Сценарий образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности "Весна"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В образовательной деятельности используются нейропсихологические методы и приемы развития психических процессов у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushakova_i.a._konspekt_kr_zanyatiya.docx | 812.53 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
коррекционно-развивающей направленности
«Весна»
Выполнила: Ушакова И.А.
педагог-психолог
первой квалификационной категории
Организационная информация | Примечание | |||
1. | Доминирующая образовательная область | Социально-коммуникативное развитие. | ||
2. | Вид деятельности детей | Игровая, коммуникативная | ||
Методическая информация | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Весна» | ||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Наглядные, словесные и практические. Двигательно-речевая разминка, упражнения подражательного характера, песочная терапия; нейропсихологические: схематическое рисование предмета двумя руками, кинезиологические упражнения, работа с использованием нейротаблицы, глазодвигательные упражнения, растяжки, релаксирующие упражнения. | ||
3. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное, физическое и речевое развитие. | ||
4. | Возрастная группа, возраст детей: | Разновозрастная группа компенсирующей направленности, 6-7 лет | ||
5. | Цель: | Формирование и развитие нейропсихологического пространства ребенка. | ||
6. | Задачи: | |||
6.1 | - развитие произвольного внимания; умения ориентироваться на плоскости; межполушарного взаимодействия; - повышение уровня тонуса тела; - формирование произвольного компонента деятельности (произвольной регуляции) и контроля; - улучшение интеллектуальных способностей. | |||
7. | Планируемые результаты: | |||
7.1 | Сформированные точные, четкие и координированные мелкомоторные движения по показу и инструкции. Умение контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние. Успешное развитие речи ребёнка, как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, навыков диалогового общения. | |||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | - коврик для ребенка; - карточка «Перелетные птицы»; - палочки с несколькими насадками «Перелетные птицы»; - нейротаблица «В лесу»; - деревянные фигурки, соответствующие картинкам нейротаблицы (18 штук); - музыкальная композиция «Релакс»; - тексты речевых инструкций. |
Конспект занятия | |||
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему Ритуал приветствия «Хлоп и топ» | Ребенок стоит напротив взрослого. – Сегодня мы будем с тобой здороваться необычным способом. Произносим слово «здравст-вуй», одновременно хлопая в ладоши на каждую часть слова (здороваемся с помощью ладошек), на каждую часть слова «здравст-вуй» топаем поочередно ногами (здороваемся с помощью ног). С помощью какого слова еще можно поздороваться? Сможешь сам попробовать произнести его по частям и прохлопать в ладоши? («При-вет»). – Кто сегодня к нам пришел на занятие, назови свое имя. Ребенок отвечает. – Произнеси свое имя, разделив его на части, на первую часть имени – хлопок, на вторую часть – притоп. Отлично получилось! Ты – молодец! | 1 мин |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Упражнение на внимание «Почки, листики, цветочки». Педагог-психолог спрашивает ребенка: – Знаешь ли ты, какое сейчас время года? (ответ ребенка). Можешь рассказать, что происходит весной с деревьями? Взрослый уточняет: «Сейчас на улице весна. Деревья начинают просыпаться. Набухают почки. Раскрываются и превращаются в листья, расцветают цветы. И я предлагаю тебе поиграть в игру «Почки, листики, цветочки». - Когда я произнесу слово: «Почки», нужно показать кулачки, «Листики» – показать ладошки со сжатыми пальцами, «Цветочки» – растопырить пальцы. Взрослый может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать ребенка. | 2 мин |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | 2. Глазодвигательное упражнение «Следи за птицей». Психолог сообщает: - Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы. Давай вместе с тобой вспомним их по картинке. Я буду называть птицу, а ты, не поворачивая головы, находишь ее глазами на табличке (Приложение 1).
Прилетел к нам скворушка- Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж- Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели!
- Сейчас мы будем следить за птицей-картинкой на палочке одними только глазами, голова должна оставаться неподвижной» (Приложение 2). Сначала ребенок смотрит, как упражнение выполняет специалист, затем выполняет упражнение совместно с педагогом. В третий раз психолог наблюдает, правильно ли ребенок выполняет упражнение, и помогает ему в этом. 3. Упражнение на напряжение-расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара». Основное условие выполнения упражнений – делать все движения медленно, плавно, без резких рывков. а) инструкция для ребенка: - Поверни голову влево, постарайся это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогай шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернись в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза. Любопытная Варвара Смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед – Тут немного отдохнет. Шея не напряжена, а расслаблена. Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону. б) инструкция для ребенка: - Теперь плавно подними голову вверх. Посмотри на потолок. Больше откинь голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямись. Легко стало, свободно дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.
А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена.
в) инструкция для ребенка: - Сейчас медленно опусти голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрями шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.
А теперь посмотрим вниз – Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно - Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена. 4. Нейротаблица «В лесу» - Весной вся природа пробуждается. Меняется жизнь растений и животных и в лесу. Предлагаю поиграть с деревянными фигурками на игровом поле. Инструкция для ребенка: - Возьми две одинаковые фигуры правой и левой рукой. Найди картинки, соответствующие фигурам слева и справа сначала глазами, затем поставь на них обе фигуры совместно правой и левой рукой. - Ответь на вопросы: - Что находится между ежом и лисой на картинке слева? - Кто находится справа от елки на картинке справа? - Кто прячется справа от елки на картинке справа? И т.д. - Супер! У тебя все получилось! Ты ответил на все вопросы правильно. 5. Растяжка «Льдинка-лужица» - Предлагаю тебе разместиться на лесной полянке и выполнить упражнение. И.п. – Лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет «раз» – руки тянутся вниз, носочки на себя, затылок – вверх. На счет «два» – тело отдыхает. Упражнение «Льдинка – лужица». И.п. – Лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде «льдинка» – все мышцы напрягаются. По команде «лужица» – расслабляются. Напряжение держим, не дольше 5 сек. Заканчиваем упражнение расслаблением (команда – «лужица»). Дыхательное упражнение «Шарик». И.п. – Лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде «вдох», в области диафрагмы надуваем «шарик» желтого цвета. По команде «выдох» – «шарик» сдувается. Задаем спокойный темп дыханию. 6. «Назови предметы желтого цвета». - Сейчас ты надувал желтый «шарик». Какие еще предметы бывают желтого цвета? Назови их. 7. Рисунок двумя руками «Весеннее солнышко» на песочном столе. - Попробуй нарисовать весеннее солнышко двумя руками. Сначала рисуй круг, а затем – лучи, исходящие от круга в разном направлении. Старайся работать руками одновременно. 8. Нейропсихологические упражнения - Ты сегодня отлично выполняешь задания, на «пятерку». По-другому можно показать вот так: класс! «Пятерка - класс» Инструкция для ребенка: - Одну ладошку показываем от себя – «пятерка», а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки. Упражнение усложняем, добавив хлопок между сменой положения рук. «Победитель» Инструкция для ребенка: - Ты – победитель, если ты справился со всеми заданиями. Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки. - У тебя получается, даже лучше, чем у меня! Это здорово! 9. Релаксация «Плывем в облаках» - Предлагаю тебе снова вернуться на полянку и расслабить свое тело под спокойную музыку Весны. Инструкция для ребенка: - Ляг и займи удобное положение. Закрой глаза. Дыши легко и медленно. Вообрази, что ты находишься на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день, тебе приятно, и ты чувствуешь себя хорошо. Тебе абсолютно спокойно. Ты лежишь и смотришь вверх на весенние облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дыши свободно. Во время вдоха ты начинаешь мягко подниматься над землей. С каждым вдохом ты медленно и плавно поднимаешься навстречу большому пушистому облаку. Ты поднимаешься еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаешь в нем. Теперь ты плывешь на вершине большого пушистого облака. Твои руки и ноги свободно раскинуты в стороны, тебе лень пошевелиться. Ты отдыхаешь. Облако медленно вместе с тобой начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец ты благополучно растянулся на земле, а твое облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается тебе, ты улыбаешься ему. У тебя прекрасное настроение. Сохрани его на весь день. Прослушали, на счет 3 открыли глаза. Выход из релаксации: на счет 1 – потянуться (как будто проснулись); 2 – отдохнуть. Поворот на бок, полежать и сесть в позу лотоса. Рефлексия: что увидел, что делал в путешествии? Какие были ощущения, чувства? | 2 мин 2-3 мин 3 мин 4 мин 2 мин 2 мин 9 мин |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | III. Подведение итогов. Психолог: - Какое упражнение оказалось для тебя сегодня самым сложным? Какое упражнение понравилось больше всего? Ты сегодня очень старался! У тебя почти все получилось! Ты – молодец!». Ритуал прощания. Психолог предлагает ребенку взяться за руки и дружно сказать «Спасибо!» | 2 мин |
Приложения к коррекционно-развивающему занятию
Приложение 1.
Перелетные птицы
Приложение 2.
Картинка «Птица» для глазодвигательного упражнения.
Приложение 3.
Нейротаблица «В лесу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Три медведя".
Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Три медведя&raq...
Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Путешествие в страну предлогов"
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРЕДЛОГОВ&ra...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Город Мастеров»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Дикие и домашние животные»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Мебель, посуда»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Одежда, обувь»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста...