ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ» В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
статья по коррекционной педагогике
Современная ситуация, связанная с изменением условий дошкольного образования, приводит к переосмыслению опыта взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В статье обобщается практический опыт позитивного взаимодействия участников образовательных отношений: МБДОУ «Детский сад №14», г. Городца, родителей воспитанников, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными ограничениями и социальных партнеров. Установление партнерских отношений с родителями детей позволяет обеспечить успех коррекционно-образовательной работы и максимально раскрыть личностный потенциал воспитанника с ОВЗ. Представленный опыт будет интересен педагогам коррекционного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_novoe_pokolenie_formirovanie_edinogo_obrazovatelnogo_prostranstva_makeeva.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ»
В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Макеева Светлана Николаевна
(муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14», город Городец)
Современная ситуация, связанная с изменением условий дошкольного образования, приводит к переосмыслению опыта взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В статье обобщается практический опыт позитивного взаимодействия участников образовательных отношений: МБДОУ «Детский сад №14», г. Городца, родителей воспитанников, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными ограничениями и социальных партнеров. Установление партнерских отношений с родителями детей позволяет обеспечить успех коррекционно-образовательной работы и максимально раскрыть личностный потенциал воспитанника с ОВЗ. Представленный опыт будет интересен педагогам коррекционного профиля.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, взаимодействие с родителями, социальное партнерство.
Современный ребёнок переживает периоды детства в радикально меняющейся обстановке. Известно, что самым мощным фактором становления личности ребенка, являются взаимоотношения в семье и именно семья в течение первых 6-7 лет жизни ребенка формирует основы будущей личности.
Сегодня утверждается признание приоритета родителей в воспитании детей, что требует особых отношений между семьёй и образовательным учреждением. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». [6, с.52]
Концепции стратегического развития Российской Федерации, модернизации российского образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования актуализируют приоритет родителей в воспитании детей, нацеливают ДОУ на новый уровень отношений с семьёй. [3], [4]
В ситуации самоизоляции многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) отмечали, что они нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении ребенка, так как в условиях изменившейся реальности образовательный процесс ребенка остановился. Современные условия позволяют организовать дистанционную поддержку семье, однако не каждый ребенок способен воспринимать цифровое вещание, не все родители способны создать условия для эффективного дошкольного обучения в соответствии с адаптированными образовательными программами. Родители утверждают, что настоящая ситуация позволила осмыслить ту ценную роль, которую играют педагоги, в том числе дошкольного образования, в обществе.
Оценивая реалии сегодняшнего дня, в целях поддержки внутреннего ресурса семьи, ДОУ не следует отказываться от сложившегося позитивного опыта взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ.
Одна из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [3, п. 1.6].
Крайне необходимо поддерживать направленное взаимодействие ДОУ с семьей, в которой растет ребенок с особенностями психофизического развития.
В МБДОУ «Детский сад №14» Городецкого муниципального района поступают дети с интеллектуальными ограничениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата родители которых, находятся на разных стадиях переживания горя и принятия потребностей ребенка. Понимание семейной ситуации помогает отрегулировать позитивное взаимодействие и мягко вовлечь родителей в образовательный процесс. [7, с.17] , [5, гл. 3].
На сегодняшний день 85% воспитанников групп компенсирующей направленности – это дети с множественными нарушениями и с РАС. Следует отметить высокий уровень инвалидизации, на сегодня это 78% от общего числа воспитанников с ОВЗ. Успех ребенка в усвоении содержания дошкольного образования во многом зависит от степени участия семьи в мероприятиях ДОУ, от уровня родительской вовлеченности.
В организации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, ДОУ ориентируется на принципы адекватного семейного воспитания, разработанные доктором психологических наук, профессором кафедры специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова В.В. Ткачевой [1, с.102].
Реализуя принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности к ребенку с отклонением в развитии, педагоги действуют с позиции полного принятия, семья окружает ребенка любовью и добротой. В таких условиях ребенок успешнее развивается, получает иммунитет против зла и насилия в этом мире.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность может осуществляться в разных формах, в том числе посредством проектной деятельности.
Детский сад имеет успешный опыт реализации проекта: «Мы грустим и радуемся». Целью проекта было привлечение родителей к проблеме эмоционального благополучия ребенка, создание условий для устойчивого эмоционального принятия в детско-родительских отношениях. В рамках проекта родители получили консультации по темам: «Особые дети - особое общение: основные принципы общения с детьми, предупреждающие эмоциональные расстройства», «Как формировать неречевые средства общения: мимика, жесты, пантомимика», «Как поиграть папе с малышом?», «Наш театр открыт для всех!».
Семьям было предложено участие в самопрезентациях «Праздник в семье», родители с детьми привлекались к конкурсу семейных творческих работ «Мастерим вместе». При коллективном взаимодействии с семьями были оформлены фотоальбомы «Вот какой я!», изготовлены дидактические пособия для последующих занятий с детьми. Итоговым мероприятием проекта стало нетрадиционное родительское собрание «Ступени наших успехов». Педагоги продемонстрировали игровые способы организации детей, направленные на расширение представлений детей об эмоциях, о способах их выражения, развитие элементарных способов регуляции и контроля. Вниманию родителей были предложены выставка дидактического материала «Играйте, эмоции развивайте!», видеосюжет: «Ребенок в театрализованной деятельности»; фотогалерея «Мир эмоций ребенка». Диспут с презентацией «Эмоциональное благополучие ребенка – залог здоровья и счастья семьи» - позволил отметить, что в совместной деятельности детей, родителей и педагогов есть много позитивного: участники лучше узнают друг друга, больше и более продуктивно общаются.
В целях реализации принципа полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии в ДОУ ежегодно проходит акция «Свет милосердия», приуроченная к Международному дню человека с ограниченными возможностями здоровья. В МБДОУ «Детский сад №14» стало доброй традицией предлагать родителям и детям принять участие в мероприятиях, пронизанных светом добра и сострадания. В целях привлечения внимания воспитанников ДОУ, их родителей, общественности к необходимости понимания и принятия семей, нуждающихся в особой заботе, детский сад организует фотогалереи «Дети особой заботы», выставки детских работ «Как прекрасен этот мир, посмотри!», обмен подарками, созданными руками детей и родителей. В рамках акции проходят традиционные встречи воспитанников групп компенсирующей направленности со специалистами детской библиотеки «В кругу друзей», инклюзивные развлекательные программы, праздники, дружеские встречи тематической направленности «Я, ты, он, она – вместе!».
Принцип внимательного слушания ребенка и оценки его состояний педагоги МБДОУ реализуют при создании ситуации эмоционального благополучия для каждого воспитанника с ОВЗ и их семей. Оказывая помощь родителям в установлении позитивного общения с ребенком (в случаях множественных нарушений у детей, при РАС), педагоги демонстрируют родителям эффективные способы взаимодействия. Родители имеют возможность увидеть, оценить и организовывать жизнь ребенка в семье с применением эффективных педагогических технологий.
Принцип формирования у ребенка чувства привязанности, любви к близким, уважения к старшим осуществляется при расширении границ социального взаимодействия для семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Реализуются проекты социального партнерства с учреждениями культуры и образования (направление «открытости ДОУ наружу»). Наш город богат своим историческим и культурным наследием. Социально-образовательный проект «Мир открыт, мы в пути, по дорогам идем доброты…» предполагает участие семей воспитанников групп компенсирующей направленности в мероприятиях выставочного зала при Городецком Феодоровском мужском монастыре, Детского музея на Купеческой. Возможны различные формы участия семей: проходивших в детском саду или организованных посредством онлайн-трансляций специалистами музеев «Городецкий пряник», «Городец на Волге», «Детский музей на Купеческой», централизованной библиотечной системой г.Городца, волонтерским центром «Спутник». В направлении преемственности «Детский сад-школа» родителям всегда интересно сотрудничество детского сада со школами.
Такие формы работы тепло принимают дети, за них благодарны родители и, главное, они несут неоспоримую помощь в деле социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации реализуется планомерно в ходе познавательного, наглядно-информационного, досугового направлений. В системе психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в ДОУ используются традиционные и нетрадиционные организационно-содержательные формы работы. В направлении психолого-педагогического просвещения родителей для повышения их педагогической и психологической компетенции активно используется потенциал семей, имеющих богатый опыт успешного родительства (диспуты, общение в чате в секции «Родительское наставничество»). Опыт формирования целевых родительских групп позволяет семьям, вновь поступивших детей, нуждающиеся в информационной и психологической поддержке получить необходимую помощь в секции «Первый раз среди нас».
Новой формой работы в современных условиях стала демонстрация видеофрагментов занятий с детьми и режимных моментов в родительских группах Интернет-порталов, обсуждение форм работы и эффективных приемов взаимодействия с ребенком с ОВЗ в родительских чатах; индивидуальные рекомендации для родителей, видеоконференции по запросам и по текущим наблюдениям. Наблюдая реальный педагогический процесс в условиях детского сада, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания.
Одной из предпочитаемых форм взаимодействия ДОУ и семей в современных изменившихся условиях является активизация детско-родительского творчества. Мы приветствуем семейные мастерские, проводим тематические интернет-выставки к праздничным датам.
Принцип формирования у ребенка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей – это одно из основных целевых направлений в воспитании ребенка с ОВЗ. Ребенок с отклонениями в развитии может и должен выполнять посильный ему домашний труд. При этом важно, чтобы ребенок понимал значимость собственного вклада в общее дело, а члены семьи по достоинству его оценивали. Педагоги групп компенсирующей направленности активно работают по направлению «Социализация ребенка с ОВЗ». Родители вовлечены в процесс создания предметно-развивающей среды, подвигающей к социальной активности в детском саду и дома, способствующей социализации личности дошкольников.
Новое направление в работе с родителями – семейные проекты «Вместе с мамой. Вместе с папой». Благодаря такой форме взаимодействия улучшается взаимопонимание между членами семьи, устанавливаются более глубокие контакты, появляются и расширяются общие интересы. Таким образом, внутрисемейные связи укрепляются, жизнь семьи, в целом, становится интереснее.
Принцип формирования навыков нормативного поведения – это критерий, определяющий возможности социальной адаптации ребенка. У ребенка с выраженными нарушениями, с РАС формирование навыков нормативного поведения вызывает особые трудности. ДОУ изучает и использует технологии коррекции поведения. Родители приобретают навыки правильного реагирования на нежелательное поведение, с подкреплением желаемого; применения принципа частичного участия, когда ребенок активен в доступных ему видах детской деятельности.
Принцип формирования гармоничной личности ребенка - это долговременная цель всего коррекционно-воспитательного процесса. Воспитание гармоничной личности, способной трудиться, стремиться к знаниям, испытывать любовь к людям, и не испытывающей фрустрирующие чувства из-за собственного недуга – главная цель взаимодействия детского сада и семьи.
Современные технологии в обучении детей с ОВЗ позволяют планомерно двигаться вперед. Ребенок успешнее адаптируется в детском коллективе, ощущает себя равным среди равных. С одной стороны, ребенку с ограничениями предъявляются посильные требования, с другой - его окружают специальной педагогической поддержкой. Особенность нашей работы в том, что результатов в развитии ребенка приходится ждать достаточно долго. Но чем долгожданнее они, тем радостнее для детей, родителей и педагогов. Воспитывая ребенка с ограничениями, можно лелеять и всячески оберегать его «особенности». Но можно педагогически грамотно отвести им по возможности малозначительную роль. Именно эту цель педагогической реабилитации преследуют специалисты ДОУ.
Список использованной литературы:
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 c.
- Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования: Главы из книги / Пер. с англ. И.Аникеев, Н.Борисова.- Перспектива: БЭСТ- принт, 2011. 47 с.
- "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано 14.11.2013 N 30384). Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)
- «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204.
- Селигман М. С. Обычные семьи, особые дети: [пер. с англ.] [Электронный ресурс]/ Селигман М., Дарлинг Р. — М.: Теревинф, 2007. 368 с. — (Серия «Особый ребенок»). — ISBN 978-5-901599-69-3. https://myrt.ru/read/219061-obychnye-sem-i-osobye-deti.html
- Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. 144 с.
- Щербакова А.М. Психологическая реабилитация: содержание деятельности и подготовка специалистов (израильская модель) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49974.shtml (дата обращения: 14.11.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад-семья" посредством различных форм работы
Жизнь в детском саду очень активна. И чем больше в ней разнообразных мероприятий, тем интереснее.Для чего нужны выставки в детском саду?Они воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креа...
Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС
В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...
Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»
Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...
План по самообразованию "Создание единого образовательного пространства "Детский сад - семья - школа"
Преемственность в работе детского сада и школы предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный перио...
Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»
Трудовой десант, вперёд!Нас детский сад к труду зовёт.Чистить, мыть, строгать, пилитьМы готовы, так и быть!Нам работа только в радость,Сделать дело - жизни сладость.Трудолюбию - почёт,С ним удача к на...
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...