Конспект "Звук и буква Ц"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР
Звук и буква «Ц»
Составила: учитель-логопед
Осипова Марина Николаевна
Тема: «Звук и буква «Ц»»
Задачи:
1. Познакомить детей с согласным звуком [Ц], и графическим образом буквы Ц.
2.Закрепить умение детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ц].
3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком, составление схем предложений, формировать умение выделять и различать закрепляемые звуки в различных речевых структурах.
4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения, навыки словообразования прилагательных от существительных, согласовывать существительные с числительными, уточнять и обогащать словарный запас.
5. Развивать фонематический слух, мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.
6.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву, классифицировать живые и неживые предметы, подбирать к предмету необходимую пару (Кто что ест?).
7.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.
Оборудование: презентация к занятию, цветные карандаши, тетрадь, графические картинки с буквой, картинки к рассказу (курица, цыплёнок, дом, цифра).
Ход занятия.
1.Присядет тот, кто назовет любую перелетную птицу.
Знакомство со звуком.
- Ребята, сегодня мы с вами выучим новый звук и новую букву, а какую? В этом нам поможет загадка:
Удивительная птица
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
- Ну, конечно, это цапля. (Вывешиваю картинку)
- Ребята, скажите, какой первый звук в слове ЦАПЛЯ?
- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы будем знакомиться со звуком [ц].
- Послушайте, как произносится этот звук: Ц-Ц-Ц.
При произнесении звука [ц] язык широкий, кончик его упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от зубов.
(Дети произносят звук [ц] хором.)
- Звук [ц]- согласный, твердый, глухой, не парный. У звука [ц], как и звуков [ш], [ж] нет пары.
2. Речевая зарядка.
Ца- ца- ца- я умница.
Цо- цо- цо- покажи свое лицо.
Цу- цу- цу- я иду на улицу.
Цы- цы- цы- к нам летят скворцы.
Ец- ец- ец- в гнезде сиди птенец.
Ица- ица- ица- улетела птица.
Ец- ец- ец- вот и песенке конец.
А теперь, посмотрите на экран и послушайте стихотворение. Найдите в нём слово со звуком «Ц.» - Слайд 2.
Правильно, цыплёнок.
А теперь найдите слова, в которых есть на звук «Ц». Слайд 3.
3. «Доскажи словечко»
Трактор водит...
Электричку...
Стены выкрасил...
Доску выстругал...
В доме свет провёл...
В шахте трудится…
В жаркой кузнице ...
Кто все знает — молодец! Слайд 4.
4. Физкультминутка. Игра «Улетает- не улетает»
(Называю перелетных и зимующих птиц, дети взмахивают руками, если птица на зиму улетает в теплые края).
5. Я читаю стихотворение, дети называют слова с буквой «Ц». Слайд 5.
Молодцы, а теперь работаем в тетрадях – прописываем букву.
«На что похожа буква «Ц». Слайд 6, 7.
- Показ буквы. Чтение стихотворения:
Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок- царапка
Как кошачья лапка.
- Дети отвечают на вопрос из скольких элементов состоит буква Ц, на что похожа буква Ц.
- Дети прорисовывают букву Ц в воздухе.
6. А теперь давайте проверим ваши знания, выполнив мои задания:
«Назови живые и неживые предметы». Слайд 8.
«Какого цвета картинки?». Слайд 9.
«Посчитай предметы, проговаривай фразы: одно яйцо, два яйца…».
Слайд 10.
«Накорми животных». Слайд 11.
Молодцы, справились с заданием.
А теперь изобразите букву «Ц» пальчиками, используя карандаш.
Хорошо.
7. А сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы послушаете его и мне расскажите. При пересказе можно использовать картинки. Слайд 12.
Ответы детей.
8. А теперь выберете картинку, найдите на ней все фигуры со звуком «Ц» и раскрасьте их.
9. Итог занятия.
- С каким звуком познакомились?
- Звук [ц] какой? (согласный, твердый, глухой, не парный.)
- Что понравилось на занятии? (Дети отвечают полными предложениями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...