Педагогический проект "Читай-город"
проект по художественной литературе
Педагогический проект "Читай-город"
В настоящее время в нашей стране остро встал вопрос популяризации чтения. Как приобщить ребенка к книге? Как научить его самостоятельно добывать из книг необходимую информацию?
Уже нет ничего удивительного в том, что в руках ребенка планшет и телефон и все реже можно увидеть его с книгой. С одной стороны, это дань моде, с другой нежелание родителей и других взрослых отдать должное внимание важной, а возможно и первостепенной проблеме: неумение и нежелание детей и подростков получать наслаждение от процесса чтения.
Что бы изменить ситуацию книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, а процесс этот должен стать для малыша незабываемым и ярким. Тогда само чтение сможет на протяжении всей жизни обогатить мир, пока еще маленького человека. Ребенок должен полюбить книгу и тогда он потянется к ней.
В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Яркие книги для детей дошкольного возраста, помогают открывать и объяснять ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они делают эмоции дошкольников более насыщенными, развивают воображение и увеличивают у детей запас слов. Выразительное чтение книг помогает осознать еще в детском возрасте богатство родного языка, его музыкальность, напевность и образность; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными, выражениями и сравнениями.
Мир малыша начинается с семьи. Любовь или безразличие к чтению зарождается, прежде всего, в семье, поэтому большое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. От установок взрослых, окружающих ребенка, зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к книге у него вырабатывается.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общению с книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.
К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения.
Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Именно этот процесс способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.
Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять эту связь так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, и чтение стало семейным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitaygorod_nash.docx | 118.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад №11
«Золотая рыбка»
Конкурс педагогических проектов
«Образование для будущего»
Читай-город
Педагогический проект
Номинация: Идея, достойная воплощения
Автор проекта: Еловикова Анна Ивановна,
воспитатель,
первой категории
МБДОУ ДС№11 «Золотая рыбка»
Таштагол 2019
Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время в нашей стране остро встал вопрос популяризации чтения. Как приобщить ребенка к книге? Как научить его самостоятельно добывать из книг необходимую информацию?
Уже нет ничего удивительного в том, что в руках ребенка планшет и телефон и все реже можно увидеть его с книгой. С одной стороны, это дань моде, с другой нежелание родителей и других взрослых отдать должное внимание важной, а возможно и первостепенной проблеме: неумение и нежелание детей и подростков получать наслаждение от процесса чтения.
Что бы изменить ситуацию книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, а процесс этот должен стать для малыша незабываемым и ярким. Тогда само чтение сможет на протяжении всей жизни обогатить мир, пока еще маленького человека. Ребенок должен полюбить книгу и тогда он потянется к ней.
В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Яркие книги для детей дошкольного возраста, помогают открывать и объяснять ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они делают эмоции дошкольников более насыщенными, развивают воображение и увеличивают у детей запас слов. Выразительное чтение книг помогает осознать еще в детском возрасте богатство родного языка, его музыкальность, напевность и образность; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными, выражениями и сравнениями.
Мир малыша начинается с семьи. Любовь или безразличие к чтению зарождается, прежде всего, в семье, поэтому большое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. От установок взрослых, окружающих ребенка, зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к книге у него вырабатывается.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общению с книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.
К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения.
Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Именно этот процесс способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.
Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять эту связь так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, и чтение стало семейным.
Проблема
Проведя опрос родителей и воспитанников, я убедились в том, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых. Именно это побудило меня к созданию социально-значимого проекта «Читай-город».
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители (законные представители), воспитатель, библиотекарь.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе для становления грамотного читателя и развития культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, а также возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с семьей.
Задачи:
- приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
- воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров;
- обобщить и распространить опыт семейного чтения художественной литературы;
- вызвать у родителей чувство осознанности ценности детского и семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников;
- познакомить родителей с методами и приемами приобщения детей к художественной литературе, с разными видами домашнего чтения;
- оказать помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.
Планируемый результат:
- увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух;
- чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге;
- увеличение количества книг в домашних библиотеках;
- повышение уровня мотивации семейного чтения;
- у воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения;
-повышение избирательного интереса к книгам, желания и умения их осознано выбирать и осмысленно читать.
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь 2019 года – май 2020 года
Содержание проекта
Для успешной реализации проекта ставятся задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители – работники детской библиотеки.
Этапы реализации проекта
Этап 1. Организационно – подготовительный
1. Проведение вводного мониторинга «Чтение художественной литературы дома» (анкетирование родителей и опрос детей).
2. Разработка социально-значимого проекта «Читай - город» в ДОУ по приобщению детей и родителей к совместному чтению книг.
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
4. Подборка книг для создания мобильной библиотеки с привлечением родителей.
5. Изучение методической и практической литературы.
6. Сбор информации по теме проекта, подбор литературы, информирование родителей.
7. Приобщение детской библиотеке к проекту.
Этап 2. Практический.
Проведение комплекса мероприятий, в рамках работы проекта «Читай-город», направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа на данном этапе состоит из блоков, что позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.
Блок - литературная мастерская «Мобильная библиотека»
- раз в две недели в течение реализации проекта)
- Знакомство с творчеством детских писателей.
- Прослушивание аудиозаписей художественных произведений в исполнении мастеров слова;
- Пополнение мобильной библиотечки;
- Консультирование родителей по организации домашней библиотеки.
- Методическая помощь по темам:
– «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?»;
– «Как организовать домашнее чтение»;
– «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное»;
– «Литературное воспитание ребенка в семье»;
– «Детский поэтический фольклор»;
– «Фольклор и его значение в воспитании детей»;
– «Сказка как средство воспитания положительных качеств в личности дошкольника».
- Круглый стол «Поделитесь опытом: «Вечернее чтение в семье»
– разработка вопросов для совместного обсуждения родителей и детей по книгам.
- День литературного семейного общения «Книги моего детства».
- Экскурсии и знакомство родителей с работой МБУК «Центральной детской библиотеки» ее требованиями и правилами.
- Изготовление книжек-малышек.
Блок - «Массовые мероприятия»
- Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
- Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»
- Конкурс чтецов на тему «Край, в котором я живу», посвященный 300-летию Кузбасса. Проводится в группе, на уровне ДОУ.
- Волонтерская деятельность «Читающая мама в группе».
- Акция «Online-Чтение» – знакомство родителей с библиотеками, оказывающими свои услуги Online (Президентская библиотека, библиотека ЛитРес)
- Акция «Вместе с книгой веселей».
- Участие в международной акции книгодарения «Дарите книги с любовью»
- На завершение проекта совместный конкурс мини-проектов для детей и родителей «Здравствуй, старая книга!» – провести поиски самых старых книг (взрослой и детской) в домашних библиотеках, представить книгу-долгожителя, рассказать об истории появления книги в домашней библиотеке.
Результат: старая книга поможет открыть страницы семейных историй, узнать сведения о своей родословной, подтолкнуть взрослых познакомить детей с традициями семьи.
Блок - «Родительские собрания»
Психологическая подготовка родителей к творческому сотрудничеству со своими детьми «Как стать родителями читающего ребенка».
Темы родительских собраний:
- «Роль чтения в формировании личности ребенка».
- «Книги читать – скуки не знать» с элементами деловой игры
Блок - «Рекомендательная библиография»
- Издание книжных памяток, закладок, для родителей по вопросам семейного чтения.
- Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.
- Составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей.
- Плакаты «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов, детей и родителей с любимыми книгами.
Формы работы с детьми
1.Интервью детей «Моя любимая книжка»
2.Цикл бесед «Бережное хранение книг»
3.Проведение игр «Книжкина больница»
4.Литературные развлечения «Раз загадка, два загадка»
6. Квест «Спасаем книгу»
7.Утренние беседы «Расскажи о книге, прочитанной дома»
8.Неделя любимой книги
9.Неделя сказок
10.Театрализация сказки «Репка» для младших дошкольников
11. Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»
12. Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка»
13.Конкурс чтецов на тему «Край, в котором я живу»
14. Конкурс стихов «Весна Победы», на уровне ДОУ
15.Рекламирование книг для младших дошкольников
16. Экскурсии в городскую детскую библиотеку.
Этап 3. Заключительный
- Итоговый праздник «Книга встречает друзей»
- Награждение победителей и участников мини-проекта для детей и родителей «Здравствуй, старая книга!»
Презентация социально-значимого проекта «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации» на педагогическом часе.
Предполагаемые результаты проекта
1. Методические продукты
1. Оформление методических рекомендаций:
– «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?»;
– «Как организовать домашнее чтение»;
– «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное»;
–«Вечернее чтение в семье»;
– «Литературное воспитание ребенка в семье»;
– «Детский поэтический фольклор»;
– «Фольклор и его значение в воспитании детей»;
– «Сказка как средство воспитания положительных качеств в личности дошкольника».
2. Обобщение опыта работы «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации» по приобщению детей к художественной литературе.
2. Информационно-практические продукты
- создание мобильной библиотеки в ДОУ;
- создание листовок «Читать – это здорово!»
- мини-проект «Здравствуй, старая книга!»
3. Повышение рейтинга МБДОУ в социуме
- размещение информации (фотоматериалы, отчеты) на сайте детского сада в сети Интернет;
- творческий отчет о внедрении социально-значимого проекта «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации» в работу мобильной библиотеки на уровне ДОУ;
- публикация работы проекта в СМИ.
4. Социальный эффект
Родители:
- начинают уделять должное внимание чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
- ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- расширяют круг детского чтения;
Воспитанники:
- проявляют больший интерес к процессу чтения и к книге;
- обретают навыки работы с книгой и могут самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- могут вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- сформированы нравственные качества ребенка;
- выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.
Критерии оценки.
Для того чтобы правильно выстроить свою работу по литературному развитию детей необходимо проводить педагогическую диагностику умений и знаний дошкольников.
Педагогическая диагностика осуществляется 2 раза в год (начальная и итоговая) с использованием диагностической книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» и диагностической книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» № 2 соответственно. В книжках предоставлены аналогичные задания, чтобы у детей не пропал интерес. В методических рекомендациях даны критерии оценки показателей по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста. (см. Приложение 1).
Заключение
Предполагается что, у родителей появится интерес и потребность в чтении книг детям, а это значит, что вся проведённая работа не пройдет даром. Планируется продолжение работы детско-родительского клуба «Читай-Город» в детском саду с привлечением более широкого круга родителей и воспитанников.
Реализация проекта в дошкольном учреждении поможет сформировать у детей и родителей интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром и чтением, научит бережно относятся к ним.
Дальнейшее развитие проекта найдет свое продолжение после реализации в силу следующих обстоятельств: актуальности проекта для следующих поколений юных читателей, заинтересованности педагогической,библиотечной и родительской общественности. Отзывы участников данного проекта дадут возможность разработать новые направления по формированию читательского интереса к произведениям детской литературы, способствующей развитию и поддержанию интереса к детской литературе и чтению, духовно-нравственного и нравственно-патриотического развития.
Список литературы
1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…[Текст]: методика приобщения детей к чтению/ - М.: Линка-Пресс, 2003-176с.
2. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя [Текст]: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет/ - М.: Чистые пруды, 2005-32с.
3. Куликовских Н. Увлечь книгой [Текст]/ Н. Куликовских //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. - С. 33-40.
4. Микляева Н.В., МишинаТ.С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения [Текст]: метод. пособие/ - М.: Айрис-пресс. 2005.- 80с.
5. Миронова М. «Как научить ребенка любить литературу» «Дошкольное воспитание» - 2005 год, № 5.
6. Электронный сайт: Педагогическая диагностика по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=25
7. Электронный сайт: Анкета для родителей «Читаем вместе». https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/02/12/anketa-dlya-roditeley-chitaem-vmeste
Приложение 1
Диагностическая книжка «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» и методические рекомендации по проведению педагогической диагностики детей старшего дошкольного возраста по литературному развитию
АВТОР: Еникеева М.Е.
г. Екатеринбург
На современном этапе развития общества литературное развитие детей дошкольного возраста является важнейшим направлением. Формирование отношения к литературе как к самоценному виду искусства и воспитание в ребенке грамотного читателя – основная цель литературного развития дошкольников. Для того чтобы правильно выстроить педагогу свою работу по литературному развитию детей необходимо проводить педагогическую диагностику умений и знаний дошкольников. Мы предлагаем использовать в работе диагностичекую книжку. Уважаемые педагоги ДОУ предлагаемая диагностическая книжка дополняет и продолжает компоненты диагностики по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста. Данная диагностическая книжка адресована педагогам ДОУ и детям. При разработке книги и заданий мы использовали наработки авторов программы «Детство» и свои собственные. Для оформления и насыщения книжки использовали картинки из интернета - ресурса (player.myshared.ru; nachalo4ka.ru; images.yandex.ru и другие)
Особенность этой книжки в том, что педагогическая диагностика проходит: во-первых, в игровой форме; во-вторых, рассматривая страницы книги, ребенок не только слушает вопрос или задание педагога, но и видит на картинках какие-то моменты; в-третьих, педагогическая диагностика может проводиться в разное время, в разные дни, как удобно для ребенка и педагога; в-четвертых, после диагностики данная книжка может быть предоставлена детям для самостоятельного рассматривания, игр и т.п. Педагогическая диагностика осуществляется 2 раза в год (начальная и итоговая) с использованием диагностической книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» и диагностической книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» № 2 соответственно. В книжках предоставлены аналогичные задания, чтобы у детей не пропал интерес. В методических рекомендациях даны критерии оценки показателей по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Несколько советов, как работать с диагностической книжкой:
1.Картинки непосредственно адресованы ребенку. Он их может рассматривать;
2.Текстовая часть адресована взрослому. Взрослый читает текст от лица героя Незнайки;
3.Путешествует ребенок на разном транспорте (автомобиль, самолет, воздушный шар, паровоз, вертолет), поэтому ребенку нужно дать возможность рассмотреть соответствующую картинку, поддержать игровое настроение.
4. Если какое-то из заданий вызывает у ребенка затруднение, взрослый может помочь, выполнить задание вместе!
Надеемся, наши рекомендации по проведению диагностики и диагностическая книжка (страницы книжки расположены в приложении № 1 и № 2, картинки можно увеличить и распечатать) будут полезны. Желаем успехов!
Педагогическая диагностика по теме «Литературное развитие детей».
Цель: выявить уровень литературного развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности литературного опыта детей.
2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.
3. Изучить своеобразие восприятия детьми литературных текстов разных жанров.
4. Выявить возможности использования детьми литературного опыта в творческой деятельности.
Диагностики по теме «Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста»
1. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений.
Метод диагностики: наблюдение, беседа.
Цель: выявление эмпатийных проявлений детей в процессе сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов.
Процедура организации и проведения.
Наблюдение за особенностями сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов проводится по ходу и после прочтения доступного возрасту литературного произведения.
Детям читаем рассказ В.Осеевой «Почему?» и наблюдаем, как они его воспринимают, после чтения задаем вопросы:
- О ком этот рассказ?
- Кому ты больше всего сочувствуешь в нем? Почему?
- Почему мальчик не сказал всю правду сразу, а разбудил маму ночью?
- Почему мама не бранила мальчика и даже обрадовалась, что чашку разбил он, а не собака Бум?
- Почему Бума выгнали на дождь во двор, а позже впустили и обласкали?
Уровень эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений оценивается по следующим параметрам:
1. особенности эмоционального отклика на неблагополучное/ благополучное состояние персонажа;
2. особенности понимания и восприятия эмоций и чувств персонажа;
3. содействие персонажу. Подсчет результатов включает следующие критерии: критерии – показатели уровня – уровень (в баллах).
1.Особенности эмоционального отклика на неблагополучное/ благополучное состояние персонажа:
- самостоятельно замечает, выделяет и дифференцирует чувства и эмоции персонажа (высокий – 3 балла);
- проявляет неустойчивое внимание и интерес к эмоциям и чувствам персонажа (средний – 2 балла);
- эмоционально откликается при обращении внимания, объяснении взрослого (низкий 1 – балл);
- безучастие (связанное с отсутствием понимания эмоций – 0 баллов).
2. Особенности понимания и восприятия эмоций и чувств персонажа:
- демонстрирует умение правильно распознавать эмоциональное состояние даже при отсутствии ярко выраженных внешних эмоциональных проявлений (высокий – 3 балла);
- активно и самостоятельно выражает свои чувства и переживания в речи, действии: использует выразительные движения, мимику, пантомимику, голосовые реакции (обращение, обсуждение при восприятии ситуации – средний 2 балла);
- выражает свои чувства путем подражания (низкий – 1 балл);
- демонстрирует безучастие (связанное с отсутствием понимания эмоций –0 баллов).
3. Содействие персонажу
- активно проявляет интерес, желание изменить, принять участие в ситуации, использует: высказывания, словесные инструкции, внешние действия (высокий – 3 балла);
- проявляет заинтересованность, желание выразить свое отношение, оказать влияние на ситуацию, однако демонстрирует отсутствие владения способами проявления содействия (средний – 2 балла);
- использует репродуктивные эмоциональные реакции (подражая другим – низкий 1 балл);
Таким образом, суммарный итог по 1 исследованию:
- Высокий уровень – 8 - 9 баллов,
- Средний уровень – 5 - 7 баллов,
- Низкий уровень - до 4 баллов.
2. Изучение умений художественно-речевой деятельности детей.
Для проведения педагогической диагностики по изучению художественно-речевых умений детей предлагается книжка «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране». Путешествуя по Литературной стране (перелистывая страницы книжки), ребенок выполняет диагностические задания, отвечает на вопросы беседы, проходит «испытания», помогая Незнайке. При необходимости проведение диагностики может проходить в разные дни (путешествуя по страницам книжки).
Исследуются:
1. Наличие литературных предпочтений
2. Знание литературных жанров
3. Объем литературного опыта
4. Творческие речевые умения.
Инструкции:
Задание 1. Остановка «Мир книг» (Задание 1) Незнайка знает, что есть на свете много разных книг. Расскажи, какие книги ты знаешь. А какие книги твои самые любимые? Почему? А любишь ли ты стихи? Какие стихи тебе нравятся? Почему?
Задание 2. Остановка «Литературные жанры» (Задание 2) Незнайка хочет загадать тебе загадку. Слушай внимательно, получится ли у него настоящая загадка:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей хвостик гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Получилась ли у Незнайки загадка? Почему это не загадка? А что это?
Однажды Незнайка услышал 2 истории. Послушай их внимательно и подскажи Незнайке это отрывки из сказки или рассказа (текст представлен в книжке) Почему ты так думаешь? Чем рассказ отличается от сказки?
Задание 3. Остановка «Отгадай загадку» (Задание 3) Помоги Незнайке отгадать загадки. Почему ты думаешь, что твоя отгадка подходит к загадке?
Задание 4. Остановка «Прочти стихотворение» (Задание 4) Какие стихи ты знаешь? Прочти стихотворения!
Задание 5. Остановка «Расскажи отрывок из любимого произведения» (Задание 5) Незнайка хочет послушать, как ты умеешь рассказывать любимое произведение (сказку).
Задание 6. Остановка «Назови детских писателей» (Задание 6) Незнайка любит произведения Корнея Ивановича Чуковского, а каких детских писателей ты знаешь еще? Творческие речевые умения.
Задание 7. Остановка «Придумай загадку» (Задание 7) Помоги Незнайке придумать загадку.
Задание 8. Остановка «Придумай рифму» (Задание 8) Помоги Незнайке подобрать рифму.
Задание 9. Остановка «Объясни выражения» (Задание 9) Помоги Незнайке в стихотворении найти красивые выражения и объяснить их.
Читает стихотворение С. Есенина:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
И заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Как ты понимаешь выражения «принакрылась снегом, точно серебром», «горят снежинки в золотом огне», «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой»?
Молодец! Ты помог Незнайке выполнить задание!
Воспитатель фиксирует успешность выполнения заданий и оценивает их результаты по разработанным критериям и представленным уровневым характеристикам. Изучение умений художественно-речевой деятельности детей оценивается по следующим критериям и параметрам: Критерии Показатели Уровень (в баллах)
1. Наличие литературных предпочтений
- имеет любимые литературные произведения, правильно называет виды книг (высокий – 3 балла);
- ярких литературных предпочтений нет, называет некоторые виды книг (средний – 2 балла);
- нет любимых произведений, виды книг называет с помощью взрослого (низкий – 1 балл).
2. Знание литературных жанров
- различает основные литературные жанры, свободно может объяснить различия (высокий – 3 балла);
- затрудняется в различении близких жанров: путает стихи и загадки, рассказ и сказку (средний – 2 балла);
- не различает жанры поэзии и прозы (низкий – 1 балл).
3. Объем литературного опыта:
1) отгадывание загадки;
2) чтение стихотворения;
3) рассказывания произведения;
4) называние детских писателей.
С удовольствием отгадывает загадку, объясняет отгадку; знает и читает выразительно любимые стихи; может рассказывать самостоятельно, эмоционально, использует авторские средства выразительности; называет 3 – 4 писателей и поэтов (высокий – 10 - 12 баллов).
Загадки знает и пытается отгадать, с небольшой помощью объясняет отгадку; при рассказывании схематично передает сюжет произведения, не очень эмоционально, слабо использует средства выразительности; называет 1 -2 писателей и поэтов (средний – 5 - 9 баллов).
Отказывается отгадывать загадки; не может прочесть стихотворения; затрудняется в самостоятельном рассказывании, может рассказать по вопросам взрослого; не может назвать ни одного автора (низкий – до 4 баллов).
4. Творческие речевые умения:
1) придумай загадку;
2) придумай рифму;
3) объясни выражения
Самостоятельно и легко сочиняет образную ритмически организованную загадку; чувствует и создает рифму быстро и уверенно; чувствует красоту поэтического стиха, объясняет все образные выражения, проявляя творчество и используя средства выразительности (высокий – 8 - 9 баллов).
Самостоятельно придумать загадку не может, только с помощью взрослого; может придумать рифмы к словам; объясняет 1 - 2 образных выражения (средний – 4 - 7 балла).
Не проявляет интереса к творческим заданиям (сочинить загадку); ошибается в договаривании рифмующих строк; не может объяснить образные выражения (низкий – до 3 баллов).
Общий итог:
- Высокий – 22 - 27 баллов;
- Средний – 10 - 21 балл;
- Низкий – до 9 баллов
Выяснить представления детей о значении иллюстраций в книгах и об иллюстраторах детских книг.
Методы: игровое задание, беседа
Исследуются следующие критерии:
1. Представления детей о значении иллюстраций в книгах;
2. Знание и узнавание персонажей детских произведений;
3. Представления детей об иллюстраторах детских книг.
Путешествие Незнайки по Литературной стране продолжается.
Задание 1. Выяснить представления детей о значении иллюстраций в книгах Остановка «Картинки в книжке» (Задание 10) Расскажи Незнайке, почему в книжке нужны картинки. А рисовал ли ты когда-нибудь сам картинку к сказке?
Задание 2. Персонажи детских произведений на иллюстрациях Остановка «Персонажи произведений» (Задание 11) Назови персонажей произведений (узнай по картинке).
Задание 3. Выяснить представления детей об иллюстратора детских книг Остановка «Иллюстраторы детских книг» (Задание 12)
Расскажи Незнайке, кто такие иллюстраторы книг. Каких иллюстраторов книг ты знаешь? Подсчет результатов включал определенные критерии: критерии – показатели уровня – уровень (в баллах).
Представления детей о значении иллюстраций в книгах
Понимает и аргументировано объясняет значение иллюстраций в книге, имеет значительный опыт рисования по литературным произведениям (более 3 рисунков) – высокий – 3 балла.
Дает общие суждения о необходимости иллюстраций («нужны, чтоб красиво было»); имеет ограниченный опыт рисования по литературным произведениям (вспоминает 1 рисунок) – средний – 2 балла.
Определяет только факт необходимости иллюстраций, но обосновать не может; отрицает опыт рисования по литературным произведениям – низкий – 1 балл.
Персонажи детских произведений на иллюстрациях
Сразу узнает персонажей произведений, называет их, говорит из какого произведения (высокий – 3 балла).
Узнает персонажей произведений, называет, но затрудняется назвать из какого произведения (средний – 2 балла).
Называет персонажей с помощью взрослого, отвечает не уверенно (низкий – 1 балл).
Представления детей об иллюстратора детских книг
Называет 2-3 иллюстраторов книг, может назвать к каким книгам, произведениям были иллюстрации (высокий – 3 балла).
Называет 1 иллюстратора детских книг, но может вспомнить, к каким произведениям они писали иллюстрации (средний – 2 балла).
Не называет иллюстраторов детских книг, с помощью называет произведения, к которым были написаны иллюстрации (низкий – 1 балл).
Выяснить представления детей о театре и изучить умение детей использовать литературный опыт в самостоятельной творческой деятельности.
Методы диагностики:
1. Игровое задание с использованием книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране».
2. Наблюдение.
Исследуются:
1. Представления детей о театре
2. Умения детей использовать литературный опыт в самостоятельной деятельности:
1. Представление детей о театре. Остановка «Театр» (Задание 13) Расскажи Незнайке о театре. Какие виды театров ты знаешь? Нравится ли тебе играть в группе? Какие роли тебе нравится исполнять? Какие виды игрушечных театров тебе больше нравятся? Расскажи Незнайке, как стать артистом, как сыграть роль. Вот и закончилось наше путешествие по Литературной стране! Молодец! Помог Незнайке стать «грамотным читателем»!
2. Наблюдение за умениями детей использовать литературный опыт в самостоятельной деятельности Наблюдение проводится в естественных условиях и по предложению взрослого разыграть сюжет любимого произведения (подгруппа детей). Подсчет результатов включает определенные критерии: Критерии Показатели уровня Уровень (в баллах)
1. Представление детей о театре
У ребенка глубокие представления о театре, он (на доступном уровне) знает назначение театра, знаком с устройством здания театра, с деятельностью людей, работающих в театре, жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и т.д.), проявляет избирательный интерес к определенному виду театрализованной игры, может рассказать об этапах подготовки к исполнению роли (высокий – 3 балла).
Ребенок имеет общие представления о театре, его устройстве и людях, работающих в нем, акцент делает на роли артиста в театральном спектакле. Имеет интерес к театрализованным играм, предпочитает определенный вид игры (режиссерская или драматизация). При помощи взрослого может рассказать об этапах подготовки к исполнению роли (средний – 2 балла).
У ребенка имеются недостаточные, фрагментарные знания о театре, не может самостоятельно выделить виды театра, рассказать о подготовке к исполнению роли (низкий – 1 балл).
2. Умение детей использовать литературный опыт в самостоятельной деятельности.
Часто разыгрывает сюжеты любимых произведений, активен и самостоятелен в выборе содержания игр в поиске способов выражения образа героя. Проявляет творчество, стремится к импровизации (высокий – 3 балла).
Иногда разыгрывает сюжеты произведений, умения театрализованной деятельности развиты на разных уровнях, зависят от внешних условий. Ребенок сразу включается в театрализованную игру, без предварительного обдумывания. Проявляет умения использовать средства невербальной и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, реже - для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. С помощью взрослого обнаруживает интерес к творчеству в процессе воображения и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности (средний – 2 балла).
Проявляет положительное отношение к театрализованным играм, но редко в них играет. Интерес к театрализованной деятельности не устойчив, недифференцирован, немотивирован. Умения театрализованной деятельности находятся в стадии становления. Воображение развито недостаточно, что не дает возможности целостно воспринять содержание, сюжет и образы героев. В игре-драматизации создает простой «типичный» образ, выбирая героев животных из хорошо знакомых простых сказок. Характерно маловыразительное исполнение роли (низкий – 1 балл)
Общий суммарный итог диагностики по теме «Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста» оценивается по критериям:
Количество баллов:
- Уровень – 46 – 51;
- Высокий – 24 – 45;
- Средний до 23;
- Низкий от 22.
При проведении педагогической диагностики в конце учебного года детям предлагаются аналогичные задания тем, которые использовали в начале года (см. Приложение № 2).
Приложение № 2
Рекомендации родителям при чтении книг детям.
Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
Как бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.
- Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
- Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
- Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
- Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
- Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
- Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
- Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
- Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.
- Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в нейбыли разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
- Правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить ребенка к чтению.
- Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10лет.
- Не хочет ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации.
- Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Выему шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами.
- Не хочет читать, потому что ему страшно, что у него получиться не так, как хотелось маме или папе, или учителю.
- Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «Книга- лучший подарок» - эта фраза очень актуальна и популярна сейчас.
- Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.
- Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.
- Выпишите детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения. Просите рассказать, что интересного прочитал.
- Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам.
- Купите настольную игру, предполагающую чтение.
- После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить, совпадает сюжет книги и сюжет фильма.
- Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях, предложите ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует.
Приложение 3
АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Чтение художественной литературы дома»
- Есть ли у Вас дома детская библиотечка?
ДА ___ НЕТ ___
- В вашей детской библиотечке преобладают (нужное подчеркнуть):
познавательные книги, сказки, стихи, рассказы.
- Чем Вы руководствуетесь при покупке литературы ребенку? (отметьте 1 из пунктов):
- смотрю содержание;
- учитываю возраст;
- отбираю по иллюстрациям;
- покупаю случайно.
- Как часто Вы читаете ребенку книги?
- ежедневно;
- 2-3 раза в неделю;
- раз в месяц.
- Как вы читаете книги?
- по просьбе ребенка;
- по своей инициативе;
- ребенок читает самостоятельно.
- Обсуждаете ли вы содержание прочитанного с ребенком?
- спрашиваю, что нового узнал из книги;
- обсуждаю поступки героев, их поведение;
- предлагаю просто пересказать,
- Есть ли у ребенка любимые художественные произведения?
ДА ___ НЕТ ___ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ___
- Рассказывает ли вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду?
ДА ___ НЕТ ___
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
МБДОУ № 11 детский сад «Золотая рыбка» и МБУК «Центральная детская библиотека» интересует отношение родителей к книгам и чтению. Ваши ответы помогут выяснить отношение родителей к книжной культуре и улучшить совместную работу детского сада и детской библиотеки.
Будем благодарны, если Вы ответите на наши вопросы.
1.Вы любите читать?
Да ___ Нет ___
2.Что делается в вашей семье для привития ребёнку любви к чтению?
- Читаете вместе с детьми
- Обсуждаете прочитанное
- Иллюстрируете прочитанное
- Сочиняете вместе стихи и сказки
3. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление _____________________________________________________________________________
4. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему ее почитать? ___________________________________________________________________
5. Последняя книга, купленная Вами ______________________________________________
____________________________________________________________________________
6.В группе детского сада оформлен книжный уголок, что интересного вы почерпнули для себя _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Какую информацию о книге, чтении Вы хотели бы видеть в книжном уголке?
- Рекомендации о привлечении к чтению;
- Списки новинок детской литературы;
- Ваше предложение _________________________________________________
_________________________________________________________________
Приложение 4
Беседа на тему «Бережное хранение к книге»
Цель:
- воспитание читателя;
- пробуждение интереса к чтению художественной литературы.
Задачи:
- расширять знания детей о книге;
- развивать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;
- закрепить представление о труде писателя, художника;
- познакомить с детскими писателями: К.И.Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, В.В. Бианки, А.Л. Барто;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы очень внимательно слушайте и дайте правильный ответ:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает»
Ответы детей.
Воспитатель: И сегодня, мы с вами поговорим о книге, о бережном отношении к ней.
В группе у нас есть книги. А есть ли у вас дома? Зачем они нужны? Какие у вас любимые книги?
Воспитатель: Вы назвали много книг и их действительно много и все они разные. А кто создает книги?
Дети: Писатель, автор.
Воспитатель: Правильно, а оформляет художник. Каждый писатель работает по-своему. Один любит тихий кабинет, другой, наоборот – место, где много людей, где стоит шум, идет разговор.
Одни пишут карандашом, другие – ручкой, третьи работают за компьютером. Кто-то умеет писать для детей, кто-то для взрослых.
Ребята — это очень сложная работа и следует бережно относиться к книге. Посмотрите на эти портреты, это детские писатели.
Воспитатель: Вот К.И. Чуковский, дайте вспомним, какие произведения он для вас написал.
Дети рассматривают книги и называют их.
Воспитатель: Вы помните произведение К.И. Чуковского «Федорино горе» - это легкое, веселое, интересное произведение, где все скачет, пляшет, движется и поет:
А за ними блюдца – блюдца –
Дзынь –ля-ля! Дзынь –ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь –ля-ля! Дзынь –ля-ля!
Воспитатель: Как вы думаете, долго ли автор работал над этим произведением?
Ответы детей.
Воспитатель: В своем дневнике К.И. Чуковский записал, что ему приходилось за целый день писать только три строчки. Поэтому «Федорино горе» создавалось совсем непросто. Но иногда бывает по-другому. Стихотворение рождается сразу, вдруг, легко и непринужденно.
Рассматриваем книжки писателей, портреты, которые стоят на столе (К.И. Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, В.В. Бианки, А.Л. Барто).
Воспитатель: Вот портрет С.Я. Маршака, он написал стихотворение про веселый, звонкий мяч.
Игра «Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Раз, два, три – беги!
(Дети передают друг другу мяч по кругу; тот, у кого остался мяч с концом предложения останавливается, и дети, стоящие справа и слева от него, встают спинами друг к другу и по команде обегают круг и стараются взять мяч первыми).
Воспитатель: Вам понравилось говорить о книгах? Надо беречь книги? Почему? Вы хотели бы стать писателями? Чтобы быть писателями, надо хорошо учиться, учить наблюдать, уметь видеть так, как не видят другие.
Приложение 5
Конспект занятия по рисованию в старшей группе
«Мой любимый сказочный герой»
Программное содержание: Формировать и расширять представления детей о мире сказок при помощи и средств изобразительной деятельности.
Задачи:
- Развивать воображение, творчество.
- Закреплять умение детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определённой обстановке).
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку, проведение дидактическойигры "В гостях усказки".
Материалы к занятию: загадки о сказочных героях, картинки сказочных героев, простые карандаши, акварель, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Сказка в гости к нам стучится
Скажем сказке: «Заходи»
В сказке может всё случится
Что же будет впереди?
Сказка по свету идёт,
Всех нас за руку ведёт
Сказка-умница и прелесть-
С нами рядышком живёт.
Ребята, как вы думаете, о чём будет сегодня наше занятие?
Дети: О сказках!
Воспитатель: Правильно! О сказках и о героях, которые в них живут! Как называются эти герои?
Дети: Сказочные герои!
Воспитатель: Назовите, кого из них вы знаете.
Дети называют героев сказок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А загадки любите отгадывать?
Дети: Любим!
Воспитатель: Я сейчас вам буду загадывать загадки, и если вы правильно отгадаете, на доске будет появляться картинка-отгадка.
Воспитатель загадывает детям загадки про героев сказки, при правильном ответе на доске появляется картинка этого героя.
- Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? Ответ
- Была она артисткой Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса сбежала навсегда. Ответ
- Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. Ответ
- Сладкий яблок аромат заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. Ответ
- И зайчонок, и волчица –
Все бегут к нему лечиться. Ответ
- В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. Ответ
Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали! А теперь для вас другое задание: я буду описывать героя, а в должны угадать.
Воспитатель читает описание сказочного героя, дети угадывают.
Воспитатель: Молодцы! Всех угадали. А сейчас каждый из вас нарисует своего любимого сказочного героя. Только вы не говорите, кого вы будете рисовать. По окончании работы все ваши рисунки мы поместим на доске, и будем угадывать, кто кого нарисовал.
Дети готовят себе рабочее место, и начинаю рисовать. Воспитатель наблюдает за работой детей, советуя, помогая методом пассивных действий.
По мере того, как дети заканчивают свою работу, они убирают своё рабочее место и вставляют рисунки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все нарисовали своего любимого героя!
Дети угадывают сказочных героев и оформляют выставку «Мой любимый сказочный герой!»
Приложение 6
Квест «Спасти книгу»
Цель: Формировать у дошкольников интерес к книге, как источнику знаний.
Задачи:
- закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания;
- закреплять представление детей о разных жанрах, художественной литературы, развивать интерес к иллюстрированным изданиям знакомых произведений;
- воспитывать уважение и интерес к книгам, бережное отношение к ним;
- развивать внимание, память, умение находить отгадку в строчках сказки, в иллюстрациях.
Предварительная работа.
Чтение русских народных сказок, сказок К.И.Чуковского, рассказов Е.И. Чарушина, чтение, разучивание и закрепление стихов А.Л. Барто.
Разучивание пословиц, дидактические игры: «Отгадай сказку», «Отгадай сказку по обложке».
Рассматривание иллюстраций к рассказам Е.И. Чарушина.
Подготовка демонстрационного материала: книга, иллюстрации к сказкам, чудо-дерево.
Используемый материал: книги разного жанра, игрушки к стихотворениям А.Л. Барто, сундучок с вещами героев сказок К.И.Чуковского.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал, становятся в круг и передают друг другу радостное настроение при помощи ладошки.
Ведущая: Ребята отгадайте загадку.
Я все знаю, всех учу
А сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
Дети: Книга.
Ведущая: Правильно, это – книга. Книга наш большой друг. Из книг мы узнаем много интересного, полезного и нового.
Ребята, я не хотела вас огорчать, но должна вам сказать, что у нас случилась беда. Пропали все книги с нашей книжной полочки, а вместо книг лежала записка. Послушайте, что в ней написано:
«Сегодня утром я тихонько пробралась к вам в группу и спрятала все ваши книжки. Зачем они вам и без них можно обойтись. А если все же хотите их вернуть тогда докажите, что вы их любите, умеете с ними обращаться и зачем они вам нужны. Если вам удастся, то получите свои книги обратно в мире книг» Подпись: Старуха Шапокляк.
Ведущая: Ну что, ребята, будем возвращать свои книги назад. Докажем старухе Шапокляк, что мы очень любим книги, много знаем о них и они нам очень нужны.
Сейчас мы отправимся в путешествие по интереснейшему миру книг. Нас ждут остановки в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. А полетим мы на ковре самолете. (Раскатываю рулон ковра)
Вот и наш ковер самолет. Проходим и говорим волшебные слова: раз, два, три в сказочное королевство коре наш лети.
Ребята, пока мы с вами летим в сказочное королевство, давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о книге.
Дети: Испокон века книга растит человека.
Возьмешь книгу в руки, не будет скуки.
Прочел новую книгу, что встретился с другом.
Ведущая: Вот мы и прилетели в сказочное королевство. Ребята, а чем отличается сказка от рассказа.
Дети: В сказках происходит, то чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами, животные одеваются в одежду.
Ведущая: А назовите, какие вы знаете волшебные предметы?
Дети: Метла, волшебная палочка, шапка невидимка, ковер самолет.
Ведущая: А чему нас учат русские народные сказки.
Дети: Быть добрыми, послушными, смелыми, помогать старшим.
Ведущая: Посмотрите, в стране сказок есть волшебная книга, она нам поможет вернуть наши книги.
Игра «Отгадай сказку»
Ведущая: На сметане мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился
Дети: Колобок.
Ведущая: Всех важней она в загадке, хоть и в погребе жила,
Репку вытащить из грядки, деду с бабой помогла.
Дети: Мышка.
Ведущая: Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же были эти маленькие дети?
Дети: Семеро козлят.
Ведущая: Возле леса на опушке, трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки, три кровати три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
Дети: Три медведя.
Ведущая: А сейчас мы поиграем в другую игру «Чьи это слова?» Вы должны назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
Ведущая: Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.
Дети: Колобок из сказки «Колобок».
Ведущая: Не садись на пенек, не ешь пирожок.
Дети: Маша из сказки «Маша и медведь»
Ведущая: Печка матушка спрячь нас.
Дети: Сестрица Аленушка из сказки «Гуси лебеди».
Ведущая: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Дети: Лиса из сказки «Заюшкина избушка»
Ведущая: Ребята, посмотрите, а у самых у ворот, чудо-дерево растет.
Не листочки на нем, не цветочки на нем…
А что же растет на дереве?
Дети: Книги.
Ведущая: Да ведь это книги с нашей книжной полочки взять их можно только в том случае, если вы найдете ее по обложке. А поможет нам наша волшебная книга. Я буду загадывать загадки, а вы найдете книгу с этой сказкой на нашем дереве.
Игра «Отгадай книгу по обложке»
Ведущая: Вдруг из подворотни, страшный великан, рыжий и усатый таракан…
Дети: Тараканище.
Ведущая: Надо, надо умываться, по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам, стыд и срам, стыд и срам.
Дети: Мойдодыр.
Ведущая: Уж не буду, уж не буду я посуду обижать.
Буду, буду я посуду и любить, и уважать.
Дети: Федорино горе.
Ведущая: Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица.
Дети: Айболит.
Ведущая: Муха по полю пошла, муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар.
Дети: Муха Цокотуха.
Ведущая обращает внимание на сундук возле дерева.
Ведущая: Давайте попробуем отгадать, что в сундуке лежит, а поможет нам наша волшебная книга. В сундуке то, что просили прислать зайчатки в сказке «Телефон»
Дети: Перчатки
Ведущая: В сундуке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
Дети: Мочалка.
Ведущая: В сундуке то, на чем комарики ехали в сказке «Тараканище»
Дети: Воздушный шарик.
Ведущая: В сундуке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-Цокотуха»
Дети: Варенье.
Ведущая открывает сундучок, достает вещи героев сказок и находит книги Чуковского.
Ведущая: А вот и наши книги. Ребята, а кто автор этих замечательных книг.
Дети: Корней Иванович Чуковский
Ведущая: А сейчас проходим на наш ковер самолет и отправляемся в край рассказов. Говорим волшебные слова: один. два, три в край рассказов ковер лети.
А пока мы летим, давайте вспомним правила обращения с книгой.
Дети: Книгу надо брать только чистыми руками, нельзя рвать, на книгах нельзя рисовать, переворачивать страницы за правый верхний угол. Если книга порвалась надо ее подклеить.
Ведущая: Мы прилетели с вами в край рассказов. А вот и наша любимая книга про Тюп. А кто написал эту книгу?
Дети: Чарушин.
Ведущая: Сейчас я прочитаю небольшой рассказ, а вы должны найти к нему иллюстрацию.
Ведущая читает рассказ «Зайчата»
Ведущая: Ребята, о ком это произведение. Найдите иллюстрацию к этому рассказу.
Дети находят иллюстрации и показывают.
Ведущая: Молодцы, а сейчас мы полетим на ковре самолете в мир стихов. Говорим волшебные слова: раз, два, три в мир стихов ковер лети.
А пока мы летим, давайте отдохнем.
Физминутка
Сказка даст нам отдохнуть, отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина, станет тали я осиной
Если будем наклоняться влево, вправо десять раз.
Чтоб была спина прямая вот Дюймовочки слова,
Чтоб была спина прямая, поднимайтесь на носочки
Словно тянетесь к цветочкам
Раз два, три, четыре, пять!
Красной Шапочке совет, если будешь прыгать бегать,
Проживешь ты много лет,
Раз, два, три, четыре пять, повторите-ка опять.
Дала вам сказка отдохнуть,
Отдохнули снова в путь!
Ведущая: Вот мы и прилетели в мир стихов. А вот и наша книга, вы узнали ее. А кто автор этой книги
Дети: Агния Барто.
Ведущая: Ребята, а о чем эти стихи.
Дети: Об игрушках.
Ведущая: Посмотрите, нас встречают игрушки из книги Агнии Барто. Давайте о них расскажем стихи.
Дети выбирают понравившуюся игрушку и рассказывают гостям стихи об этой игрушки.
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие, и мы возвращаемся домой.
В группе детей встречает старуха Шапокляк, просит прошения у детей и дарит им новые книги.
Приложение 7
ЗАГАДКИ
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга)
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
(Книга)
Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова.
(Книга)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)
Сама мала, а ума придала.
(Книга)
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает –
Многое знает.
(Книга)
Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книги)
Тридцать три Богатыря
К нам пришли из букваря.
Каждый ростом не велик,
А учиться всем велит.
Расскажут детям,
О всём на свете.
(Буквы)
Озорные Человечки
Превращаются в словечки.
Образуют предложения –
Требуют уважения.
(Буквы)
У бумажных Птиц
Сто крылышек – страниц.
(Книги.)
На полках Сёстры
Платья пёстры.
Платьица-обложки
Потёртые немножко.
Потому что малыши
В них не чаяли души.
(Книги)
Тихони-малыши
Живут в тиши.
Беседуют беспечно
В тиши библиотечной.
Беседуют ладком
Шелестящим говорком.
С ребятами.
(Книги)
Щеголяет красками,
Набита сказками.
Если разлохматится,
Чини клеем платьице
(Книга)
Языка не имеет, а у кого побывает - тот много знает.
(Книга, газета, журнал)
С подругами и сёстрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
(Газета)
Лист бумаги по утра,
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета)
У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф)
Приложение 8
Сценарий праздника «День книги в детском саду»
Для старшего дошкольного возраста
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей об особенностях сказки;
- продолжать воспитывать интерес к художественной литературе.
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, внимание;
- развивать творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к чтению художественной литературы.
Материал: оформление зала – портреты писателей, рисунки; музыкальное сопровождение, мультимедийная установка, презентация «Приходи сказка», костюмы сказочных героев, подарки детям.
Ход праздника:
Дети под музыку входят в зал и садятся на стулья.
Ведущий: Книга — лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать!
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами замечательный день, мы собрались здесь все вместе для того, чтобы отпраздновать праздник книги. Отгадайте загадку:
«Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает…»
Дети: Книга.
Ведущий: Правильно, ребята, это-книга. А знаете ли вы, когда празднуют день рождения книги? Ежегодно 2 апреля все празднуют Международный день детской книги.
Ребенок:
Книжкина неделя пролетит по всей стране.
Как предвестие апреля!
Как приветствие весне!
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, точно птицы,
Облетая целый свет.
Девчонки и мальчишки
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.
Ведущий: Сегодня мы отмечаем День Книги. Посмотрите, сколько здесь книг и портретов писателей. Как важна книга в жизни каждого человека.
1 ребенок:
Если купишь книгу,
Не бросай на полку.
От нее не будет,
Никакого толку.
2 ребенок:
Всем полезно чтенье
Про себя и вслух.
Книга- самый лучший,
Самый верный друг.
3 ребенок:
Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете
На любой вопрос она
Без труда ответит.
4 ребенок:
В ней стихи и сказки,
Все к твоим услугам.
Береги же книгу
Стань и ты ей другом.
Ведущий: (фонограмма «В гостях у сказки»)
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей вам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы
Верят в чудо детские глаза.
Все в жизни противостоит друг другу: добро - злу, счастье – горю, радость - беде, веселье - грусти. Особенно ярко показывают нам противоположных людей сказки. Они учат нас видеть положительное и отрицательное в жизни, веселое и грустное, умное и глупое - то
есть то, с чем людям приходится встречаться постоянно.
Песня «Приходи сказка»
Ведущий: А теперь посмотрим – знаете ли вы сказки? (Загадки костюмированные)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …
(Айболит)
Что за странный человечек
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это? ...
(Буратино)
Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её.
(Красная Шапочка)
Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела,
На прощанье спел, бедняжка,
Его звали …
(Колобок)
В Простоквашино он жил,
И с Матроскиным дружил,
Простоват он был немножко,
Звали пёсика …
(Шарик)
Бедных кукол бьёт и мучит,
Ищет он волшебный ключик,
У него ужасный вид,
Это доктор …
(Карабас)
Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик,
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его …
(Карлсон)
Игра «Посмотри и отгадай сказку» (с использованием мультимедийного оборудования. Показ слайдов на экране)
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам отгадать сказку, посмотрев на экран.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
(2 команды, фишки)
Ведущий:
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает
Слова не хватает.
- На курьих ножках избушка,
Внутри хитрюшка-вреднюшка,
Колючка-злючка старушка.
Крючок-нос – как кочерга,
Еще костяная нога.
Кто это? …
(Баба-Яга)
- Почему красавица печальная?
Потерялась туфелька хрустальная!
Соскочила с ножки растеряшки,
Ах, она бедняжка, забывашка!
Обронила, может быть случайно,
Чтобы принц нашел ее специально?
У нее улыбка словно солнышко.
Как зовут бегунью эту? …
(Золушка)
- Мальчик – луковка веселый,
Знают все его со школы.
Лук – не сладкая малина
Его имя …
(Чиполино)
- Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите.
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую»
(Тараканище)
- Одеяло убежало.
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
(Мойдодыр)
- Махнула левым рукавом –
Вдруг сделалось озеро,
Махнула правым рукавом – Поплыли по озеру лебеди.
Царь и гости диву давались.
(Царевна-лягушка)
- Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
(«Заюшкина избушка»)
- Кто в корзине Машу нес,
Кто садился на пенек
И хотел съесть пирожок?
(«Маша и медведь»)
- Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(«Волк и семеро козлят»)
- Появилась девочка
В чашке лепестка,
И была та девочка
Не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку?
(«Дюймовочка»)
- Умен, изворотлив
Усатый дружок.
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может
Без красных сапог,
Ну что, догадались, ребята?
(«Кот в сапогах»)
- Он, конечно, самый главный,
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
(«Незнайка в Солнечном городе»)
Ведущая:
Сказка мудростью богата, скажем сказке: «Приходи!»
Это присказка, ребята, сказка будет впереди.
Слышатся шум, крики: «Почему сюда нельзя? А ну-ка пропустите меня!» Вбегает Баба
Ведущая: Кто ты и откуда? И почему в таком виде на празднике?
Баба Яга: Что одета не по моде, извините, каюсь! Безобразие, меня не пускают на праздник. Да как же без меня-то, без Бабы Яги, ведь и сказка-то не сказка и праздник не праздник. Где моя большая ложка?
Ведущая: Бабушка Яга мы здесь не кушаем.
Баба Яга: А что вы делаете?
Ведущая: Мы идем на день рождение к Книге.
Баба Яга: Книги? Фу! Они же не вкусные!
Ведущая: Баба Яга, да разве книги едят? Наши дети книги читают. А ты Баба Яга читаешь книги, знаешь стихи или сказки?
Баба Яга: Конечно, знаю! (Возмущенно).
Называет сказки, дети исправляют ошибки в названиях сказок:
«Царевна-индюшка»,
«Петушок – золотой пастушок»,
«По-собачьему велению»,
«Сивка-будка»,
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»
«Лапша из топора»,
«Крошечка-Горошечка».
Ведущая: Ай-я-яй, ты ведь всё перепутала! Какая каша у тебя в голове.
Баба Яга: Вы все смеетесь, а я и добрые дела делаю. Вот недавно лечу над лесом, смотрю – мусор валяется. А я собрала его в мешок.
Достает предметы из мешка, дети называют сказочного героя.
Туфелька - Золушка
Ключик – Буратино
Перо – Жар-птица
Зеркало – Мачеха
Красная шапочка – Красная шапочка
Градусник – Доктор Айболит
Бочонок меда – Винни-Пух
Яйцо – Курочка Ряба
Ведущая: Баба Яга это не мусор, а вещи сказочных героев. Наверно они их потеряли.
Обязательно отдай им.
Баба Яга: Отдам, отдам! (Осматривается). А детей - то, детей сколько! Ох! Что бы мне такое сделать?
Ведущая: Ты не безобразничай, бабуля.
Баба Яга: Что ты все заладила, бабуля, да бабуля. Я - Баба Яга, поняла? Я может быть, что-нибудь хорошее хочу сделать. Вот придумала.... Я вам буду задавать стихотворные
вопросы, а вы все вместе, громко отвечайте: Я! Понятно? Давайте прорепетируем.
Дети кричат: Я!
Кто пришёл сюда играть? – «Я»
Книжки умные читать? – «Я»
Кто из вас не любит скуки? – «Я»
Кто здесь мастер на все руки? – «Я»
А кто книжки бережёт? – «Я»
Книги под кровать кладёт? – (Не «Я»)
Ведущий: У каждого человека есть желание прочитать свою любимую книгу или книгу, которую он никогда не читал. А у детей, которые ходят в детский сад желание - научиться читать.
Не надо к маме приставать
Не надо бабушку трясти
Прочти, пожалуйста, прочти
Не надо умолять сестрицу
Ну, прочитай еще страницу.
Не надо ждать, не надо звать
А можно взять и почитать.
Песня « …………………………»
Ведущая и Баба Яга говорят детям пожелания и дарят детям книжки для библиотеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...