ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ В ОУ
статья по коррекционной педагогике
В статье представлен опыт работы учите5ля-дефектолога с детьми, имеющими нарушения зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_planirovanie_zanyatiy.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ В ОУ
Развитие зрительного восприятия детей реализуется в ходе подгрупповой и индивидуальной работы. Содержание подгрупповой работы определяется программой соответственно году обучения. Реализация программы строго регламентирована задачами по осуществлению коррекционного обучения и этапу лечения.
В ходе предварительной диагностики состояния зрительного восприятия у детей могут быть выявлены специфические трудности, которые не позволяют детям в полной мере усваивать программные требования, предусмотренные подгрупповыми занятиями. Индивидуальные занятия помогут данной категории детей усвоить программу и успешно овладеть необходимыми навыками и умениями в практической и учебно-познавательной деятельности. Классификация трудностей, возникающих у данной категории детей в период коррекционного обучения, позволяет выделить следующие направления специальных индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия:
Развитие зрительно- моторных координаций
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира
Расширение и автоматизация способов обследования предметов
Совершенствование восприятия глубины пространства, сюжетных изображений
Совершенствование сенсорных эталонов
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Программное содержание по коррекции зрительного восприятия на протяжении всех лет специального обучения включает в себя эти направления. Однако некоторые дети не могут справиться в полной мере с этими требованиями вследствие специфики нарушенного зрения, состояния психофизического развития, состояния эмоционально-волевой сферы, нарушения познавательной деятельности. По результатам диагностических исследований можно определить удельный вес каждого направления индивидуальных занятий.
При планировании индивидуальных коррекционных занятий по совершенствованию сенсорных эталонов у дошкольников, имеющих нарушение зрения, может являться реализация следующих задач:
- расширение знаний о сенсорных эталонах, закрепление представлений о системе сенсорных эталонов;
- расширение умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне узнавания, называния, оперирования;
- формирование и автоматизация умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов;
развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных действий;
- расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира.
Содержанием занятий, направленных на совершенствование и автоматизацию
способов обследования предметов у дошкольников имеющих нарушение зрения являются такие задачи:
- закрепление умения узнавать предметы, предложенные для восприятия в разных модальностях (натуральный предмет, объемная модель, силуэтное или кон турное изображение и т.д. - 7 уровней);
- совершенствование и обогащение предметных представлений;
- совершенствование и автоматизация навыков полного последовательного зрительного обследования предметов;
- закрепление навыка полисенсорного обследования предмета.
Содержание занятий, направленных на расширение и коррекцию представлений о предметах реального мира у детей с нарушением зрения, может являться реализация следующих задач:
- расширение круга представлений о предметах (объектах, деталях), трудных для дистанционного восприятия, а также предметов, недоступных зрительному восприятию детей с нарушением зрения, предметов, имеющих сложное строение;
использование компенсаторных приемов восприятия предметов на полисенсорной основе;
- закрепление представления о предметах и явлениях окружающего мира за счет включения их в новые виды деятельности;
- использование наглядности и руководящей роли слова при восприятии предметов.
Программным содержанием занятий, направленных на совершенствование глубины пространства, восприятия сюжетных изображений у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения:
развитие пространственного восприятия за счет формирования нестереоскопических способов восприятия глубины пространства (использование приемов перекрытия, светотени и др.);
- формирование умения применять освоенные способы восприятия глубины пространства в учебно-позпавателыюй и практической деятельности;
- развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций;
- активизация оперирования представлениями о предмете при пространственной ориентировке в окружающей действительности;
- совершенствование способов восприятия объектов при разной их удаленности;
- формирование и закрепление умения детально, последовательно и целостно воспринимать сюжетное изображение;
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения при восприятии сюжетного изображения.
Содержанием занятий, направленных на совершенствование зрительно- моторных коордиаций может являться реализация следующих задач:
- совершенствование способов восприятия движущихся предметов;
- развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;
- развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;
- развитие осязания и мелкой моторики;
- автоматизация умения пользоваться карандашом:
- развитие умения проводить линии (прямые, косые, кривые, ломанные) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
- развитие умения соединять точки прямой линией;
- развитие умения рисовать самостоятельно и по образцу, выполнять графические задания.
Конкретизация программного содержания занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия кроме ориентации на содержание программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида должна осуществлять в соответствии:
- с анамнестическими данными (степень снижения зрения, состояние бинокулярного зрения, ведущее глазное заболевание);
- со знаниями зрительных функциональных резервов ребенка;
- с учетом формы возникновения нарушения;
- с перспективами и этапом лечения;
- с видом и тяжестью сопутствующих нарушений;
- с результатами диагностического обследования уровня зрительного восприятия;
- с общим уровнем развития ребенка (психофизическое, эмоционально-волевое, позпавательное состояние).
Составление индивидуального планирование должно происходить с опорой на общие дидактические принципы (последовательности, систематичности и т.д.), с учетом рекомендаций врача-офтальмолога по использованию дидактического и наглядного материала, е учетом использования разной степени интенсивности зрительной нагрузки, которая может регулироваться в зависимости от рекомендации врача-офгальмолога. Тифлопедагог в процессе работы на индивидуальных занятиях должен рационально использовать и сочетать практический, словесный, наглядный методы, подбирать наиболее эффективные приемы с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей детей. Занятия должны проводиться в интересной, занимательной для ребенка игровой форме.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ.
- Направление занятия.
- Тема занятия (соответственно дидактическим задачам).
- Программное содержание занятия с конкретизацией задач развития зрительного восприятия.
- Требования по решению каждой программной задачи
- объем и качество работы ребенка по выполнению задания;
Б) способ деятельности ребенка (по образцу, самостоятельно, с помощью педагога);
- конечный результат деятельности и способ его проверки.
- Выбор заданий и методика их объяснения.
- Подбор наглядных пособий, дидактических игр.
- Уточнение приемов активизации зрительной и мыслительной деятельности детей.
- Определение итогов занятия и оценки деятельности детей.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ:
- Задания, в осуществлении которых развитие восприятия идет одновременно интеллектуально и практически.
- Разложи объекты (эталонные образцы, карточки, картинки и др.) в определенном порядке (от большого к маленькому, от светлого к темному и др.) или направлении (по кругу, слева направо и т.д.);
- Дорисуй недостающие части;
- Составь целое из частей;
- Переведи через кальку, выдели другим цветом заданную часть объекта;
- Сгруппируй картинки по определенному признаку;
- Составь узор, выложи его из мозаики;
® Расставь предметы в пространстве по словесной инструкции, по памяти, по эталону;
- Расставь предметы в пространстве так, как это нарисовано на картинке;
- Составь картинку по заданию, по образцу, по памяти;
- Составь лицо человека с выражением определенной эмоции («фоторобот»);
- Смоделируй позу по образцам.
Возможно использование и других заданий.
- Задания на практическое решение, где ребенок выполняет конкретное действие и получает определенный результат:
- 11одбери такой же объект: наложи, положи рядом, соедини линией;
- «Спрячь» объект на цветном фоне;
- Переведи рисунок через кальку;
- Обведи рисунок по трафарету (внешнему или внутреннему);
- Соотнеси изображение с контуром, силуэтом (наложи, соедини линией, поставь фишки одного цвета и т.д.);
® Собери разные картинки.
- Задания, где решение осуществляется путем выбора объектов из двух или множества.
Выбор ребенок может производить по наглядному образцу, по указанному признаку, на основы ранее полученных знаний или просто в «свободной» ситуации. Ответ детей может быть оформлен словесно или в показе выбранного объекта.
® Выдели (найди, отметь, оставь, закрой, покажи) элемент образца, заданный элемент;
- Разложи элементы в том же порядке, что и на образце (или по словесной инструкции;
- Сравни с образцом, найди, что лишнее, что изменилось, чего не достает;
- Найди пару к образцу;
® Определи лишний предмет;
® Определи, какой предмет находится ближе, а какой дальше;
- Найди ошибку в изображении;
- Выбери по описанию;
- Подбери разные изображения к одной сказке. И другие задания.
Важно отметить, что в практической деятельности педагог, предлагая детям задание, должен заинтересовать ребенка предстоящей работой, для этого задания даются в интересной игровой форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.
В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии)....
Развитие тактильно-зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
Систематически организованная коррекционная работа, направленная на развитие тактильно-двигательного восприятия, является основой развития у дошкольников с нарушением зрения восприятия, памяти, ...
Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с использованием музыки
Актуальность проблемы коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрение посредством музыки....
«Рисование песком - как способ развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения»
дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого сниж...
Методические рекомендации «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Авторская идея Дружининой Лилии Александровны
Методические рекомендации разработаны согласно Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида, разделу развитие зрительного восприятия....
Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.Л.А.Дружинина.Челябинск.
Методические рекомендации."Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения".Научный редактор Л.А.Дружинина,кандидат педагогических наук,доцент,заведующая кафед...