Конспект образовательной деятельности с элементами логоритмики "В гостях у сказки"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Горовая Ольга Владимировна

Конспект разработан в помощь педагогам ДОО в работе с детьми с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ

Тема: В гостях у сказки (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)

Задачи:

- Активизировать словарь детей по теме «Посуда. Продукты питания»,

- Закреплять умение образовывать относительные прилагательные,

 - Дифференцировать понятия «кухонная», «столовая» и «чайная» посуда;

- Развивать у детей слуховое внимание, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимику, координацию речи с движением, чувство ритма, голос, физиологическое и речевое дыхание.

Оборудование: фланелеграф, картинки для него – Аленушка, Ванюшка, печка, яблоня, речка, избушка, Баба-Яга, гуси-лебеди; яблочко; игрушечная посуда;

1) Организационный момент

– Сегодня я предлагаю тебе путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди». В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Аленушка да сынок Ванюшка. Ждали как-то они к себе гостей. Да принять-то их надо хорошо, вкусным угостить, разносолами удивить. Отправились маменька с папенькой в город. А Аленушке родители наказали в доме прибраться да за Ванюшкой – малышом посмотреть. Сами лошадь в дрожки запрягли и поехали.

2) Упражнение на развитие внимания «На лошадке»

Ехали дрожки (ребенок  ходит, высоко поднимая колени)
По стежке-дорожке,
По стежке-дорожке
Ровнее ладошки.
Лугом, лесочком 

Через реку, мосточком,
С кочки на кочку
Вприпрыжку, вприскочку.
По оврагам, по камням 
(скачет),
По ухабам, по корням.
Прямо в яму –
БАМ! 
(Быстро приседает)

3) Артикуляционная гимнастика.

1. «Месим тесто» – толкать язычком то одну щечку, то в другую.
2. «Раскатываем тесто» – с силой проталкивать язык через зубы и втягивать обратно в рот.
3. «Блинчик» – держать язык широкой лопаткой.
4. «Кладем начинку» – заворачивать края языка.
5. «Печем пирожки» – надувать щеки и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пух-х-х».
6. «Вкусный пирожок» – облизать губы языком.

4) Координация речи с движением

Логопед: А Аленушка дома прибирается, хлопочет. Все умеет девочка делать, умелые у нее руки:

Мои руки умелые такие, («Аленушка» вытягивает руки вперед, поворачивает ладони то вверх, то вниз)
Мои руки – руки золотые. 
Они умеют вышивать, (выполняет движения в соответствии с текстом)
Шить и шарф вязать,
Подметать и стирать, 
Суп варить, пыль вытирать,
Тарелки чисто мыть,
За порядком следить. 
(грозит пальчиком.)
Вот они какие – (вытягивает руки вперед, поворачивает ладони то вверх, то вниз)
Руки золотые.

Логопед: Все по дому Аленушка сделала. Услыхала девчушка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала поиграть с девочками. Подружки первым делом поздоровались.

5) Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!» (по музыку)

Здравствуй, дружочек, (Ребенок  приветственно машет сначала одной рукой, потом другой.)
Здравствуй, дружок! 
Встанем с тобою мы вместе в кружок. (Взявшись за руки с логопедом  по кругу.)
Дружно по кругу с тобою пойдем, 
Здороваться вместе начнем! 
– Здравствуйте, здравствуйте, ручки! (Вытягивают вперед руки.)
– Хлоп, хлоп! (Хлопают.)
– Здравствуйте, здравствуйте, ножки! (Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую.)
– Топ-топ! (Топают.)
– Здравствуйте, наши ладошки! Поворачивают ладошки.
– Хлоп, хлоп! Делают «тарелочки»
– Здравствуйте, наши коленки! (Гладят колени ладошками.)
– Шлеп, шлеп! (Шлепают ладонями по коленям.)
– Здравствуй, дружочек, (Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)
– Здравствуй, дружок! 

Галопом поскачет наш дружный кружок. (Двигаются боковым галопом по кругу, руки на пояс.)
Легкие ножки по кругу бегут,
На месте стоять не дают.
– Здравствуй, дружочек
, (Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)
– Здравствуй, дружок! 

Быстро кружится наш ровный кружок. (Взявшись за руки, легко бегут по кругу.)
Резвые ножки быстро бегут,
И остановятся тут.
– Мы улыбнемся друг другу с тобой. 
(Качают головой.)
– Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! (Протягивают руки вперед.)

Логопед: Пока ребята на улице играли, налетели гуси-лебеди. Подхватили малыша, унесли его в темный лес к Бабе-Яге. Отправилась Аленушка искать братца, идет по дорожке, торопится.    

6)  Активизация словаря по теме «Продукты питания»

Логопед: Дошла Аленушка до печки. Просит девочку печка открыть заслонку, вынуть пышки, пока они не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку, вынула пышки. Ребята, а что можно еще испечь в печке? (пирожки, пироги, беляши, хлеб, блины, булочки, плюшки и т.д.)

Логопед: Пошла Аленушка дальше. Видит: у дороги яблоня стоит.

7) Дыхательное упражнение “Ветер”.

- Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

 Листочки на веточках сидят,
Листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Берёзовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…

(Дети хором поют: “а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у”).

8) Лексическое упражнение (образование относительных прилагательных).

Спелые яблоки наклонили ветви ее. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хотя и торопится Аленушка, но помогла яблоньке. Сняла яблочки, сложила их в кучку. Ребята, а кроме яблок вы какие фрукты знаете? (Груша, слива, апельсин, мандарин, абрикос, персик.)

– А что из фруктов можно приготовить? (Сок, варенье, компот, кисель, начинку для пирога.)

– Если сок из яблок, то он яблочный, из груш – грушевый, из апельсинов – апельсиновый, из слив – сливовый, а варенье из персиков – персиковое, из абрикосов – абрикосовое, кисель из фруктов – фруктовый и.т.д..

9) Чистоговорка «К-К'»

Логопед: Подошла девочка к речке. А она-то едва течет, завалили русло ее камни тяжелые. Пожалела Аленушка реченьку, отодвинула камни. И опять побежала речка весело.

Ка-ка-ка – бежит чистая река. (волнообразные движения руками.)
Ки-ки-ки – берега высоки.
 (Поднимать и опускать  руки, сжимая пальцы в кулаки и разжимая их.)
Ке-ке-ке – искупаемся в реке.
 (Вытягивать  руки вперед и прижимает их к груди.)
Уки-уки-уки – в реке плавают щуки.
 (Прижимать  ладони друг к другу и качает  ими вправо-влево.)

10) Голосовое упражнение «В лесу»

Логопед: Довела дорога Аленушку до лесу. Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Боязно девочке.

Скрипит старое дерево. (Дети произносят «а-а-а…»)
Воет ветер в кроне деревьев. (Пропевают «у-у-у…»)
Шелестят листья на ветру. 
(Поизносят «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе.)
Падают на землю острые иголки с елок. (Произносят «а,а,а,…»)
Квакают на лесном болоте лягушки. (Произносят «Ква-а-а..» )
Зудят комары. (Пропевают «з-з-з…»)
Страшным голосом ухает филин. (Произносят «у-ух»).

Логопед: Зашла Аленушка в самую чащу. Видит, дом Бабы-Яги стоит. Ванюшка у нее в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба-Яга, что Аленушка к ней пришла. Пообещала старуха не трогать братца, коли девочка будет у нее служанкой. Осталась Аленушка у Бабы-Яги, стала прибираться, обед готовить, чаем старую угощать.

11) Пальчиковая гимнастика «Вышла чашка погулять»

1, 2, 3, 4, 5 – (загибать  пальчики на обеих руках)
Вышла чашка погулять (сжимать  и разжимать  кулачки)
Мимо чайник пролетает – (одну ладонь держать «чашечкой», кулачок второй руки – «чайник, наливающий чай»)
Чашку чаем наполняет.

– Буль-буль!.. (хлопатт ладонью одной руки по ладони другой (2 раза)
Ой-ей-ей! (Прижиматть ладони к щекам и качают головой)
Нужен сахар кусковой. (Хлопатт  ладонями по коленям.)
Мимо ложка пролетает, (Водить  указательным пальцем одной руки по ладони другой.)
Сахар в чашке растворяет 
-Дзынь-дзынь!.. (Хлопатть в ладоши (2 раза)
Ой-ей-ей! (Прижимать ладони к щекам и качать головой.)
Нужен пряник расписной. (Хлопать  ладонями по коленям.)

12) Дидактическая игра «Разбери посуду»

Логопед: Посмотр, какой у Бабы-Яги беспорядок, посуда вся валяется, по местам не убрана. Давай Аленушке поможем с посудой, расставим на  полочки: столовую, кухонную и чайную.

13) Подвижная игра «Спрячься от гусей-лебедей»

Логопед: Напилась старуха чаю, в ступу вскочила и полетела по белу свету пакости делать. Как только она скрылась, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню. Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей – лебедей.

Ребенок  под музыку бежит по кругу. Если логопед говорит слово «печка» он  приседают и закрывает голову руками, услышав слово « речка» – ложится на пол, на слово «яблонька» – встает  прямо и поднимает  руки вверх.

Логопед: Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой, вернулись к Бабе-Яге ни с чем. Как вы думаете, ребята, почему и речка, и яблонька, и печка спрятали Аленушку с братом? (…)

14) Итог. Вот и сказке конец, кто слушал и рассказывал молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подарки Осени" интегрированная непосредственная образовательная деятельность с элементами логоритмики для детей логопедической группы 5-6 лет

Цели:·        закреплять знания об осени;·        развивать связную речь, мелкую моторику пальцев и кистей рук;·...

"Зимняя сказка" интегрированная непосредственно образовательная деятельность с элементами логоритмики для детей логопедической группы 5-6 лет

Цели:закрепить знания о зиме;развивать пластичность, чувство ритма;развивать мышцы глаз, мелкую моторику пальцев и кистей рук;совершенствовать умение выполнять общеразвивающие упражнения;воспитывать в...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами логоритмики и арттерапии в средней группе для детей с ТНР «В гости к бабушке»

Цель: полноценное развитие и укрепление здоровья детей посредством логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением.Задачи:·     Закреплять представление о внешнем виде, обр...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами логоритмики и арттерапии в средней группе для детей с ТНР «В гости к бабушке»

Цель: полноценное развитие и укрепление здоровья детей посредством логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением.Задачи:·     Закреплять представление о внешнем виде, обр...

Взаимодействие специалистов ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности с элементами логоритмики и психогимнастики с детьми дошкольного возраста.

Увеличение контингента детей с речевыми нарушениями, посещающих образовательное дошкольное учреждение, отмечается все чаще....