Консультация для родителей "Игры для развития и коррекции зрительного восприятия"
консультация (подготовительная группа)

Зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов. Организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_dlya_razvitiya_i_korrektsii.docx257.88 КБ

Предварительный просмотр:


https://topmoments.ru/img/photos/Fotosemka-dlya-alboma-4.jpg

«Игры для развития и коррекции

зрительного восприятия»

Зрительное восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. На ранних этапах филогенетического развития 3. в. обеспечивает получение информации в основном о пространственном положении и движении объектов.

Современные данные показывают, что зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов.

Организм ребенка очень восприимчив всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте читать, писать, играть с конструктором. Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3 лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно.

Очень важно обучить, ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Длительность для дошкольников и младших школьников не должно превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал на глаза.

Несмотря на возрастающую популярность «развивающих» игр, следует помнить о чувстве меры продолжительность таких игр не более 20 минут единовременно и более 60 минут за весь день. Просмотр телевизора, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены.

Взрослые должны учитывать следующее:

-с 1,5 лет ребенок должен держать книгу на расстоянии 20-25 см. от глаз;

-при рисовании нельзя заслонять источник света рукой;

-комната, где ребенок проводит большую часть времени должна быть хорошо освещена.

Рекомендуется с одного года приучать ребенка к гимнастике глаз в игровой форме.

Зрительная гимнастика помогает:

-улучшить кровообращение сосудов органов зрения;

-снять утомление глаз после чтения или работы с мелкими деталями.

Общие рекомендации по гимнастике для глаз для дошкольников:

1.Посмотреть вдаль в течение 1-2 мин., переводя взгляд с предметов;

2.Поморгать глазами-20 раз;

3.Дать «попрыгать глазками с лестницы» - посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз -

Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером:

1.Каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут.

2.Закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты.

Гимнастика для усталых глаз:

1.Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

2.Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.

3.Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

4.Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.

5.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их.10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.

Простейший отдых для глаз - это их закрытие на более или менее длительный период времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь.

Игры для развития и коррекции зрительного восприятия

у старших дошкольников с ОВЗ.

«Волшебные картинки»

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши.

Ход игры: ребёнку по очереди предъявляют картинки и педагог просит раскрасить их, ориентируясь на условные обозначения, которые написаны в нижней части листа.

 «Сложи пуговицы в коробки »

Оборудование: картинка, на которой изображены пуговицы разной формы, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит раскрасить пуговицы разными цветами в соответствии с их формой. Затем разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой волшебной ниточкой.

«Из каких фигур предметы?»

 Оборудование: карточка с изображением предметов, составленных из геометрических фигур различной формы, цветные карандаши.

 Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть нарисованные на ней предметы: «Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки? » После рассматривания педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке.

«Составь фигуры»

Оборудование: карточки с заданием, цветные карандаши.

Ход игры: ребёнку предлагается карточка и педагог просит раскрасить только те детали, из которых можно составить геометрическую форму (круг, прямоугольник).

«Составь кубик»

Оборудование: карточка с заданием, цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти на карточке к каждому кубику недостающий кусочек. Затем взять цветные карандаши и раскрасить кубики и соответствующие им кусочки в один цвет.

«Какой формы предметы?»

Оборудование: картинка, на левой стороне которой нарисованы геометрически фигуры, на правой - различные изображения предметов, простой карандаш.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть изображённые на ней предметы и ответить на вопрос: «Какой формы эти предметы? » Затем предлагает взять карандаш и соединить линией предмет и ту форму, на которую он похож.

«Прятки»

Оборудование: карточка с заданием, цветные карандаши.

Ход игры: ребёнку предъявляют карточку и педагог просит рассмотреть фигурки изображённые в верхней части карточки, затем даёт инструкцию: «Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней части картинки и соедини их линиями».

«Исправь ошибки»

Оборудование: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаёт вопрос: «Какие буквы и цифры написаны неправильно? Найди и зачеркни их».

«Найди пару»

Оборудование: карточки с нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш .

Ход игры: ребёнку по очереди предъявляют карточки и педагог просит рассмотреть картинку и найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду. Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые.

«Найди отличия»

Оборудование: парные картинки с изображением похожих, но не одинаковых предметов, например, чашки, одинаковые по форме, но разные по цвету, карточки с различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д. .

Ход игры: педагог предъявляет два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие отличия, затем предлагает найти эти отличия и раскрасить картинки. Варианты: - нахождение различий у нескольких предметных изображений (до 6) ; - нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок; - используются парные игрушки; -предъявляют предмет и его изображение.

«Почини коврик»

Оборудование: 2 варианта картинок, на которых изображён коврик, с «вырезанными» в нём отверстиями (1, 2 отверстия) и нарисованными к нему «заплатками», простой и цветные карандаши.

Ход игры: 1 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и просит подобрать из нескольких кусочков материала, такой который бы подошёл к рисунку коврика, затем взять карандаш и показать его стрелочкой.

2 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и задаёт вопрос: «Какая заплатка подходит к этому коврику? » Затем просит раскрасить коврик и подходящие к нему заплатки.

«Что здесь спряталось?» («зашумлённые» изображения»)

Оборудование: карточки с контурными изображениями предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет по очереди карточки и просит найти спрятанные в них фигурки, назвать их и обвести цветными карандашами.

«Что забыл дорисовать художник?»

Оборудование: карточки с изображениями предметов с недорисованными элементами, цветные карандаши.

Ход игры: ребёнку предъявляют по очереди карточки, на которых знакомые изображения даны не полностью, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Ему предлагается подумать и сказать, узнал ли он, кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их). Варианты: — предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь, требуется восстановить всё изображение.

«Узнай картинку»

Оборудование: карточки с изображёнными на них предметами, геометрическими фигурами буквами, цифрами, выполненные в виде точек или пунктиров, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку по очереди карточки и предлагает прослушать инструкцию: «Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено. Назови, что получилось». Усложнение: - начинать от крупных изображений к более мелким изображениям; -от предметных изображений к сюжетным картинкам; - изображения выполнены сначала пунктирной (точечной) линиями, затем в виде последовательного ряда цифр.

«Найди такую же фигуру»

Оборудование: карточка, на левой стороне которой изображён предмет, а на правой – свободное пространство, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Посмотри, слева нарисована фигура, возьми карандаш и постарайся справа нарисовать точно такую же фигуру».

«Большой – маленький »

Оборудование: карточка с нарисованными в разнобой различными по форме и по размеру геометрическими фигурами, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Раскрась большие фигуры – красным цветом, маленькие – синим». Затем просит сосчитать их и записать их количество на карточке.

 «Что изменилось?»

Оборудование: картинка, на которой изображены нарисованные 2 -е половинки рисунков.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Рассмотри внимательно 2-е половинки рисунков справа и слева. Сравни их и скажи, что изменилось на правом рисунке?»

«Найди такие же»

Оборудование: карточка с буквами (цифрами, выполненными разными видами печатного и рукописного шрифта, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и предлагает её рассмотреть, спрашивает: «Какие буквы написаны? Сколько их?» После просит взять цветные карандаши и все буквы «А »- обвести синим карандашом, буквы «Б »– зелёным, а буквы «Е» - красным.

Игры на развитие целостности зрительного восприятия

«Сложи картинку»

Оборудование: 2-3 изображения предметов, разрезанные на части (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.).

Ход игры: 1 вариант - ребёнку предъявляют картинки, на которых изображены части 2—3 изображений и просят собрать из этих частей целые изображения.

2 вариант - ребёнку предъявляют картинки, и педагог просит найти выделенные фрагменты на целой картинке и раскрасить их.

Усложнения: начинать нужно с предметных картинок, затем усложнять сюжетными картинками.

Варианты: — предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

«Половинки»

Оборудование: карточка с нарисованными по разные стороны половинками фигур, цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти и соединить две половинки так, чтобы получилась фигура и их раскрасить.

«Сложи фигуру»

Оборудование: карточка, на которой изображены в верхней части листа геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д., в нижней – части этих фигур.

Ход игры: ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно взрослым даётся нструкция: «На карточке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д., за чертой изображены их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру, и соединить их линией (верёвочкой)».

«Дорисуй картинку и раскрась»

Оборудование: набор картинок, на которых изображена только левая сторона предмета, простой и цветные карандаши.

Ход игры: педагог даёт ребёнку инструкцию: «Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую. Нарисуй простым карандашом такую же половинку, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его».

Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия

«Кто есть кто?»

Оборудование: карточка с нарисованными на ней в 2-а ряда группами предметов, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить её героев в соответствии с заданием, написанным карточке.

«Куда ползут улитки?»

Оборудование: карточка с нарисованными улитками, ползущими в разные стороны, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить улиток разноцветными карандашами, в соответствии с условиями, написанными на карточке.

 

«Помоги Красной Шапочке»

Оборудование: картинка, на которой нарисован путь Красной Шапочки, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит нарисовать её путь до домика бабушки, начиная от нарисованной на ней стрелки.

«Помоги Саше и Маше»

Оборудование: карточка с заданием, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит помочь Саше и Маше нарисовать предметы. Затем читает условия, написанные на карточке, а ребёнок слушает и выполняет их.

 «Раскрась рисунок»

Оборудование: карточка, на которой изображены в разных пространственных положениях геометрические формы, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить рисунок цветными карандашами по условию, написанному на карточке.

«Стрелочки»

Оборудование: карточка, на которой изображены стрелки, указывающие в разные стороны, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить стрелочки цветными карандашами, по условию, написанному на карточке.

«Кто где спрятался»

Оборудование: карточка с заданием, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить, по условию, написанному на ней, картинки.

Список используемой литературы:

1.  Безруких М.М., Теребова Н.Н. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет // Физиология человека. - 2009. - Т. 35. - № 6. - С. 37-42.

2. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5-7 лет // Новые исследования. - 2008. - Т. 1. - № 14-1. - С. 13-26.

3. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. Academia, 2012. - С. 19-22

  1. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Проблемы дефектологии. Сост. Т.М.Лифанова. М., 1995.

5. Вяткина А.Ф. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения. \Дошкольная педагогика.\ 2006.-№№.-с.30-33.

6. Григорьева Л.П., С.В.Сташевский «Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»// Учебно-методическое пособие – М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стенд Развитие и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

информация для педагогов и родителей работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...

Опыт работы старшего воспитателя МКДОУ «ЦРР – Д/С №41» Никуловой Е.Г. по разработке «Учебно-методического пособия. "Развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами конструктора MRT1 HAND (слабо

Представлен опыт работы по разработке методического комплекса к новому робототехническому конструктору для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения....

Консультация "Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятие зрительного утомления"

Эффективность работы по развитию зрительного восприятия, осуществляемая на коррекционных занятиях, в ходе домашнего педагогического процесса, во многом определяется своевременным и систематическим исп...

Консультация на тему: «Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»

Консультация на тему:«Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»....

Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы

Статья о технике работы с детьми с нарушениями зрения. в которой используются элементы игры в шахматы....

Игры для развития и коррекции зрительного восприятия

Игры для развития и коррекции зрительного восприятия ...

Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы

Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы...