревожно — фобических расстройств;
  5. самооценка, оценивание себя и собственных качеств; 
  6. взаимодействие со сверстниками, с взрослыми;
  7. критерии усвоения знаний, умений, навыков, обязательных в рабочей программе. 

Исследование индивидуальных особенностей детей  с умственной отсталостью, подробная психолого-педагогическая диагностика должны находиться в основе дробления детей на конкретные подгруппы и определять суть коррекционно — развивающей  работы с каждой подгруппой. Наряду с этим очень точно и грамотно идет планирование коррекционной деятельности, ставятся сроки и задачи и виден путь их достижения. 

 

 

 

ВЫВОД

Глубокое недоразвитие познавательных процессов и слабая познавательная активность — наиболее ярко выраженная особенность умственно отсталых детей.

Для детей с тяжелой умственной отсталостью отличительной чертой является диффузное недоразвитие поверхностных элементов коры полушарий головного мозга. Это полностью объясняет аномальные нарушения общей психической деятельности.

Глубокие нарушения интеллекта влекут за собой неровное развитие у ребенка различных направлений психической деятельности. Дефекты познавательной активности и деятельности ребенка в его личности с общим психическим нарушением определенно выявляются по разной степени выраженности. Дети с умственной отсталостью направлены на развитие, которое происходит очень медленно, аномально, с большими скачками и отклонениями.  Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных дефектов. 

Структура занятий необходима для решений коррекционно-педагогических задач в усложняющемся порядке. На коррекционных занятиях, которые по большей части носят интегрированный характер, ставятся обучающие, и  развивающие задачи. Центральной формой работы для ребенка с умственной отсталостью являются занятия группового, подгруппового и индивидуального характера, проводящиеся с учетом результатов психолого-педагогической диагностики. 

Организация и проведение коррекционной работы должны предусматривать дифференцированный подход к детям с умственной отсталостью. Одинаковое по тематике и содержанию задание может отличаться по некоторым пунктам для отдельных детей, учитывая их способности.

Коррекционные занятия выстраиваются, опираясь, на диагностику, которая подразумевает собой серийный блок заданий, которые могут выявить степень познавательной активности и обученности детей (знания, умения, навыки) и изучить динамику их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Коррекционная программа по снижению уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»

В данной работе был проведен обширный теоретический анализ литературы по проблемам исследования, проанализированы причины, механизмы и формы проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возра...

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...

Конспект музыкально-коррекционного занятия с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Конспект музыкально-коррекционного занятияс детьми дошкольного возраста с ОВЗ...