Конспект группового занятия по окружающему миру для детей со сложным дефектом
методическая разработка по коррекционной педагогике

Гончарук Надежда Александровна

Конспект группового занятия по окружающему миру для детей со сложным дефектом. Тема "Транспорт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gruppovogo_zanyatiya_okruzhayushchiy_mir.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по Окружающему миру для детей со сложным дефектом

Тема: Транспорт

Цель: Закрепление материала по теме «Транспорт»

Задачи:

Образовательные:

  1. Развитие навыков познавательной деятельности
  2. Закрепить знания детей о разнообразных видах транспорта
  3. Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретён человеком для удобства перемещения и перевозки грузов
  4. Закрепление навыков чтения
  5. Закрепить у детей знание правил дорожного движения
  6. Закрепить умения детей передавать в рисунке форму и строение автобуса, состоящего из нескольких частей прямоугольной и круглой формы; закрепить технические навыки; штриховка в заданном направлении

Коррекционно-развивающие

  1. Развитие связной речи. Обогащение активного и пассивного словаря
  2. Развитие воображения, наблюдательности, внимания, памяти, творчества
  3. Учить согласовывать существительные с прилагательными

Воспитательные

  1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров
  2. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту спокойным тоном
  3. Учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах

Материал для занятия:

  • Музыкальная игрушка-автобус
  • Карточки с видами транспорта
  • Набор игрушечных машин
  • Наглядное пособие «правила и безопасность дорожного движения»
  • Атрибуты для игры «Красный, жёлтый, зелёный»
  • Белая бумага ½ листа, цветные карандаши
  • Картинка с изображением автобуса
  • Игрушечная карета

Предварительная работа

  • Целевая пешеходная экскурсия к автобусной остановке
  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение книг, стихов

Организация:

  1. Дети сидят на полу для рассматривания плакатов
  2. Свободное размещение по группе
  3. Дети сидят за столами

Ход занятия

Часть 1 (вводная)

 Сюрпризный момент. Въезжает музыкальный автобус

В: Что это, ребята? (Автобус)

Он не простой, а музыкальный. Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о транспорте. Транспорт был не всегда таким, каким мы его видим сейчас. В первобытные времена, когда люди жили в пещерах, транспорта не было, люди передвигались пешком. Затем они приручили лошадь и начали переезжать с места на место верхом на лошадях. Но им нужно было ещё перевозить вещи и тогда люди изобрели колесо и сделали телегу (Стихотворение про колесо) Так появился первый транспорт. Посмотрите как выглядела карета (Показ кареты) Долгое время конный транспорт был основным, и только много лет спустя люди изобрели автомобили (Стих-е «Грузовик») Появились трамваи, автобусы, поезда. В небо поднялись самолёты, вертолёты. По морям поплыли пароходы, катера, корабли. Кто ещё знает стихотворения о транспорте? (Рассказывают стихи)

Часть 2 (Основная)

В: Дети, а какие виды транспорта вы знаете? (Ответы детей)

Я поставлю картинки, обозначающие каждый из этих видов транспорта

Небо я поставлю для какого вида транспорта?

Дорогу….?

Море…?

В: Для чего используется весь  транспорт? (Для перевозки грузов и пассажиров)

В: Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)

Какие грузы можно перевозить при его помощи? (Камни, овощи…)

Как называется транспорт, который перевозит людей? (Пассажирский)

Как называется транспорт служб спасения? (Специальный)

Какой специальный транспорт вы знаете? ( Милиция…)

В: На столе лежат карточки с видами транспорта, старшие дети сначала читают название транспорта, затем переворачивают карточку и показывают всем, определяют какой вид транспорта, для чего он нужен человеку и выставляют картинку под соответствующую карточку. Остальные дети берут картинку и определяют вид транспорта.

Физкультминутка

Часть 3: Игра «Чего не стало?»

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не стало?»

Я буду вызывать ребят парами, один из вас будет ведущий, а другой будет выполнять задание.

1 ребёнок: Рассмотри и назови, какие перед тобой машины

Закрой глаза, а я что-то спрячу. (Убирает одну из машин)

Открой глаза и скажи чего не стало.

Ответ 2 ребёнка.

1 ребёнок: Правильно (Выставляет игрушку).

В: Молодцы, все были очень внимательны.

Часть 4: Игра «Наоборот»

В: Дети, у нас на столе много машин. Скажите, они отличаются друг от друга? (Ответы детей)

А вот чем они отличаются покажет игра «Наоборот»

Корабль большой, а лодка….

Поезд длинный, а трамвай….

Самолёт быстрый, а пароход….

Трамвай тяжёлый, а велосипед….

Молодцы. Все правильно ответили.

Часть 5. Игра «Красный, жёлтый, зелёный» и решение проблемных ситуаций.

В: А сейчас мы отправимся на улицы большого города. Послушайте его звуки. Что вы слышали? (Ответы детей)

Улицы города наполнены разными машинами, трамваями, автобусами и на них надо быть очень внимательными. Сейчас мы поиграем в игру «Красный, жёлтый, зелёный» Что это за цвета? Правильно, цвета светофора. Для чего он нужен? Напоминаю, на зелёный сигнал светофора мы двигаемся, на жёлтый – хлопаем в ладоши, на красный – замираем. (Игра)

В: Ребята, мы уже очень много с вами знаем о правилах дорожного движения. Сегодня мы проверим, умеем ли мы эти знания применять в разных ситуациях

Картина 1. Правильный и неправильный переходы проезжей части улицы.

  • Скажите, кто на этой картине правильно переходит проезжую часть, а кто – нет?
  • Почему мальчик решил бежать через улицу, куда он торопится?
  • Как вы думаете, что может случиться с мальчиком?
  • А кто ещё, кроме мальчика, может пострадать?

Картина 2. Игры на тротуаре с проезжей частью.

  • Перечислите все причины, по которым нельзя играть на тротуаре, вблизи проезжей части?
  • Как вы думаете, что предшествовало событиям, изображённым на картине, и что может произойти позже?
  • Как вы поступили бы на месте этих детей?

Картина 3. Автобусная остановка.

  • Скажите, кто на этой картине правильно обходит автобус, а кто – нет?
  • Какая опасность грозит девочке, которая обходит автобус спереди?
  • Как лучше всего поступить, если вы вышли из автобуса и вам нужно перейти улицу?

Картина 4. Различные ситуации с переходом трамвайных путей.

  • Скажите, кто на этой картине правильно переходит трамвайные пути, а кто неправильно?
  • Какая опасность угрожает невнимательному пешеходу?
  • Какой опасности подвергает свою жизнь мальчик-шалун?
  • Как лучше всего переходить трамвайные пути?

Молодцы, вы показали, что не только знаете правила дорожного движения, но и умеете применять их в конкретных ситуациях

А сейчас малыши сядут на трамвайчик, и поедут играть в игрушки, а все остальные сядут на места. Мы с вами поиграем в художников.

Часть 6. Рисование.

В: Вы хотите поиграть в художников?

Сейчас мы с вами будем рисовать автобус. Посмотрите на картинку.

Какой формы наш автобус? Какого размера? Назовите части автобуса.

А вы, ребята, (сложный дефект) дорисуете недостающие части автобуса

Показ как рисовать контур автобуса, пояснение, что раскрашивать части нужно равномерно, в одном направлении, средним нажимом, а контур и части обвести сильным нажимом, цветным карандашом такого же цвета, в какой он окрашен. Следить, чтобы дети использовали показанные способы рисования, вносили в рисунок дополнительные элементы (дорожка, солнышко, пассажиры)

Самостоятельная работа.

Оценка работ

Часть 7. Итог занятия.

В: Дети, мы с вами рассматривали разные виды транспорта, а теперь зарисуем их схематично.

Называйте, какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный)

На какие группы можно разделить весь транспорт? (Пассажирский, грузовой, специальный)

Повторите все обозначающие знаки.

Таблица закрывается.

Дети самостоятельно рисуют.

Часть 7. Оценка.

В: Молодцы, хорошо передали форму и части автобуса, хорошо закрасили, проявили своё творчество

Что вам понравилось делать? Что было интересно?

Что нового вы сегодня узнали?

Что хотите узнать ещё?

Об этом мы с вами поговорим на других занятиях, а сейчас занятие окончено, давайте с вами встанем и приведём в порядок свои рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия "Наша дружная семья" для детей со сложным дефектом в группе кратковременного пребывания

Игровое занятие состоит их серии пальчиковых игр и упражнений для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Путешествие в страну обуви вместе с Кузей»

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Обувь»Задачи: Закрепить знания о назначении обуви;Провести связь обуви с временами года;Повышать познаватель...

Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группы: Тема: «Вода и ее свойства».

Конспект открытого  занятия по окружающему миру для детей средней группы:                                  ...

Конспект развивающего занятия по окружающему миру для детей старшей группы "Поможем Мишутке выбрать тарелочку"

Занятие направленное на расширение и закрепление представлений детей о посуде и ее назначении в жизни человека, на формирование знаний детей о свойствах и признаках тарелок (цвет, форма, величина, мат...

Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей со сложным дефектом по теме: "Приключения утенка"

В конспекте представлено как можно формировать представления у детей со сложным дефектом о транспорте....

Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей со сложным дефектом по теме: "Приключения утёнка"

В конспекте представлено как можно формировать представления у детей со сложным дефектом о транспорте....