Консультация для педагогов
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Евгения Викторовна Зубенко

Тема: «Роль театральной деятельности в  развитии эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_2.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 "Ургалочка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому и художественно-эстетическому развитию детей Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Консультация для педагогов

Тема: «Роль театрализованной деятельности в  развитии эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».

 Подготовила:

воспитатель группы

 компенсирующей направленности

для детей с ТНР

Е.В. Зубенко

2020

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, творчества,

воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский

           Среди многих проблем  в системе дошкольного образования, проблема развития  эмоциональной сферы ребёнка привлекает к себе пристальное  внимание. Огромное количество времени уделяется познавательному и физическому развитию ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с социальным и психологическим благополучием ребёнка. Эмоциональное благополучие способствует благоприятному развитию личности ребёнка. Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста часто недооценивается педагогами.

         Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, приобщает к духовным ценностям,  учит детей сочувствовать литературным героям, поэтому играет большую роль в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Театрализованная деятельность способствует формированию эмпатии у детей, т. е. способность различать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные методы содействия.

        Театр – удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осознавать окружающей его мир, охотно демонстрирует. как выглядят гуси- лебеди, разводя в стороны ручки и помахивая ими. Как ходит косолапый медведь или прыгает скачущий зайчик. Да и позднее, вырастая, в повседневной жизни каждый из нас, не замечает того, что вынужден сотни раз «играть» различные роли. При этом формируются навыки коммуникации, умения видеть мир и себя самого со стороны. Как говорил Вольтер: «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Особая роль в создании положительного эмоционального фона принадлежит театральной деятельности. Театрализованная деятельность призвана развивать эмоционально-волевые качества дошкольников. Театрализованная деятельность- это соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении; развитие способности к волевому усилию; развитие речевой активности детей; взаимодействие игры в театр с другими видами детской деятельности.  Все это в настоящий момент является очень актуальным для дошкольного возраста, ведь театральная деятельность помогает детям расширять жизненный опыт. Участвуя в репетиционных занятиях и постановках, ребята обогащают свой кругозор, постигая окружающий их мир посредством художественных образов; повышают уровень интеллекта. Дети узнают новое об истории театра, его разновидностях, запоминают специфические для этого вида искусства термины, развивать речь, которая тесно связана с умственным развитием. Дети заучивают и запоминают тексты тренингов, ролей. Подобная работа заставляет их размышлять, анализировать мотивы поведения героев, логику их поступков. Во время репетиционной и тренировочной работы не только активизируется словарь – совершенствуется культура речи, расширяется ее диапазон, улучшается интонационный строй, гибкость и выразительность произношения. В разговорах со взрослыми и сверстниками в процессе театральной деятельности вырабатывается практика диалога, формируется эмоциональная сфера детей. Во время овладения художественными образами, аргументацией их поступков и действий развиваются чувства, сфера переживаний юных актеров. Дети воспитывают в себе «шкалу моральных оценок», учатся сопереживать своим героям, происходит усвоение правил поведения в обществе – это «наука человековедения». В ходе театральных занятий «актер» приобретает возможность «прожить» несколько жизней своих персонажей, стать тем, кем ему хотелось бы. Подобная возможность – «лицедейство», помогает ребенку реализовать полеты фантазии, воображения. В начальной стадии работы главным является привлечение детей к театральной деятельности, создания для них комфортной психологической обстановки. Дети должны убедиться в том, что занятия театром – это в первую очередь труд, но труд интересный и веселый, поэтому занятия строятся на игровых приемах. Во время тренингов и репетиций ребята не только приобретают умения общаться вербально и без слов, но так же получают навыки ориентирования на бесконфликтный, позитивный контакт. На самых ранних ступенях овладения актерским мастерством дети учатся вслушиваться в смысл услышанного, понимать, поставленную перед ними задачу и выполнять ее с помощью нужных средств выразительности: слов, мимики, пантомимики. Кроме того, ребенок, постигая технику актерской работы, знакомится с основами разных видов театральной деятельности: учится тренингам сценического движения, упражнениям по правильному дыханию, дикции и артикуляции, приемам достижения нужного художественного образа. Работа над спектаклем объединяет детей, дает понятие о чувствах партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через, «я стесняюсь», поверить в себя. Ну, а самое главное, спектакль – это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия. В процессе подготовки к театральной постановке каждый ребенок пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется.

Театрализованная постановка по сказке А.С. Пушкина

«Сказка о том, как Балда попа исправил».

 Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 1.Учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

 2.Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

Предварительная работа:  чтение художественного произведения «Сказка о Попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина, просмотр мультипликационного фильма, обсуждение характера персонажей, выбор актеров, подготовка костюмов и атрибутов к сказке, подбор музыкального сопровождения, репетиции небольшими подгруппами по ролям, общие репетиции в зале, оформление афиш и билетов, генеральная репетиция в костюмах.

Место проведения: музыкальный зал

Действующие лица: торговцы ( три ложкаря), поп, Балда, Попадья, Дочь, Черт, Бес.

Сцена 1 Торговка 1-Жил был поп толоконный лоб. Пошел поп по базару посмотреть кой0какого товару. Торговка 2- А навстречу ему Балда. Идет, сам не зная куда. Балда. (пожимает руки торговкам)-Спляшем? (Торговки танцуют танец с ложками Поп. - Эй, Балда! Иди-ка скорее сюда! Балда- Что ты батька так рано поднялся? Чего ты взыскался? Поп- Нужен мне работник, повар, конюх, плотник. А где найти мне такого служителя не слишком дорогого? Балда.-Могу служить тебе славно, усердно и очень исправно. В год три щелка тебе по лбу, есть мне давай вареную воблу. Все дела мне по плечу. Поп(почесывая лоб)- Ээ… платить я не хочу. Балда- Я готов служить и так Поп (полушепотом зрителям)-Сразу видно, что чудак. Торговка1-Призадумался поп, стал почесывать лоб. Торговка 2-Щелк, щелку ведь розь. Да понадеялся поп на русский «авось» Поп- Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи -ка на моем подворье покажи все усердие и проворье.

Сцена 2

Торговка 1- Живет Балда в поповом доме, спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых. Попадья- Ну до чего ж Балда хорош!- На любое дело гож! Успевает там и тут! Дочь- Дааа! Теперь у нас уют! Попадья- Утром полосу вспахал И ничуть не отдыхал! Поп (ругая и злясь)-Силы в нем невпроворот! Не Балда, а сущий черт! Попадья- Ничего я не пойму Поп (кричит) -Скоро ж мне платить ему! Торговка 2- И заплатит жадный поп, три щелчка получит в лоб. Попадья(шепчет на ухо мужу)- Знаю средство, как удалить от нас такое бедство: закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь, а требуй чтоб он ее исполнил точь- в –точь. Тем ты и лоб от расплаты избавишь, и Балду- то без расплаты оставишь. Поп- Эй, Балда! Иди сюда! Обязались как-то черти мне платить до самой смерти. Получи-ка с них оброк. (Балда уходит) Поп с попадьей(радуясь )Обманули мы Балду! Обманули мы Балду! (обнимаются, пляшут на мотив русской народной песни «Барыня») Сцена 3 

Входит Балда, опускает веревку, крутит. Выскакивает Бес-кукла на ширме. Бес- Чего тебе надо, Балда? Балда - С вас пришел я в срок получить для попа оброк. Бес- Балдушка, погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре. Погоди, вышлю к тебе внука Балда- Этого провести не штука! Черт- Здравствуй, Балда мужичок, какой тебе надобен оброк? О нем мы век не слыхали, не было чертям такой печали. Ну, та и быть- возьми да с уговору, чтоб впредь не было никому горя: кто скорее из нас обежит около моря, тот и бери себе полный оброк , между тем там приготовят мешок. Балда- что ты это выдумал, право? Где тебе тягаться со мною, со мною, с самим Балдою? Экого послали супостата! Сначала обгони моего меньшого брата! (хлопает в ладоши и выбегает заяц) Черт и заяц убегают Балда хлопает в ладоши второй раз выбегает еще один заяц Черт прибегает, запыхавшись, видит зайца и падает в обморок. Балда набирает в рот воды и прыскает на Черта, тот встряхивает головой и бежит к морю Черт- Беда! (на ширме появляется Бес) Обогнал меня меньшой Балда! (берет мешок, отдает его Балде) Сцена 4 (Поп, увидев Балду, прячется за юбку жены) Балда- подошел расплаты срок. А ну-ка подставляй свой лоб! (вытаскивает попа из-за спины попадьи, заставляет сесть на стул) Балда - Прыгнул с первого щелка поп почти до потолка - Раз! Дальше хуже - от щелка лишился поп языка - Два! После третьего щелка- вышел ум у старика! Поп высунув язык, «считает звезды», жена и дочь уводят его под руки Все вместе Сказка – ложь, да в ней- намек Добрым молодцам- урок!

Итог мероприятия: Данная театральная постановка станет творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников. Занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогатят эмоциональную сферу всего детского коллектива.

Музыкально- драматический спектакль по произведению

Л. Чарской «Царевна Льдинка»

Цель: развитие речевой активности детей

Задачи: 1. Развитие интонационной выразительности речи; 2.Формирование правильной дикции.

Предварительная работа: чтение произведения Л.Чарушиной «Царевна Льдинка», обсуждение прочитанного, определение характеров персонажей сказки, выбор актеров для постановки, обсуждение и изготовление костюмов и атрибутов к спектаклю, создание афиш и билетов, подбор музыкального сопровождения, репетиции элементов спектакля, подготовка танцевальных этюдов, общая репетиция, показ сказки.

Место проведения: музыкальный зал

Действующие лица: Царь Холод, Его дочери: Вьюга, Стужа, Льдинка, Принц Ветер, Принц Мороз, Принц Снег, Король Солнце, Солнечный лучик, Снежинки, Феи-цветы, Сказочница, бабушка Пурга. Звучит музыка(«Токката ре мажор» И.С.- Баха). Открывается занавес, появляется Царь Холод. Он садится на трон, перед ним стол. Под музыку слуги приносят бумагу и перо. Царь пишет приглашения, слуги забирают написанные приглашения и уносят их. Сказочница: Царь холод на Севере где-то живет. Сердит он, любого морозом проймет. На слуг своих верных он строго глядит, царь дочерям женихов выбирает, их в свой дворец он на бал приглашает! (Появляются дочери царя Холода) Было у царя холода три дочери. Любил их царь больше всех богатств на свете. Старшая дочь-царевна Вьюга- очень веселая, всегда поет и танцует Вьюга: Я вьюга веселая, по свету летаю, пути и дороги снежком заметаю. Я ветер люблю, и я с ним дружна. Ведь танцам моим его сила нужна Вьюга исполняет танец под музыку «Шутка» И.-С. Баха Сказочница: Вторую дочь царя Холода зовут стужа, она тоже очень красивая, только гордая и заносчивая. Стужа: Я надменна и горда, я –Стужа, средняя сестра. Я красотой своей горжусь. Со всеми холодно держусь, люблю я лишь богатство, блеск и свысока смотрю на всех. Стужа исполняет танец по музыку «Вальс» из балета «Спящая Красавица» П.И. Чайковского Сказочница: Все сестры красивые, но всех краше младшая-Царевна Льдинка. Льдинка: Я - царевна - холодинка, я- серебряная льдинка, я нежна, хрупка, лучиста я хрустальна, серебриста, Я- любимица отца, всех красивей из дворца. Льдинка исполняет танец под музыку из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Царь Холод сходит с трона, царевны подходят к нему. Царь Холод: Дочери мои милые, нашел я вам хороших женихов. Сегодня на балу я вас с ними познакомлю. Идите, готовьтесь к балу! Вьюга и Стужа, обнявшись и хихикая, идут готовиться к балу, за ними идет Царь Холод, взяв за руку Царевну Льдинку. Сказочница: И вот к вечеру стали съезжаться гости, зазвучала во дворце музыка. Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик». Двое слуг с трубами возвещают о приезде гостей. Входят гости, кланяются и садятся на свои места. А вот и женихи прибыли на бал- три родных брата: принцы Ветер, Мороз и Снег. Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик». Женихи по очереди входят в зал, кланяются царю и становятся каждый у своей невесты; Ветер рядом с Вьюгой, Мороз рядом со Стужей, Снег рядом с Льдинкой. С окончанием музыки вперед выходит принц Ветер. Принц Ветер: Я – Ветер ледяной, живу я в царстве люда. Я сильный, озорной, и весел я всегда. Ищу я верную подругу, чтоб танцевать была не прочь. И в жены пригласил я Вьюгу- старшую цареву дочь. Подходит к царевне Вьюге Принц Мороз: Я богат, румян и весел, полон сил и мир мне тесен. Я терем весь прозрачный свой одел хрустальной бахромой. На троне серебро блестит, вокруг алмазный свет горит. Но надоел пустой дворец, хочу жениться, наконец. Подходит к царевне Стуже Принц Снег: Я легкий, мягкий, серебристый, летаю, падаю, кружу. Я нежный, ласковый , пушистый, с морозом, ветром я дружу. Пусть не могуч я, не богат, но сердце доброе свое тебе отдать я рад. Подходит к царевне Льдинке Царь Холод: Я прогнал метели прочь, звездами украсил ночь. Я гостей к себе позвал, открываю зимний бал. Громче музыка играет, в хоровод всех собирает, серебром блестит паркет, для печали места нет. Ярче пусть сияют свечи, громче пусть ведутся речи. Я не зря вас всех собрал, до утра продлится бал! Сказочница: И вот зазвучала музыка и начались танцы. Звучит «Мазурка» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Снежинки запели свою песенку и стали танцевать. После бала гости стали разъезжаться, а Льдинка осталась одна в горнице. Занавес закрывается. Перед занавесом сидит царевна Льдинка Льдинка: В горнице одна сижу, все тоскую и грущу. Снега не хочу в мужья, лучше буду я одна. Царь Холод: Ах,  Льдиночка, красавица, ты что не весела? Льдинка: Жених мне мой не нравится, не выйду замуж я! Царь Холод: Ах, доченька любимая, ну что ты говоришь! Снег добр и ласков, кроток и нежен. Льдинка: Ну папа, дорогой, не заставляй меня, не люб мне добрый Снег, не выйду замуж я! Царь Холод: Ах, дочка, дочка дорогая! Как мне тебя уговорить? ( Уходит за занавес) Льдинка: Меня сестрички любят, и Льдиночкой зовут, со мной они играют и песенки поют. Самого незавидного жениха нашел мне царь - батюшка. Богатства, как у Мороза у него нет, и силы, как у Ветра, тоже нет. Что току от его доброты и ласки? Не люб мне принц Снег, не хочу за него замуж! (Появляется Солнечный лучик) Кто ты? Солнечный Луч: Я слуга одного молодого короля, который хорош, могуч и богат, как три царя Холода вместе. Я Солнца лучик золотой, скорее мне окно открой. Я жениха тебе нашел в стране весны, цветов и пчел. Он в золотом дворце живет, богатству он не знает счета. Ты королевой станешь там, он бросит все к твоим ногам! Твои сестры лопнут от зависти, узнав про это. Льдинка: Но Король Солнце - наш враг! Солнечный Лучик: И ты веришь этому! Король Солнце заботлив и ласков, как нежная мать. Если отдадут тебя замуж за бедного принца Снега, ты проживешь свой век, не видя, ни роскоши, ни могущества, ни богатства, ты самая красивая из царевен. Летим со мной в страну утренней зари! Король Солнце любит тебя и хочет взять тебя в жены! Льдинка: Я готова быть женой твоего короля!» Солнечный лучик: Вот и отлично Ваше Высочество! (Низко кланяется) Летим! Сказочница: Царевне Льдинке понравилось такое почтительное обращение. Она любила лесть. Не успели луч с Льдинкой улететь, как в горнице появилась ее бабушка-Пурга. Играет музыка «Вьюга» из телефильма «Тайны снежной Королевы» Пурга: Царевна Льдинка, берегись! Забудь о Солнце навсегда! Послушай бабушку, вернись, там ждет тебя беда! Ведь Солнце лишь тебя полюбит и с жаром взглянет на тебя, оно навек тебя погубит, и ты растаешь без следа. Льдинка: Утром в терем ко мне проник солнечный луч, чтоб утешить меня прилетел из-за туч. За лучом полечу в царство Солнца скорей. Стать царицей хочу над вселенною всей! Сказочница: Напрасно бабушка Пурга старалась остановить капризную царевну льдинку. Внучка не послушалась ее. А между тем белые сугробы и льдинки исчезли, запахло теплом и ароматом цветов. Действие 2 Открывается занавес. Весь зал в цветах. Раздвигается второй занавес. Дети с цветами в руках рядами по три человека сидят на полу. Исполняется танец с цветами, звучит музыка «На прекрасном голубом Дунае» И.Штрауса. Во время танца появляется Льдинка. Льдинка: Что за чудесная страна, цветов и музыки полна. И аромат какой из сада! Ах! Жить здесь я была бы рада! Появляются четыре феи 1 фея: Какая хорошенькая девочка! 2 фея: Совсем не хорошенькая! Закуталась в такую жару, похожа на кусочек льда. 3 фея: Она тяжела и неуклюжа и не может кружиться в воздухе как я. 4 фея: Просто ледяная сосулька! Все: Сосулька, сосулька, сосулька! Сказочница: Вдруг смутный гул пронесся по светлому царству. Все склонили головы при появлении Короля Солнце. Исполняется «Марш» Дж. Россини Король Солнце: Царевна Льдинка, я тебя люблю. С надеждой я твой взгляд ловлю. Богатой и счастливой станешь ты со мной. Прошу: стань королевой и моей женой! Льдинка склоняется в реверансе Сказочница: Зазвучала торжественная музыка, и все закружились в вальсе. Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Дети окружают жениха и невесту. В центре Король Солнце обнимает царевну Льдинку. Она снимает покрывало, оставляет его на полу, а сама убегает за кулисы. Все расступаются, и остается Король с покрывалом в руках. Король Солнце так горячо обнимал царевну Льдинку, что она растаяла, так поплатилась Льдинка за свои капризы и непослушание. Король Солнце: Пойте песни. Я отправляюсь воевать с Царем Холодом, моим врагом! Занавес закрывается.

В результате проведенной театральной постановки у детей формируется интонационная выразительность речи, умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса. У детей заметно улучшается дикция и слуховое внимание.

Библиографический список

1.Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» - Москва, 2009г.- 63 с.

2.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – Москва.: Просвещение, 1991г.- 126 с.

3.Жукова Р.А. «Театрализованная деятельность. Занимательные материалы».- Волгоград: «Корифей»., 2005г- 112с.

4.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. «Подготовка и проведение театрализованных игр» - Москва , 2003г.-74с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...