Сказкотерапия.Психокоррекционная пьеса-игра «История мальчика Мити»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Галинурова Людмила Анатольевна

Героями этой пьесы-игры могут быть зрители зала. Главный герой - мальчик, страдающий скованностью и страхами. Его авторитарная мама, склонная к панике и гиперопеке, друзья Мити. Цель пьесы: психокоррекция  неуверенности, тревожности, страхов. Развитие саморегуляции, эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihokorrektsionnaya_pesa-igra.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Психокоррекционная пьеса-игра

«История мальчика Мити»

Цель: психокоррекция неуверенности, тревожности, страхов.  Развитие саморегуляции, эмпатии.

Героями этой пьесы могут быть зрители зала. Главный герой мальчик Митя, страдающий скованностью и страхами. Его авторитарная мама, склонная к панике и гиперопеке,    друзья Мити.

Действующие лица:

Злой волшебник, Злыдень, (ворон)

Мальчик Митя,

Мама,

Доктор(добрый волшебник)

Упрямство

Лень

Страх

Мальчик  Витя,

Девочка Аня.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Ведущий: здравствуйте, дорогие ребята, мы очень рады сегодня представить вашему вниманию спектакль. Но не обычный спектакль, а такой, где без вашего участия не получится ничего! Но если вы готовы помочь… Готовы? Тогда мы начинаем! Итак наша история – это история мальчика Мити – мальчика с опущенной головой.

Злой волшебник: Бред! Не верьте ей, этот пацан морочит всем голову!

Ведущий: А ну не кричи! Ишь, выскочил быстро! Это, ребята, Злой волшебник! (тот исчезает) К сожалению, нам, ребята, еще предстоит с ним встретиться, но давайте по-порядку:  Жил-был мальчик Митя. Голова у него была всегда так опущена, что никто не видел лица. (появляется Митя). Вроде бы мальчик как мальчик, руки целы, ноги целы, голова… ох, вот тут то все и начинается! (мальчик, опустив голову, стоит).

Ведущий: ребята, попробуйте его позвать! (ребята зовут его, но он не откликается). Вы думаете он не слышит? Ошибаетесь!

Митя: (не поднимая головы) Всё я слышу!

Ведущий: Понятно! Всё он слышит! Только головы поднять не может! Заболел, наверное!

Мама: (появляется) Капризы это, а не болезнь!(обращается к сыну): Сынок, подними голову! Пожалуйста, я прошу! Да подними ты голову, наконец! (рассерженно)Ты нарочно это делаешь! (мальчик всхлипывает)

Ведущий: М-да! Во дворе у Мити тоже вечные неприятности!(мама исчезает, появляется девочка Аня с мячиком)

Аня: (читает считалочку)

 Мой веселый звонкий мяч,

 ты куда помчался вскач?

Красный, синий, голубой…(Митя натыкается на неё, сбивает с ног)

Аня: Ты что, слепой? Не видишь, что я с мячиком играю?

(Митя молчит, убегает в сторону и сталкивается с другим мальчиком)

Витя: Ой! Ты чего? Смотреть надо, куда идёшь! Слушай, ты ушибся?

Митя (набрасывается с кулаками )на Витю: Отстань! Уходи! Надоел! Все вы мне надоели! (плачет)

Витя: ты чего «с приветом?»

Ведущий: и так каждый раз! Жалко, ребята, его, правда? В общем, маме все время приходилось разнимать его драки, защищать его. И она пошла к кому? (зрители: к врачу!)(выходит доктор в белом халате) (мама тащит Митю, тот упирается)

Мама: Да не бойся, никто тебя не съест!

Доктор: добрый день!

Мама: Здравствуйте, доктор! Вы извините, что мы не постучали, ворвались!

Доктор: Ну, рассказывайте, что случилось? На что жалуетесь!

Мама: Вот полюбуйтесь! (показывает на сына)и всегда так!

Доктор: Так это как?

Мама: (Дает подзатыльник сыну) Не хочет голову держать, как все нормальные люди, так с опущенной и ходит!

Доктор: (осматривает мальчика) Дыши, не дыши… спиной повернись!

Мама: может вы ему таблетки пропишите?

Доктор: Нет, мамочка, таблетки тут не помогут, ребенок ваш болен. А болезнь у него редкая, сказочная!

Мама: Да ну! Неужели и впрямь сказочная?

Доктор: Дело в том, что (начинает рассказывать сказку)

Однажды, поздним вечером, когда вы смотрели телевизор, а Митя никак не мог уснуть, к нему в окно влетел Злой волшебник…

Мама: Да, ладно, доктор, не бывает такого! Нет никаких волшебников!

Злой волшебник (появился ): Ерунда! Это тебя не бывает, а я очень даже бываю! Эй, докторишка, рассказывай про меня! Про меня!

Доктор: успокойся, Злыдень! Так вот.. влетел этот самый красавчик и распростерся над кроваткой Митиной.

Митя (трет глазки): Ты кто?

Злой волшебник: Разве не видишь? Разве не понятно?

Митя: Ты чего такой черный? Такой страшный?

Злой волшебник: А ты меня не бойся, маленький дурачок! Я может поиграть с тобой хочу! Ну что, поиграем, карапуз?

Митя: Мама! Мамочка, где ты? Выгони  отсюда эту противную ворону!

Злой волшебник: Ах ты, паршивец! Ты кого оскорбляешь, это я ворона?

Митя: Да, улетай скорее отсюда! Мама, мамочка, спаси меня!

Злой волшебник: Ха-ха! Кричи громче! Мамочка все равно не услышит. А за то, что ты меня вороной назвал, я тебя крепко накрепко заколдую! Всю жизнь будешь ходить, не поднимая головы!

Карр-карр- покарраю! Карр-карр- покоррю! Карр-карр-пррроклиннаю!

Головы тебе не поднять, на мир не взглянуть никогда!, Никогда! Никогда!

Доктор: Теперь вы понимаете, мамочка, какое страшное заклятие над авшим сыном?

Мама: Да если бы я знала, я разве сидела бы у телевизора? Да я его топором!

Доктор: Ну зачем портить вещь? Он еще пригодится!

Мама: (плачет) Ах, не знаю, доктор, что же мне делать? Мой бедный мальчик, хочешь конфетку? А яблочко? Умоляю вас, доктор, помогите нам, мы на все готовы!

Доктор: (скептически) Например?

Мама: Ну, например.. ночей не спать, в обрыв прыгнуть!

Доктор: нет, не надо прыгать.. вы скажите мне, готовы ли вы его отпустить? В небольшое путешествие отпустить?

Мама: В какое такое путешествие?

Доктор: В волшебное, разумеется!

Мама: Одного???

Доктор: Одного!

Мама: можно я лучше в обрыв прыгну?

Доктор: Да зачем мне ваш труп? Что я с ним делать буду?

Митя: Отпусти меня, мам! Я тебя очень прошу! Хоть к медведям пойду, лишь бы расколдоваться!

Мама: Да как же я отпущу тебя одного? Доктор, позвольте хоть издали за ним смотреть?

Доктор: ну на расстоянии, по телевизору, можно!

Мама: как это по телевизору?

Доктор: по вашему телевизору, который вы хотели топором!

Мама: а может, вы просто пропишите таблетки? Может у него просто авитаминоз?

Доктор: ну если вы лучше меня знаете, лечите сына сами!

Мама: Нет, нет, я уже ухожу, по какому, доктор каналу мне его смотреть?

Доктор: по волшебному! (кладя руку на плечо мальчику, обращается к зрителям)- Ну вот теперь мы можем поговорить откровенно! (снимает халат, надевает мантию) вы, ребята уже наверное догадались! Я не простой доктор – Кто я, ребята? (дети: волшебник!)(если дети не ответят, отвечает Митя)

Ведущий: правильно, молодцы! Но какой волшебник? Правильно – добрый!

Волшебник (доктор): А вот интересно, догадаетесь ли вы, как меня зовут? Задачка не из легких, слушайте!:

Злой волшебник, враг людей

Носит имя Злыдень,

Ну а добрый чародей

Его зовут Добры… (день)

Волшебник: Совершенно верно!

Митя: (пытается поднять голову) Какое доброе имя Добрыдень! Жалко, что я не могу вас увидеть!

Волшебник: ничего! Еще все впереди! Ребята, я могу на вас рассчитывать? Экзамен на сообразительность в ы сдали! Очень скоро мы отправимся в путь, надеюсь, вы не передумали? (зрители – нет!)

Волшебник: Тогда до встречи! 9уходят)

Злыдень: Ха-ха! Глупый Добррридень! Ничего у него не выйдет! Горе-путешественник!

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Волшебник: Ну что, ребята, отдохнули?

Зрители: Да!

Волшебник: Помогать не передумали?

Зрители: нет!

Волшебник: Ну тогда я позову Митю! (появляется Митя)

Итак, история наша продолжается. Вместе с нами вы перенесетесь на волшебный остров Каркор, во владение Злыдня. Митя должен будет добраться до жилища Злыдня и разрушить его. Злыдню помогают его слуги. Как услышат они заклинание «Слуги верные, злюки лютые..» так и спешат сразу, чтобы никто не мог помешать Злыдне! Но все же есть одно средство: в обычной жизни эти злюки невидимы, а вот в царстве Злыдни их хорошо видно. И если вы их узнаете, да еще и назовете, да еще и придумаете как их обезвредить – они исчезнут!! Задание ясное? (повторяем: узнаем, назовем, обезвредим!) Ну как все усвоили? А теперь в путь!

Альфа, бета, гамма, зета

Дельта, эпсилон и пси,

Ты, волшебная комета

На Каркор перенеси!

(свет гаснет, слышны космические звуки, звуки радиопомех, свет зажигается, зрители видят маму, сидящую перед телевизором)

Мама: (щелкая пультом) Куда же он подевался, этот волшебный канал? Где же мне его искать? (бьет телевизор кулаком, и на экране появляется изображение волшебного острова)

Тьфу, опять «По морям»  на «Пятнице»! (на экране появляется Митя, он топчется на месте)

Волшебник: Эй, Митя, что же ты стоишь? Давайте, ребята, подбодрим его, чтобы он смелее был (дети выкрикивают каждый своё) Ну давайте! Молодец! Давай, вперед! (перед Митей вырастает высокая стена)

Митя: Ой, что это? И как же мне теперь быть?

Волшебник: обойди её и все! Хочешь справа, хочешь слева!

(появляется странное существо с рогами и ослиными ушами)

Существо: Не слушай их, нашли дурака! Иди напролом! Покажи, что у тебя есть свое мнение! (Митя стучит в стену кулаками)

Волшебник: Знакомьтесь, злюка №1!  Куда ты, Митя, ломишься, эту стену пушкой не пробьешь!

Злюка: А лбом прошибёшь! Давай-давай! Докажи, что у тебя есть характер! С разбегу попробуй!

 Волшебник: Остановись! Это же глупо!

Злюка: Не слушай его, из принципа не останавливайся! (мальчик разбегается, ударяется лбом о стену, падает и плачет)

Злюка: Ничего! Зато не сдался! Сейчас оклемаешься и опять попробуешь!

Волшебник: Лоб только у нашего Мити один! Пора помочь нашему Мите! Кто из вас догадался кто этот злюка?

Злюка: Ни за что не догадаетесь!

Волшебник: На кого он похож? Какие у него уши? На осла он похож? А на барана?  Что отличительного у осла и барана? Что о них говорят: упрям как осел! Значит этот злюка – упрямство!

Упрямство: А! Угадали! Больно умные все тут собрались! Ну ничего назвать-это еще полдела!

Волшебник: А мы сейчас попросим ребят подсказать Мите что надо сделать с упрямством, как с ним бороться

Митя: Побить?

Волшебник: Нет,его нельзя побить, его можно… (зрители – побороть! Обуздать!) Вот я сейчас Мите дам уздечку, пусть он наденет ее на упрямство!

Упрямство: Нет! Нет! Не хочу! Не дамся!

Волшебник: Ребята кто хочет помочь Мите обуздать упрямство?

Упрямство: Нет, получится! Назло получится! (Митя надевает на его морду уздечку)

Упрямство: Иа-Иа! Иа-Иа! Иа-Иа!(мальчик садится на него верхом, и его голова приподнимается)

Мама: смотрите, смотрите! Он голову приподнял! Все ему надо домой!

Волшебник: Рано ему ещё домой! Чары Злыдни еще не рассеялись! Вперед, в путь!

Митя: Но! Трогай в путь, упрямство!

Упрямство: Никакое я теперь не упрямство, ты, Митя, меня оседлал, теперь меня зовут Упорство(мелькают пейзажи на экране, мальчик останавливается у покосившегося дома).

Митя: ТПР-р-ру!

Упрямство (упорство): Ты что? Не вздумай останавливаться! Ты не знаешь кто тут живет?(выходит рыхлое, бесформенное создание в дырявой шали).

Создание: (зевая) и охота тебе на неприятности нарываться, ушастик? Заходи лучше ко мне, мальчонка, может, чайку попьем!

Упорство: не ходи! Не ходи, говорю, слышишь?

Создание: (обнимает Митю)пойдем-пойдем, моё солнышко! Утро вечера мудренее.(скрывается в доме вместе с Митей).

Волшебник: Это, друзья, злюка №2. Очень вредный злюка, это он с виду ласковый.

Мама: так может его сразу молотком или кувалдой? Или утюгом?

Волшебник: Вы лучше настройтесь, сосредоточьтесь, представьте  мысленно вашего сына. А вы, ребята, тоже представьте нашего героя.. Альфа, бета, гамма, дельта.. Смотрите! (На экране мальчик сидит в кресле, укутанный дырявой шалью)

Злюка: (зевая) ах ты мой бедняжечка! И куда погнал тебя этот Добрыдень, без воды, еды, без отдыха? Сейчас я тебе чайку налью с ватрушечками.

Митя: Да, хочу

Злюка: это мы вмиг, раз плюнуть, чайку согреем (сам не двигается с места)

А может, хочешь супчика с грибочками или макароны с сыром?

Митя: Всё хочу!

Злюка: Всё сварганим, только вздремнем чуток…а ты отдыхай, голубок, не куда торопиться

Упорство: (стуча в дверь) Да она тебе голову морочит, не поддавайся ей!

(Мальчик пытается встать, но шаль ему не дает).

Злюка: Сиди, не рыпайся, кузнечик. Разве плохо тебе тут? А ты ослиная башка помалкивай!

Волшебник: Всё, ребята, пора вмешиваться! Иначе этот злюка лишит окончательно воли нашего Митю. Кто догадался как зовут этого злюку?

Зрители: Лень!

Волшебник: Правильно! Лень!(Митя оживляется, пытается освободиться)

Лень: Ну, Добридень, ты еще ответишь за свои дела! Чего суетишься, хлюпик? Дался тебе этот Злыдень! Лучше тихо, мирно жить, никуда не ходить! Потому что, если ничего не делать, то ничего и не случится.

Волшебник: Ах, ты, Злюка- бандюга! Не морочь голову ребятам, если ничего не делать, то ничего и хорошего никогда не случится! Правда, ребята!

Зрители: Правда!

Волшебник: Так давайте не будем бездействовать! Кто знает как побороть лень?

Лень: Не трудитесь понапрасну детвора-мошкара!

Волшебник: Ребята, а что нам говорят ваши мамы и папы, когда на вас нападает лень?

Мама: Сынок, встряхнись! Стряхни с себя эту кикимору болотную!

Волшебник: Правильно, мамочка! У вас педагогический талант прорезался!

Ребята, покажите как стряхнуть с себя лень! (звучит музыка, под музыку дети начинают стряхивать с рук, ног, с живота, в эту игру включается и Митя)

Волшебник: Молодец! Так его! Стряхиваем, смахиваем! Прогоняем! Уползай, паучиха-лень, в свою паучью нору!

Лень: Ребята, пощадите, пере…

Митя встает, голова его ещё больше приподнята.

Волшебник: Смотрите, чары Злыдня заметно рассеиваются! Но останавливаться рано.

Упорство: Поехали, вперед! Скорей!

Волшебник: счастливого пути! Друзья мои, а где же лень? Она что, испарилась? Смотрите, да она превратилась в паука!(появляется черная рука и хватает его за горло)

Волшебник:(отбиваясь) Пустите! Что вам нужно? Караул, убивают! (вырывается) Как я мог потерять бдительность? (слышится смех зловещий)

Волшебник (шепотом)теперь нашему Мите предстоит самое страшное испытание.

Упорство: Мы у цели! Вот оно жилище Злыдня!

Митя: Где? Я не вижу!

Упорство: Не увидишь, пока не слезешь и пройдешь 3 шага вперед.(мальчик спешивается)

Волшебник: Но только помни: 3 шага вперед и ни шагу назад! Ты готов?

Митя: Готов! (делает первый шаг и перед ним вырастает черная рука, она пытается схватить мальчика)

Черная рука: УДУШШШУ!

Волшебник: (кричит) Нет, если ты повернешь назад – все пропало! Ребята! Скорей назовите этого злюку!

Митя: не надо, я сам! Это страх! Тебя зовут Страх!

Рука падает пустой перчаткой. Мальчик делает следующий шаг, раздается голос: На одном черном-черном острове, в черном-черном лесу стояло черное-черное дерево…(появляется дерево)

Голос: В этом черном-черном дереве было черное-черное дупло, из этого черного-черного дупла зияли (визжит) зеленые глаза!(появляются глаза и двигаются на мальчика)

Глаза: и они прожигают тебя насквозь! Сейчас ты сгоришь, испаришься!

Митя: Неправда! Это у страха глаза велики! У моего страха! Брысь!

(глаза исчезают)

Мама: Всё! Мне на это смотреть тяжело! (хватает топор) Сынок! Держись!

Волшебник: Мамочка, куда же вы? Она сейчас все испортит!

Митя (делает 3 шаг): Не успеет! (Голова поднята, смотрит перед собой)

Злыдень: Ха-ха-ха, рано радуешься!  Заморыш, не расколдуешься!

Митя: Расколдуюсь!

Упорство: Моя школа!

Митя: Говори, Злыдень, где твое жилище?

Злыдень: Да вот же оно! Ты голову задери и увидишь, маленький хвастунишка! Что не можешь? Исчерпал все свои штучки?

Волшебник: Наше добро неисчерпаемо!(подает Мите палочку) Вот волшебная палочка, как только ты дотронешься до верхушки дерева, злые чары рассеются.(Митя пытается достать палочкой и не достаёт)

Злыдень: ХА-ха-ха! Вот и попробовал! Можешь не стараться!

Упорство: Всё получится! Главное – не сдаваться!

Митя: Нет, не получается! (опускает голову)

Волшебник: Что ж, дружок, у тебя  один выход!

Митя: Какой?

Волшебник: Поднять голову! Чтобы увидеть верхушку дерева. Ты сможешь, я уверен! Ты победил упрямство, лень, страх, остался последний рывок!

Собери свою волю и скажи: Я смел, я силен, Злыдень будет побежден! (все ребята помогают повторяют несколько раз эти слова)

Злыдень: ты чего расхрабрился? Смотри у меня! Покарраю!

Волшебник: Не бойся, не бойся его! Ребята поддержите, не замолкайте! Громче! Ещё громче! (мальчик поднимает голову вверх)

Волшебник: Ура! Победа! (мальчик дотрагивается до верхушки дерева палочкой)

Злыдень: Не трогай меня! Кому говорю! Покарраю!

Митя: Чего раскаркался? Не действуют на меня твои чары! (с дерева падает птичье гнездо, а Злыдень превращается в потрепанного воробья)

На сцену врывается мама)

Мама: (размахивая кувалдой) Эй, злыдень, выходи на бой с матерью! Где ты проклятый колдун?

Митя: Да вот же он, мам, ты на него чуть не наступила!

Мама: То есть как?  Скажи мне правду, ты смеешься надо мной?

Волшебник: А вы посмотрите на своего сына повнимательней и поймете!

Мама: Ах, сынок! Какой же ты у меня красавчик!

Волшебник: Ну что ж, Митя нравится тебе ходить с поднятой головой?

Митя: Ага, нравится! Я не думал, что вокруг столько интересного!

Ведущий: Значит стоило рисковать ради этого и совершать подвиги!

Митя: Конечно, стоило!

Ведущий: А как вы думаете, ребята?

Зрители: Да!

Ведущий: Ну что, нам пришла пора прощаться,  до свидания, ребята!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему: составление рассказа по картине "Аккуратный митя"

Занятие составлено для детей средней группы с ЗПР. В основу разработки занятия вошел метод наглядного моделирования. К занятию прилагается картина "Аккуратный Митя, также схемы предложений к картине....

"Медвежонок Митя в гостях у ребят" - тема дня

Итоговое мероприятие после адаптационных недель в первой младшей  группе, тема периода "До свидания лето, здравствуй детский сад!". Целый день мы провели в обществе нашего мохнатого лесного друга...

Тема: «Зайка Митя в огороде» (старший возраст)

Конспект непосредственно-образовательной деятельностиВоспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности (ЗПР)По познавательному развитиюТема: «Зайка Митя в огороде» (старший возраст)...

«Новогодние чудеса Маши и Мити»

Показ театрализованного  представления пидагогами....

История одного мальчика

https://cloud.mail.ru/public/HAbp/qoG64WtNNПрезентация, которую можно использовать на занятиях, чтобы показать важность воды в жизни всего живого на Земле....

Экологическая сказка "Про скворушку Егорушку и мальчика Митю"

Этот материал может быть интересен воспитателям детских садов для работы по экологическому воспитанию дошкольников....