Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы
статья по коррекционной педагогике
Статья о технике работы с детьми с нарушениями зрения. в которой используются элементы игры в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_blezing_plagova_sad_189.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы
Блезинг Т. В., воспитатель,
Плагова К. А., воспитатель
МБДОУ № 189 «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово
Дошкольники большинство информации получают через зрительный анализатор: они воспринимают и познают окружающий мир, наблюдают за различными процессами и явлениями в нём, учатся ориентироваться в окружающем пространстве. При глазных заболеваниях у детей нарушается целостность в строении зрительного анализатора, что в результате меняет восприятие и представления ребёнка, так как они приобретают специфические особенности. Ребенок с нарушением зрения имеет такие особенности восприятия, как небольшой круг интересов; слабый уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира. Это приводит к снижению качества и количества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, а также трудности в определении формы, цвета, величины и пространственного расположения предметов, ориентировка и движение в пространстве, и многое другое.
Нарушения зрения у дошкольников разнообразны. В своей педагогической деятельности мы работаем со слабовидящими детьми, у которых такие формы нарушения как косоглазие и амблиопия. Косоглазие - заболевание с нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от общей точки фиксации. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать. В результате косоглазия понижается острота зрения, развивается амблиопия. Амблиопия - это понижение остроты зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями. Дети с такими зрительными нарушениями характеризуются своеобразием развития и протекания психических и физических процессов. Зрительное восприятие при таком слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза, снижением остроты зрения, нарушением цветоразличения. Всё это, конечно же, осложняет формирование чувственно-практического опыта детей и является предпосылкой возникновения вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Задачей современного российского общества является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Поэтому особое значение во включение в социум слабовидящих дошкольников принадлежит играм, как одному из наиболее интересному, доступному и эффективному средству обучения детей.
Игровое действие любой дидактической и развивающей игры служит не только усилению активности ребенка, оно также является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности. В ряде таких игр особое место занимает игра в шахматы.
Ценность игры в шахматы в том, что с её помощью дети с нарушением зрения знакомятся со свойствами предметов (шахматных фигур и их заместителей) и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Через шахматную доску с шахматными фигурами дети развивают сенсорное восприятие, сохранные анализаторы и усиливают свои потенциальные познавательные возможности. Элементы игры в шахматы, при регулярном использовании в игровой деятельности, развивают у дошкольников память, логическое мышление, внимание, воображение и усидчивость, тренируют настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
К тому же шахматы - замечательный повод для общения детей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Игра в шахматы даёт детям с нарушениями зрения возможности полноценного самовыражения, самореализации, позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Одним из главных преимуществ обучения игре в шахматы – это интенсивное использование зрения самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают ходы и перестановки фигур. При отработке элементов шахматной игры дети непроизвольно упражняются в развития восприятия пространства и ориентировки на доске. А это способствует формированию у детей развития глазодвигательных функций, фиксации, глазомера.
Работая со слабовидящими детьми, мы строим обучение игре в шахматы максимально просто и доступно. При этом предусматриваем широкое использование занимательного материала, включая в игровые ситуации не только сами шахматные фигуры, но и вспомогательные предметы: цветные стеклянные камни, мелкие цветные игрушки разной фактуры (по размеру шахматного поля), семена, орехи и тому подобное.
Начиная работу с особыми детьми, мы учитывали психофизиологические особенности воспитанников и рассматривали обучение игре в шахматы как развивающий и коррекционный процесс. В нашем случае у детей с нарушением зрения отсутствует сознательная мотивация к обучению игре в шахматы, и поэтому принцип обучения игре был только один – должно быть интересно.
Целью наших шахматных заданий и упражнений стало не только обучение правилам игры в шахматы, но и работа по непрерывному слежению глазами за движениями предметов. Такие упражнения усиливают аккомодацию глаз, развивают направление взора вблизь и вниз, что важно при амблиопии и косоглазии.
Применяя элементы шахматной игры в коррекционной работе в группе детей компенсирующей направленности, мы сами разрабатывали задания и упражнения, порой в совместной деятельности с воспитанниками.
Создание комплекса игр, заданий, упражнений и других мероприятий, направленных на развитие восприятия пространства у дошкольников с косоглазием и амблиопией, и стало практической значимостью нашей педагогической деятельности. У нас появилась картотека игр и упражнений с подробным описанием условий проведения и задач; описание заданий для изучения особенностей пространственного восприятия у слабовидящих детей.
Например, серия дидактических игр «Дойди до домика» (перемещение с преградами и без), «Повтори комбинацию» (зеркальное повторение ходов), «Спрячь фигуру», «Найди одинаковых воинов» и т.д.
Проблема изучения особенностей восприятия пространства и предметов окружающей среды дошкольниками с косоглазием и амблиопией, конечно же, является недостаточно исследованной. Между тем, значимость данной проблемы определяется потребностями практики обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, нуждающейся в научном обосновании и разработке системы коррекционно – педагогической работы с детьми данной категории. Поэтому, продолжая работу в таком направлении, следует дальше изучать, систематизировать и обобщать исследования и труды в данной области. В перспективе нашей деятельности - создание диагностических карт, критериев уровней развития и коррекции нарушений зрения детей, а также методических рекомендаций по проведению такой диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей в игровой деятельности - как средство целостного развития и коррекции зрительных нарушений у дошкольников.
Презентация опыта работы дошкольного учреждения....
Стенд Развитие и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
информация для педагогов и родителей работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ В ОУ
В статье представлен опыт работы учите5ля-дефектолога с детьми, имеющими нарушения зрения...
Консультация на тему: «Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»
Консультация на тему:«Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»....
Консультация для родителей "Игры для развития и коррекции зрительного восприятия"
Зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов. Ор...
Игры для развития и коррекции зрительного восприятия
Игры для развития и коррекции зрительного восприятия ...
Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы
Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы...