Задержка психического развития детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике
Задержка психического развития детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 56.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка психического развития детей дошкольного возраста
Введение
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
Объект: дети дошкольного возраста с ЗПР
Предмет: психологическое сопровождение детей с ЗПР.
Цель работы: изучить особенности психологического сопровождения детей с ЗПР
Задачи:
- дать психолого-физиологическую характеристику детей с ЗПР;
- раскрыть классификацию типов ЗПР;
- рассмотреть коррекционно-педагогическое и социально-психологические аспекты сопровождения детей сЗПР;
- разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу для детей с ЗПР;
Методы исследования: анализ, синтез.
Теоретическая значимость исследования: выявлены и описаны психолого-физиологические особенности детей с ЗПР. Теоретически обоснована необходимость коррекционной помощи детям с ЗПР.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы студентами вузов соответствующих специальностей, а также в работе психологов с детьми с ЗПР в дошкольных учреждениях, школах, в психологических центрах.
Структура работы: введение, две главы, разбитых на параграфы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1 Дети с задержкой психического развития
1.1 Психолого-физиологическая характеристика детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов [7 ]. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя особенностями. У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.
Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т.е. будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога.
Длительное наблюдение за детьми с временной задержкой показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах[7 ].
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков.
Комплексное изучение ЗПР как специфического отклонения детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е годы. Острейшая необходимость разработки теории развития детей с ЗПР в сравнении с детьми с другими отклонениями развития, а также с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами педагогической практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил тяжелое положение в школе стойко неуспевающих учащихся. В то же время развертыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения данной категории детей способствовал накопленный к этому времени опыт углубленной разработки проблем дифференциальной диагностики [7 ].
Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариативность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости, они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но в то же время они стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования многих ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы [2].
Перенесенное ребенком органическое заболевание центральной нервной системы и остаточные явления (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) служат патогенетической основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, и в первую очередь лобных отделов. Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психологического развития, формирования деятельности ребенка. При парциальной дефективности мозга, однако, потенциальные возможности психического развития, в частности развития абстрагирующей и обобщающей функции интеллекта, могут быть более значительными, чем у умственно отсталых детей.
Наряду с затрудненным развитием познавательной деятельности у детей с ЗПР могут проявляться энцефалопатические синдромы - гиперактивности, тревоги, агрессии и т. п., что также свидетельствует об органической недостаточности центральной нервной системы [2 ].
Задержка психического развития, обусловленная выраженным: церебрально-органическими причинами, обязательно предполагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально- волевой сферы, а также очень часто и физическую незрелость, что, в свою очередь, еще больше осложняет тяжелое состояние ребенка. Эти дети нуждаются в более сложном лечении, нежели при невроподобных состояниях или соматогенных астениях, а также в более сложной педагогической коррекции.
Располагая определенными научными сведениями о клинических особенностях детей с ЗПР, исследователи выделяют ряд вариаций этого состояния (Т. А. Власова, К.С.Лебединская, В. И. Лубовский, М.С. Певзнер) [2 ]. Психологический инфантилизм (эмоционально незрелые дети длительно текущие астенические состояния представляют собой наиболее легкие формы. Дети с ЗПР этих форм могут иметь первичное нарушение, прежде всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой основе малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию памяти, внимания. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей [2 ].
ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций (эти дети, как правило, имеют дефектную первооснову для развития и интеллектуальной, и эмоционально-волевой сферы, а также для нейрофизиологического и частно соматического развития), представляет наиболее тяжелую ее форму. По сути своей эта форма нередко выражает состояние, соотносимое с дебильностью (разумеется, и здесь возможна вариативность состояния по снижению его тяжести). Обучаемость этих детей, безусловно, в значительной степени снижена.
Итак, задержка психологического развития ( ЗПР) – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций – моторных, сенсорных, речевых, который затрудняет процесс обучения ребенка в школе по общеобразовательной программе и требует специально организованной комплексной помощи соответствующих специалистов.
1.2 Классификация типов задержки психического развития
Существует несколько классификаций задержки психического развития. Первая клиническая классификация была предложена Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (1967) [18 ]. В данной классификации рассматриваются два варианта ЗПР. При первом варианте нарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости, вследствие психического или психофизического инфантилизма. При втором варианте на серный план выступают нарушения познавательной деятельности в связи со стойкой церебральной астенией.
Интересна классификация В.В. Ковалева (1979). Он выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:
-дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма);
-энцефапопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);
ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха), и четвертый вариант В.В. Ковалев связывает с ранней социальной депривацией [18 ].
В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация, К.С. Лебединской (1980), разработанный на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР.
Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:
а) конституционного происхождения;
б) соматогенного происхождения;
в) психогенного происхождения;
г) церебрастенического (церебрально-органического происхождения) [7 ].
Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.
I. Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемых у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов [14 ].
II. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:
-хроническими инфекциями;
-аллергическими состояниями;
-врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
-детскими неврозами;
-астенией.
Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети - «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия [14 ].
III. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития [14 ].
IV. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.
Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.
Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах. Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально- волевую незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности [14 ].
Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.
1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность [4 ].
Итак, важным направлением в исследовании проблемы психологического сопровождения детей с ЗПР является систематическое клинико-физиологическое и педагогическое изучение детей с задержкой психического развития. А предложенная К.С. Лебединский классификация ЗПР и сегодня используется наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях. Классификация позволяет понять, что лежит в основе нарушений каждого типа и наметить пути коррекции .
Глава 2 Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития
2.1 Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗ
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями Особое внимание уделяется организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения [1 ].
Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности. [Приложение 1]
При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют своего решения:
- Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.
- Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.
- Разрозненность информации.
- Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
- Непринятие проблем ребенка со стороны родителей. [1 ]
Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута. [2 ]
Задачи:
- защита прав и интересов ребенка;
- массовая диагностика по проблемам развития;
- выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
- консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса;
- групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам [2 ]
Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:
- оказание помощи в решении проблем:
- формирования здорового образа жизни;
- личностных проблем развития ребенка;
- выбора образовательного маршрута
- преодоления затруднений в обучении;
- разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения
- гигиеническое нормирование нагрузок;
- обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
- организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов. [14 ]
Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:
- индивидуальное сопровождение детей;
- системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
1)сбор информации о ребенке;
2)анализ полученной информации;
3)совместная выработка рекомендаций;
4)консультирование всех участников сопровождения;
5)решение проблем;
6)анализ выполненных рекомендаций;
7)дальнейший прогноз развития ребенка [3 ]
Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей [3 ].
Основные этапы системного сопровождения:
- диагностический этап;
- поисковый этап;
- консультативно-проективный (или договорной) этап;
- деятельностный этап;
- рефлексивный этап [3 ].
Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:
- выявление проблем в ходе массовой диагностики;
- обращение родителей за консультациями;
- обращения педагогов, администрации;
- обращение специалистов других социальных служб. [3 ]
Реально «сопровождение» заложено в организации взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия были четко определены функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения
Консилиумы проводятся систематически 1 раз в квартал. Работа службы сопровождения планируется на месяц. Заранее определяется списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать, извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить материалы
По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения. Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:
- удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;
- уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
- способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
- успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности [2 ].
Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
2.2 Реализация коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР
Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию познавательных процессов детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей, их личностных качеств.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет с диагнозом ЗПР. Цель: коррекция познавательных процессов общей осведомленности, развитие моторики, релаксацию и снятие напряжения. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в общеобразовательной школе [3 ].
Количество занятий: 9
Занятия проводятся 1 раз в неделю с обязательным домашним заданием для ребенка. Все занятия построены следующим образом:
1. Приветствие, проверка домашнего задания (2-3 мин).
2. Упражнение на развитие моторики (пальчиковые игры) (3-4 мин).
3. Познавательные упражнения (коррекционно-развивающий блок) (20-25 мин).
4. Релаксация, психогимнастика (2-3 мин).
5. Прощание. Домашнее задание (1 мин.) [3 ].
Упражнения коррекционно-развивающего блока построены так чтобы обеспечить постоянное переключение видов деятельности ребенка, с тем, чтобы уменьшить утомляемость во время занятия. Цель данной программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития
Задачи:
-пробудить познавательную и творческую активность ребенка;
-развивать непроизвольные внимание и память ,различные виды восприятия; , наблюдательность, воображение;
-совершенствовать моторные функции;
-формировать навыки произвольного поведения.
Таблица
II. Тематический план занятий:
Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. В коррекционно-развивающей работе особое место занимает психологическая и педагогическая коррекция. Педагогическая коррекция должна быть направлена на устранение пробелов в знаниях, на усвоение отдельных учебных предметов или их разделов.
Основными принципами организации коррекционно-развивающей обучения в школе являются:
Динамичность восприятия учебного материала.
Принцип продуктивной обработки информации.
Принцип развития и коррекции высших психических функций [19 ].
Итак, в результате реализации коррекционно-развивающей программы- у детей улучшились:
-показатели познавательных процессов;
-стали более совершенны мелкие движения;
-снизились показатели мышечного напряжения;
-снизился уровень тревожности;
-сформировалось эмоционально-позитивное настроение;
-совершенствовались способности к переключению и распределению внимания, наглядных форм мышления;
-накоплены языковые представления в развитии фонетико-фонематических процессов;
-повысился уровень подготовки к обучению грамоте;
-сформированы соответствующие возрасту навыки игровой деятельности, а также элементы учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
.Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости.
Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии, дети с симптомами задержки психического развития направляются в коррекционные группы, начиная с четырех летнего возраста.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также ––– реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.
В результате реализации коррекционно-развивающей программы- у детей улучшились:
-показатели познавательных процессов;
-стали более совершенны мелкие движения;
-снизились показатели мышечного напряжения;
-снизился уровень тревожности;
-сформировалось эмоционально-позитивное настроение
-совершенствовались способности к переключению и распределению внимания, наглядных форм мышления;
-накоплены языковые представления в развитии фонетико-фонематических процессов;
-повысился уровень подготовки к обучению грамоте;
-сформированы соответствующие возрасту навыки игровой деятельности,а также элементы учебной деятельности.
Список использованной литературы
- Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 38-45.
- Балуева, Е.Б. Развитие психологических основ учебной деятельности у младших школьников с ЗПР. - Ярославль, 2007.- 315 с.
- Борякова, Н.Ю., Касицына, М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР. - М., 2007.-275 с.
- Бутко, Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. - М., 2006.- 212 с.
- Буторина, Т. С. Интегративное педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями// Экология человека. - 2006. - № 1. - С. 55-59.
- Вильшанская, А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.
- Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия», 2009.- 272 с.
- Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения / Под ред. В.И. Лубовского. - M., 2006.- 180 с.
- Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2010.-594 с.
10. Конвенция о правах ребенка ( Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных де6путатов СССР и Верховного Совета СССР.- 1990.- №45.- Ст.955.
11. Максименко, М. Ю. Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения в общеобразовательной школе (на модели интеграционной школы) // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 3. - С. 40-46.
12. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2010.- 310 с.
13. Мустаева, Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. - М., 2008.- 377 с.
14. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2010.- 520 с.
15. Нодельман, В. И. Психолого-педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития// Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 31-39.
16. Психология детей с задержкой психического развития / Под ред. Защиринской О.В. - СПб.: Речь, 2007. -402 с.
17. Самуйленко, С.В. О некоторых подходах к проведению коррекционно-развивающей работы // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании под ред. Н.В. Дмитриевой и др. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - С. 234-237.
18.Серова, В. В. Формирование навыков социального поведения у старших дошкольников с ЗПР - воспитанников детского дома // Дефектология. - 2010. - № 3. - С. 64-70.
19.Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб., 2008.-124 с.
20.Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии - М.: Академия, 2007.- 314 с.
Приложение 1
Основные направления коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР
Ознакомление с окружающим
- Формирование первичных представлений о смене времен года.
- Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.
- Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).
- Формирование представлений о значении труда взрослых.
- Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.
Речевое развитие
- Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов.
- Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении
- Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.
- Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
- Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.
- Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.
- Обучение ответам на вопросы кто это? что это?
- Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.
Формирование элементарных математических представлений
- Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).
- Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.
- Обучение использованию слов большой, маленький.
- Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).
- Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).
- Обучение прямому счету до 5. Учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов.
- Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.
Сенсорное развитие
- Развитие ориентировки в цвете (сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову).
- Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек).
- Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый – квадратный), цвету (красный – желтый – зеленый – синий) предметы.
- Освоение элементарной комбинаторики – размещение по заданному признаку: цвету, величине
- Формирование умения узнавать предметы на ощупь.
Развитие психических функций
- Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
- Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно -и двухступенчатых инструкций.
- Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками.
- Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).
Развитие временных и пространственных представлений
- Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).
- Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.
Конструктивный праксис
- Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2 ––– 4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами).
- Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно.
- Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.
- Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4 -8 прорезями.
- Построение фигур из 3-4 палочек.
- Работа с палочками Кюизенера.
Развитие графических навыков
- Учить правильной посадке
- Учить правильному захвату карандаша.
- Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.
- Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и кривые линии.
- Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
- Учить изображать круглую форму.
Уровень развития по результатам диагностики на конец года ___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая коррекция задержки психического развития детей дошкольного возраста
Реферат. Содержит теоретические основы планированирования психо-коррекционной деятельности с дошкольниками, имеющими задержку в развитии....
«Психофизическое развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет)».
Показатели психофизического развития детей ЗПР старшего дошкольного возраста...
Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....
Коррекционная программа по развитию внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Комплекс игр и динамических пауз по развитию внимания у детей, имеющих задержку психического развития....
Развитие речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологий
В работе с детьми с задержкой психического развития по развитию связной речи наряду с традиционными формами работы используются нетрадиционные технологии(триз,сказкотерапия, мнемотехника и т. д....
Консультация для воспитателей:«Развития мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
У детей с ЗПР 5-7 лет отмечаются трудности в формировании сферы образов-представлений и оперировании ими, сложности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственн...
Организованная деятельность по физическому развитию " Береги своё здоровье" для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Цель: Уточнить представление о том, что такое здоровье и как его беречь. Программное содержание: Продолжать знакомить детей с доступными способами здоровья (соблюдать режим, ежедневная зарядка, з...