ИНТЕГРАЦИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ, В ДОУ
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
Непрерывность психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида через взаимодействие учителя-дефектолога, воспитателей, семьёй девочки в вопросах организации условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации, а также реализации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_rebenka-invalida_v_dou.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ, В ДОУ
Учитель-дефектолог
Фёдорова Д.В.
Воспитатель
Максимова А.Г.
МБДОУ № 48 г. Апатиты
Ребёнок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Главная проблема ребенка-инвалида заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
С 2017- по 2019 г.г. – осуществляла обучение ребенка – инвалида на дому. Свою работу начала с посещения семьи и знакомства с родителями и девочкой, образом жизни ребенка в семье, т.к. считаю, что успешность помощи ребенку зависит от того, как взаимодействует педагог и родитель.
Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа с ребенком-инвалидом на дому направлена на повышение уровня его адаптированности, социальной активности, предотвращению его вторичных нарушений, устранению негативных переживаний родителей, формированию оптимистических установок по отношению к будущему ребёнка.
Разрабатывая «Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка-инвалида», ставила перед собой следующую цель: социальная адаптация ребенка – инвалида, имеющего различные трудности в развитии и поведении, всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей.
Одним из запросов родителей была интеграция ребенка в среду сверстников, установление реального и более комфортного контакта с внешним миром. После года посещения ребенка на дому, я стала приглашать девочку на занятия в ДОУ. После продолжительной адаптации к такой форме занятий, совместно с заведующим МБДОУ было принято решение предложить родителям приводить девочку в среднюю группу ДОУ во второй половине дня. Включая ребенка в среду сверстников, мы планировали получить определенный результат: повысить уровень развития сюжетно-ролевой игры, продолжить развитие познавательных процессов в соответствии с возрастными особенностями, снизить уровень тревожности, сформировать умения понимать и принимать эмоциональное состояние своё и окружающих, формировать умение взаимодействовать в группе сверстников.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда и личностно – ориентированный подход в обучении создали возможность для успешного развития всех сторон личности ребенка, позволяя проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности. На совместных занятиях мы, на наш взгляд, решали главную задачу – включение ребенка-инвалида в детский коллектив сверстников и воспитание взаимного толерантного отношения друг к другу. А тесная взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателей, позволила сделать эти занятия максимально продуктивными. Здесь не могло быть каких – либо стандартных рецептов и типичных решений, все подбиралось с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Такие условия стимулировали развитие творческих способностей девочки, самостоятельности, инициативности, помогли утвердиться в чувстве уверенности в себе.
Организованная работа включала время, отведенное на: коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога (индивидуальные, участие в подгрупповых занятиях), непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую воспитателями в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения), самостоятельную деятельность. Так же большое внимание было уделено развитию навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков.
Очень важным качеством для ребёнка-инвалида, является способность к социальной активности, поэтому девочка принимала участие в праздниках, развлечениях, конкурсах проводимых в ДОУ. Так же была призером в международных, областных и муниципальных конкурсах творческих работ.
Успехов, которых достиг ребенок, не было бы без полноценного участия родителей в жизни девочки. Своевременное информирование родителей о ходе образовательного процесса, проведение индивидуальных консультации, создание буклетов, способствовало тому, что родители в полной мере выполняли рекомендаций специалиста и воспитателей. Занимаясь дома, способствовали закреплению приобретённых навыков и расширению знаний дочери.
Непрерывность психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида через взаимодействие учителя-дефектолога, воспитателей, семьёй девочки в вопросах организации условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации, а также реализации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода позволили достичь положительных результатов в развитии ребёнка:
- появление у девочки желания посещать детский сад;
- принятие её детским коллективом сверстников;
- привыкание ребёнка к обществу сверстников, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, старались организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров;
- положительная динамика состояния здоровья ребенка (в период посещения ДОУ девочка стала меньше болеть);
- успешная интеграция ребенка в образовательную среду, т.е. восстановление мотивации к обучению;
- психолого – педагогическая компетентность родителей.
Список используемой литературы:
- Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. Институт социальной работы. М., 1996.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида
Карта психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида. Образец заполнения...
Индивидуальное консультирование родителей и других членов семьи ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ
Эффективность консультативной работы определяется степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи....
Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии. Методические рекомендации к составлению адаптированной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
1 слайдОдной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от...
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид....
Индивидуальная рабочая программа ребенка-инвалида,обучающегося на дому
Программа ребенка обучающегося на дому...
Рекомендации психолога родителям детей-инвалидов. Понятие “Ребенок-инвалид”
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными воз...