«Психофизическое развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет)».
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 145.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №32 п. Металлострой, г. Санкт-Петербург
СТАТЬЯ
«Психофизическое развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет)».
Воспитатель высшей квалификационной категории
Шепырева Людмила Леонидовна
2017 год
Ребенок – это живой человек,
Это вовсе не орнамент нашей жизни,
Это отдельная полнокровная и богатая жизнь.
А.С. Макаренко.
Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально – волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Показатели психофизического развития детей ЗПР старшего дошкольного возраста.
МОТОРИКА.
В некоторых случаях сохраняются, замедленность, неловкость движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Ребенок затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Отмечаются некоординированные движения ног, нарушение равновесия. Испытывает существенные трудности при работе с ножницами, при вырезании предметов, даже прямолинейных форм. Манипуляторная функция резко ограничена, наблюдаются трудности манипулирования предметами при наличии хватания. Моторика не координирована.
СЕНСОРНО - ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами, что снижает эффективность их восприятия. Путает названия не эталонных геометрических форм и цветовых оттенков. Испытывает существенные трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины. Наблюдается нецеленаправленный способ работы. В ориентировочной деятельности выраженная внешняя активность при хаотичном, бессистемном манипулировании стимульным материалом. В целом характерно выраженное недоразвитие конструктивной и изобразительной деятельности.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Может считать до 10, однако испытывает некоторые трудности при отсчитывании предметов. В обратном порядке счет затруднен. На наглядном уровне ребенок может овладеть операциями сложения и вычитания, деления предметов. Знает времена года. Родовые и видовые понятия называет неточно, или дается описательная характеристика понятия с называнием существительных признаков. Обобщает методом исключения из четырех предметов, иногда мотивировка ответов нечеткая. Составляет последовательные умозаключения в рассказах с предварительной инструкцией, а также после наводящих и уточняющих вопросов взрослого. Затруднен пересказ сюжета, сказки в связи с ограниченным словарным запасом, в отдельных случаях – в связи с недоразвитием лексико-грамматического строя языка. Наблюдаются нарушения слоговой структуры слов.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок с ЗПР предпочитает индивидуальные игры групповым. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию. Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх. Игра носит элементы сюжета.
ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ.
Активность и целенаправленность инертная либо бесцельная, хаотичная, улучшается стимуляцией взрослого. Интерес выражен, однако не стойкий. Может проявлять безудержность эмоций. При возникновении конфликтов со сверстниками возможны эффективные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача. Затруднено выполнение правил поведения. У некоторых детей наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками. При проявлении негативных реакций они более сдержаны, не склонны проявлять интерес к совместным играм, ведут себя пассивно, безразлично. Некритичны. Работоспособность носит мерцательный характер. Часто отказываются посещать детский сад. Навык самоконтроля в стадии формирования.
НАВЫКИ.
Навыки самостоятельности активно формируются, однако отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одевается, умывается, ест. В некоторых случаях, наоборот, старается все сделать быстро, но результат таких действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию.
Таким образом, у детей с ЗПР в дошкольном возрасте наблюдаются следующие отклонения.
- Недоразвитие игровой деятельности. Дошкольники с ЗПР не принимают предложенную им игровую роль, затрудняются в соблюдении правил игры, что имеет очень важное значение в подготовке к учебной деятельности. Дети чаще предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. В процессе сюжетно – ролевой игры возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом, трудности выполнения определенных ролей. Задержка в развитии игровой деятельности наблюдается при всех формах ЗПР.
- Недостаточная познавательная активность, нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка. Эти явления могут серьезно тормозить эффективность развития и обучения ребенка. Быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала.
- Недоразвитие обобщенности, предметности и целостности восприятия негативно отражается на формировании зрительно – пространственных функций. Это наглядно проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование.
- Недоразвитие эмоционально – волевой сферы отрицательно влияет на поведение дошкольников с ЗПР. Они не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают длительные и глубокие отношения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития
В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....
Музыкально-ритмические движения как фактор психомоторного развития детей с задержкой психического развития
В статье предлагается модель коррекционно-образовательноого процесса, способствующая развитию психомоторных функций дошкольников с ЗПР посредством музыкально-ритмической деятельности, осно...
Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.
Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...
Влияние музыки на развитие детей с задержкой психического развития и умственной отсталости дошкольного возраста.
Влияние музыки на развитие детей с задержкой психического развития и умственной отсталости дошкольного возраста....
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Организация работы в дошкольном образовательном учреждение по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития
Сенсомоторное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности. Как правило, первичных нарушений на уровне органов чувств у таких детей не обнаруживается. Процесс восприятия у н...