Сценарий образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности "Весна"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ирина Ушакова

В образовательной деятельности используются нейропсихологические методы и приемы развития психических процессов у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushakova_i.a._konspekt_kr_zanyatiya.docx812.53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

коррекционно-развивающей направленности

«Весна»

                                                                                                                       Выполнила: Ушакова И.А.

педагог-психолог

первой квалификационной категории                                                                                                                      

 

Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Социально-коммуникативное развитие.

2.

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Весна»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Наглядные, словесные и практические.

Двигательно-речевая разминка, упражнения подражательного характера, песочная терапия;

нейропсихологические: схематическое рисование предмета двумя руками, кинезиологические упражнения, работа с использованием нейротаблицы, глазодвигательные упражнения, растяжки, релаксирующие упражнения.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное, физическое и речевое развитие.

4.

Возрастная группа,

возраст детей:

Разновозрастная группа компенсирующей направленности,

6-7 лет

5.

Цель:

Формирование и развитие нейропсихологического пространства ребенка.

6.

Задачи:

6.1

- развитие произвольного внимания; умения ориентироваться на плоскости; межполушарного взаимодействия;

- повышение уровня тонуса тела;

- формирование произвольного компонента деятельности (произвольной регуляции) и контроля;

- улучшение интеллектуальных способностей.

7.

Планируемые результаты:

7.1

Сформированные точные, четкие и координированные мелкомоторные движения по показу и инструкции.

Умение контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.

Успешное развитие речи ребёнка, как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, навыков диалогового общения.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

- коврик для ребенка;

- карточка «Перелетные птицы»;

- палочки с несколькими насадками «Перелетные птицы»;

- нейротаблица «В лесу»;

- деревянные фигурки, соответствующие картинкам нейротаблицы (18 штук);

- музыкальная композиция «Релакс»;

- тексты речевых инструкций.

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Ритуал приветствия

«Хлоп и топ»

Ребенок стоит напротив взрослого.

– Сегодня мы будем с тобой здороваться необычным способом. Произносим слово «здравст-вуй», одновременно хлопая в ладоши на каждую часть слова (здороваемся с помощью ладошек), на каждую часть слова «здравст-вуй» топаем поочередно ногами (здороваемся с помощью ног). С помощью какого слова еще можно поздороваться? Сможешь сам попробовать произнести его по частям и прохлопать в ладоши? («При-вет»).

– Кто сегодня к нам пришел на занятие, назови свое имя.

Ребенок отвечает.

– Произнеси свое имя, разделив его на части, на первую часть имени – хлопок, на вторую часть  – притоп. Отлично получилось! Ты – молодец!

1 мин

1.2

Мотивация деятельности детей

Упражнение на внимание «Почки, листики, цветочки».

Педагог-психолог спрашивает ребенка:

– Знаешь ли ты, какое сейчас время года? (ответ ребенка). Можешь рассказать, что происходит весной с деревьями? Взрослый уточняет: «Сейчас на улице весна. Деревья начинают просыпаться. Набухают почки. Раскрываются и превращаются в листья, расцветают цветы. И я предлагаю тебе поиграть в игру «Почки, листики, цветочки».

- Когда я произнесу слово: «Почки»‌, нужно показать кулачки, «Листики»‌  показать ладошки со сжатыми пальцами, «Цветочки»‌  растопырить пальцы. Взрослый может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать ребенка.

2 мин

II.

Основная часть:

2.1

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

2. Глазодвигательное упражнение «Следи за птицей».

Психолог сообщает:

- Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы. Давай вместе с тобой вспомним их по картинке. Я буду называть птицу, а ты, не поворачивая головы, находишь ее глазами на табличке (Приложение 1).

 

Прилетел к нам скворушка-

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

 

- Сейчас мы будем следить за птицей-картинкой на палочке одними только глазами, голова должна оставаться неподвижной» (Приложение 2).

Сначала ребенок смотрит, как упражнение выполняет специалист, затем выполняет упражнение совместно с педагогом. В третий раз психолог наблюдает, правильно ли ребенок выполняет упражнение, и помогает ему в этом.

3. Упражнение на напряжение-расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара». Основное условие выполнения упражнений – делать все движения медленно, плавно, без резких рывков.

а) инструкция для ребенка:

- Поверни голову влево, постарайся это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогай шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернись в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза. 

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

а расслаблена.

 Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) инструкция для ребенка:

- Теперь плавно подними голову вверх. Посмотри на потолок. Больше откинь голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямись. Легко стало, свободно дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

 

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

 

в) инструкция для ребенка:

- Сейчас медленно опусти голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрями шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

 

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно -

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

4. Нейротаблица «В лесу»

- Весной вся природа пробуждается. Меняется жизнь растений и животных и в лесу. Предлагаю поиграть с деревянными фигурками на игровом поле.

Инструкция для ребенка:

- Возьми две одинаковые фигуры правой и левой рукой. Найди картинки, соответствующие фигурам слева и справа сначала глазами, затем поставь на них обе фигуры совместно правой и левой рукой.

- Ответь на вопросы:

- Что находится между ежом и лисой на картинке слева?

- Кто находится справа от елки на картинке справа?

- Кто прячется справа от елки на картинке справа? И т.д.

- Супер! У тебя все получилось! Ты ответил на все вопросы правильно.

5. Растяжка «Льдинка-лужица»

- Предлагаю тебе разместиться на лесной полянке и выполнить упражнение.

И.п. – Лежа на спине, руки вдоль туловища.

На счет «раз» – руки тянутся вниз, носочки на себя, затылок – вверх.

На счет «два» – тело отдыхает.

Упражнение «Льдинка – лужица».

И.п. – Лежа на спине, руки вдоль туловища.

По команде «льдинка» – все мышцы напрягаются.

По команде «лужица» – расслабляются.

Напряжение держим, не дольше 5 сек.

Заканчиваем упражнение расслаблением (команда – «лужица»).

Дыхательное упражнение «Шарик».

И.п. – Лежа на спине, руки вдоль туловища.

По команде «вдох», в области диафрагмы надуваем «шарик» желтого цвета.

По команде «выдох» – «шарик» сдувается.

Задаем спокойный темп дыханию.

6. «Назови предметы желтого цвета».

- Сейчас ты надувал желтый «шарик». Какие еще предметы бывают желтого цвета? Назови их.

7. Рисунок двумя руками «Весеннее солнышко» на песочном столе.

- Попробуй нарисовать весеннее солнышко двумя руками. Сначала рисуй круг, а затем – лучи, исходящие от круга в разном направлении. Старайся работать руками одновременно.

8. Нейропсихологические упражнения

- Ты сегодня отлично выполняешь задания, на «пятерку». По-другому можно показать вот так: класс!

 «Пятерка - класс»

Инструкция для ребенка:

- Одну ладошку показываем от себя – «пятерка», а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки.

Упражнение усложняем, добавив хлопок между сменой положения рук.

«Победитель»

Инструкция для ребенка:

- Ты – победитель, если ты справился со всеми заданиями. Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки.

- У тебя получается, даже лучше, чем у меня! Это здорово!

9.  Релаксация «Плывем в облаках»

- Предлагаю тебе снова вернуться на полянку и расслабить свое тело под спокойную музыку Весны.

Инструкция для ребенка:

- Ляг и займи удобное положение. Закрой глаза. Дыши легко и медленно. Вообрази, что ты находишься на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день, тебе приятно, и ты чувствуешь себя хорошо. Тебе абсолютно спокойно. Ты лежишь и смотришь вверх на весенние облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дыши свободно.

Во время вдоха ты начинаешь мягко подниматься над землей. С каждым вдохом ты медленно и плавно поднимаешься навстречу большому пушистому облаку. Ты поднимаешься еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаешь в нем. Теперь ты плывешь на вершине большого пушистого облака. Твои руки и ноги свободно раскинуты в стороны, тебе лень пошевелиться. Ты отдыхаешь. Облако медленно вместе с тобой начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец ты благополучно растянулся на земле, а твое облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается тебе, ты улыбаешься ему. У тебя прекрасное настроение. Сохрани его на весь день.

Прослушали, на счет 3 открыли глаза.

Выход из релаксации: на счет 1 – потянуться (как будто проснулись);

2 – отдохнуть.

Поворот на бок, полежать и сесть в позу лотоса.

Рефлексия: что увидел, что делал в путешествии? Какие были ощущения, чувства?

2 мин

2-3 мин

3 мин

4 мин

2 мин

2 мин

9 мин

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

III. Подведение итогов. 

Психолог: 

- Какое упражнение оказалось для тебя сегодня самым сложным? Какое упражнение понравилось больше всего? Ты сегодня очень старался! У тебя почти все получилось! Ты – молодец!».

Ритуал прощания. 

Психолог предлагает ребенку взяться за руки и дружно сказать «Спасибо!»

2 мин

Приложения к коррекционно-развивающему занятию

Приложение 1.

Перелетные птицы

https://1.bp.blogspot.com/-dswlNiZPUzg/Xd0e_uXXSoI/AAAAAAAABiE/t6H_3FeQ7UwcFjm4fFII2laNlhWIJ9vnQCEwYBhgL/s1600/%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%2591%25D1%2582%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5.png

Приложение 2.

Картинка «Птица» для глазодвигательного упражнения.

C:\Users\ЛВ\Desktop\Made-by-Joel-Bird-Thaumatrope-4.jpg

Приложение 3.

Нейротаблица «В лесу».

C:\Users\ЛВ\Downloads\IMG-2a36e03990f5de874871a9ba5b85281f-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Три медведя".

Конспект  непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности  для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения   «Три медведя&raq...

Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Путешествие в страну предлогов"

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРЕДЛОГОВ&ra...