Конспект "Звук и буква Ц"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_ts.docx141.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

Звук и буква «Ц»

                                                                                   Составила: учитель-логопед

                                                                                         Осипова Марина Николаевна

Тема: «Звук и буква «Ц»»

Задачи: 

1. Познакомить  детей с согласным звуком  [Ц],  и графическим образом буквы Ц.

2.Закрепить  умение  детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ц].

              3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком, составление схем предложений, формировать умение выделять и различать закрепляемые звуки в различных речевых структурах.

4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения,  навыки словообразования прилагательных от существительных, согласовывать существительные с числительными,  уточнять и обогащать словарный запас.

5. Развивать фонематический слух,  мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.

6.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву, классифицировать живые и неживые предметы, подбирать к предмету необходимую пару (Кто что ест?).

7.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.

Оборудование: презентация к занятию,  цветные карандаши, тетрадь, графические картинки с буквой,  картинки  к рассказу (курица, цыплёнок, дом, цифра).

Ход занятия.

1.Присядет тот, кто назовет любую перелетную птицу.

Знакомство со звуком.

- Ребята, сегодня мы с вами выучим новый звук и новую букву, а какую? В этом нам поможет загадка:

Удивительная птица

На одной ноге стоит.

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

- Ну, конечно, это цапля. (Вывешиваю картинку)

- Ребята, скажите, какой первый звук в слове ЦАПЛЯ?

- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы будем знакомиться со звуком [ц].

- Послушайте, как произносится этот звук: Ц-Ц-Ц.

При произнесении звука [ц] язык широкий, кончик его упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от зубов.

(Дети произносят звук [ц] хором.)

- Звук [ц]- согласный, твердый, глухой, не парный. У звука [ц], как и звуков [ш], [ж] нет пары.

2. Речевая зарядка.

Ца- ца- ца- я умница.

Цо- цо- цо- покажи свое лицо.

Цу- цу- цу- я иду на улицу.

Цы- цы- цы- к нам летят скворцы.

Ец- ец- ец- в гнезде сиди птенец.

Ица- ица- ица- улетела птица.

Ец- ец- ец- вот и песенке конец.

А теперь, посмотрите на экран и послушайте стихотворение. Найдите в нём слово со звуком «Ц.» - Слайд 2.

Правильно, цыплёнок.

А теперь найдите слова, в которых есть на звук «Ц». Слайд 3.

3.  «Доскажи словечко»

Трактор водит...

Электричку...

Стены выкрасил...  

Доску выстругал...

В доме свет провёл...  

В шахте трудится…

В жаркой кузнице  ...

Кто все знает — молодец!   Слайд 4.

4. Физкультминутка. Игра «Улетает- не улетает»

(Называю перелетных и зимующих птиц, дети взмахивают руками, если птица на зиму улетает в теплые края).

5.  Я читаю стихотворение, дети называют слова с буквой «Ц». Слайд 5.

Молодцы, а теперь работаем в тетрадях – прописываем букву.

«На что похожа буква «Ц». Слайд 6, 7.

- Показ буквы. Чтение стихотворения:

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок- царапка

Как кошачья лапка.

- Дети отвечают на вопрос из скольких элементов состоит буква Ц, на что похожа буква Ц.

- Дети прорисовывают букву Ц в воздухе.

6. А теперь давайте проверим ваши знания, выполнив мои задания:

      «Назови живые и неживые предметы».   Слайд 8.

      «Какого цвета картинки?».   Слайд 9.

        «Посчитай предметы, проговаривай фразы: одно яйцо, два яйца…».

         Слайд 10.

        «Накорми животных».  Слайд 11.

Молодцы, справились с заданием.

А теперь изобразите букву «Ц» пальчиками, используя карандаш.

Хорошо.

7. А сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы послушаете его и мне расскажите. При пересказе можно использовать картинки.   Слайд  12.

Ответы детей.

8. А теперь выберете картинку, найдите на ней все фигуры со звуком «Ц» и раскрасьте их.

C:\Users\Екатерина\Desktop\image046.jpg

9. Итог занятия.

С каким звуком познакомились?

- Звук [ц] какой? (согласный, твердый, глухой, не парный.)

- Что понравилось на занятии? (Дети отвечают полными предложениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...