Педагогический проект "Учусь читать"
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchus_chitat.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №40»
Педагогический проект
по обучению чтению дошкольников с ОНР
«Как хорошо уметь читать!»
Учитель – логопед: Мендогралова М.Р.
2019-2021
Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР
«Как хорошо уметь читать!»
I Тип проекта
1.Практико-ориентированный
2.участники проекта: группа детей с общим недоразвитием речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
3. по времени проведения: долгосрочный (старшая, подготовительная к школе группа)
II Актуальность проблемы:
Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Данная тема актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к овладению элементами грамоты.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.
III Цель проекта: Обучить детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.
IV Задачи проекта:
- познакомить и помочь овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- учить различать гласные и согласные звуки, различать согласные звуки: твердый –мягкий, звонкий - глухой, ;
- учить правильно ставить ударение в знакомых словах;
- учить свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- учить правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- учить звуко-буквенному анализу и синтезу
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).
- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
V Обеспечение проектной деятельности:
1.Методическое
- Методическая разработка: “Как надо научить ребенка читать?”. Морева Наталья Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МА ДОУ ЦРР детский сад № 24 г. Ишима Тюменской обл.
- Г.А.Глинка “Буду говорить, читать, писать правильно”.
- В.Берестов “ Читалочка” (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста. стр. 375).
- Е.Благинина “Букварик” (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста.стр. 359).
- З. Александрова “Осенью Мишутка пошел учиться”” (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста. стр.3 60).
- Л.Каминский “Троечка за тигра”” (В.Волина “Праздник букваря” стр. 268).
- С.Могилевская “Приключения буквы У” (В.Волина “Праздник букваря” стр. 285).
- В.Волина “Коллекция Кирилла Кукушкина” (В.Волина “Праздник букваря” стр. 141).
- В.Волина “Праздник букваря”.
2.Дидактическое
VI Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта, у детей появится интерес к чтению и желание изучать буквы. С помощью игр и упражнений и использование их в свободной деятельности, и дети с легкость овладеют слоговым чтением и в дальнейшем чтением слов и предложений.
VII Гипотеза проекта:
Если реализовать проект в полном объеме, то возможна более качественная коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи.
VIII Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МКДОУ «ЦРР-Д/С №40»
План реализации проекта
этапы | мероприятия | сроки | Предполагаемый результат |
I этап концептуальный | Обоснование темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта | 1-2 неделя сентября 2019 г., 1-2 неделя сентября 2020 г. | Тема обоснована, задачи и цели сформулированы |
II этап организационно-подготовительный | -изучение литературы, -подбор материала. -проведение диагностики | сентябрь 2019г. сентябрь 2020г. | Литература подобрана и изучена, материал подобран |
III этап прогностический | Разработка перспективного плана, -изготовление наглядного материала | сентябрь 2019г. сентябрь 2020г. в течение учебного года | План разработан |
IV этап практический | -осуществление мероприятий в соответствии с перспективны планированием | -сентябрь-май 2019-2020гг., - сентябрь-май 2020-2021 г. | Мероприятия выполнены |
V этап заключительный | Выступление с обобщение опыта работы по теме: «Как хорошо уметь читать!» | -май 2021г. | Выступление проведено |
Срок реализации – 2 учебных года (с 01 сентября по 25 мая).
Основополагающие принципы организации проекта:
- развивающего обучения;
- учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;
- вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;
-деятельностного подхода (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной деятельности);
- интегративного подхода к обучению.
Этапы проекта: проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.
I–Подготовительный этап
Цель: создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита, обучение чтению по слоговому принципу.
- Использование эффективных приемов и методов коррекции речи.
Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно, для усвоения сложной системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно.
Появилась необходимость систематизировать, модифицировать и апробировать дидактический материал, упражнения и игры, компьютерные программы, направленные на обучение грамоте и навыка чтения.
Интерес и внимание к звуку и букве у детей появляется, если использовать игровые образовательные ситуации с применением метода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно).
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения. Яркие, красочные изображения со съёмными деталями, с условными обозначениями помогают ребенку наглядно увидеть, изобразить, с помощью заместителей в виде рисунков, какой звук в слове, мягкий он или твердый, звонкий или глухой, на каком месте в слове находится данный звук, сколько слогов в слове.
Необходимо отметить, что компьютерные средства обучения, мультимедиа технологии и различные виды интерактивных материалов, а так же Интернет-ресурсы, позволяют добиться положительных результатов в обучении.
2) Привлечение родителей к сотрудничеству по данному проекту началось с анкетирования, цель которого - выявить уровень заинтересованности родителей деятельностью. Для результативности работы подобраны консультации для родителей; составлен перспективный план работы; собрана и действует библиотека для родителей. Усилиями всех участников проекта создали «Библиотеку Звуковичка». Это книжки – малышки на определённый звук, букву. Чтобы создать такую книжку необходимо подобрать речевой материал, соответствующий изучаемому звуку и букве, а также проявить творческие способности. Такая работа сотрудничества способствует системному и эмоциональному повторению речевого материала у детей. Просматривая книжки, воспитанники вместе с родителями самостоятельно выполняют представленные в ней задания и упражнения. Иллюстративный материал самостоятельно изготовленных пособий делает выполнение домашних заданий более интересными и яркими.
3) Работа с дошкольниками началась с диагностикиправильного звукопроизношения, артикуляционных навыков, мониторинга звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя, из полученных результатов определено содержание работы по проекту:
- Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР чтению;
- Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла «Как хорошо уметь читать!» с использованием метода наглядного моделирования;
- Разработан перспективный план по работе с родителями;
- Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
- Оформлена картотека пальчиковых и дидактическихигр;
- Созданы буквенные фризы и книжки-малышки;
- Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.);
- Определены предполагаемые результаты.
Результаты работы по проектуна I этапе–
определены задачи и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.
II – Основной (практический) этап
Предполагает проведение работы по обучению чтения в процессе сюжетно-тематических образовательных ситуаций с использованием приёмов мнемотехники по следующим направлениям творческого цикла «Как хорошо уметь читать!»:
- Цикл «Фонетика». Создание картотеки фонетических игр, направленных на развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка; обучение звуковому анализу и синтезу.
- Цикл «Слово». 1. При изучении букв соблюдала последовательность и постепенность, вдумчиво подбирала слова и составляла слоговые таблицы разных видов к каждому занятию.
2. Ознакомила с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, ъ и ь знаками, их значением.
3. Показала слогообразующую роль гласного и значение ударения.
4. Научила читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные, двухсложные и трёхсложные слова, слова с двумя рядом стоящими гласными.
5. Научила составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова. Игра «Семейка слов».
6. Особое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми.
- Цикл «Предложение».1. Отмечала, что наша речь делится на предложения и слова.
2. Обращала внимание на смысловую и интонационную законченность предложений. (. ! ?)
3. Учила детей красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.
Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось какв непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями и в самостоятельной детской деятельности.
Результаты работы по проекту на II этапе
Все эти мероприятия способствовали к концу второго этапа:
- осознанному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;
- чтению без утомления и перенапряжения;
- работе по трём единицам речи: звуку, слову, предложению;
- обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей на основе общения.
III Итоговый этап.
Обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.
Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация», проводимый на конец учебного года, показал, что у детей:
- сформировались навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- закрепились знания об акустическом и графическом образе изображения букв русского алфавита;
- наблюдается осмысленное чтение слов, предложений и небольших рассказов.
Следовательно, полученные положительные результаты позволяют сделать вывод об эффективности создания проекта «Как хорошо уметь читать!»
Вывод по проекту:
Проводимые в рамках проекта мероприятия носят проблемный характер и имеют практическую направленность, следовательно, знания, полученные детьми, приобретают качество системности и обобщённости.
В процессе сотрудничества с семьями воспитанников в рамках проекта повысилась компетентность родителей, их заинтересованность в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, вырос профессионализм педагогов и специалистов, совершенствовалось педагогическое мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"
Программа «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....
Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру поэзии и умения выразительно читать стихи»
Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, обыденности...
Выступление на педагогическом совете: "Читайте детям стихи!" (из опыта работы)
Все мы хорошо знаем, какое большое значение для ребенка имеют стихи. Они встречают его на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых (&la...
Педагогический проект "Как хорошо уметь читать!"
В течении учебного года дети изучали звуки и буквы, к концу года умели читать и писать буквы....
Педагогический проект "Читай-город"
Педагогический проект "Читай-город" В настоящее время в нашей стране остро встал вопрос популяризации чтения. Как приобщить ребенка к книге? Как научить его самостоятельно добывать из к...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читай-ка»
Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. В речевой деятельности ребенку-дошкольнику легче выделить слог, чем отдельный з...
Педагогический проект "Читаем Вместе"
В проекте систематизирована деятельность работы ДОУ с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи....