Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития ребёнка с ОВЗ (ЗПР) в период дошкольного детства
статья по коррекционной педагогике

Макеева Светлана Николаевна
Развитие определяется природными задатками ребенка и социальными условиями воспитания и образования. Влияние социальной среды остается решающим, ее взаимодействие с генетическим фондом предпосылок, задатков и возможностей сложно и противоречиво. Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сопровождение детей с ОВЗ(ЗПР)56.85 КБ

Предварительный просмотр:

СФВ: «Создание условий  в ДОУ для социально-коммуникативного развития детей с ЗПР»

Выступление на семинаре                                                                                                                     в рамках сетевой формы взаимодействия                                                                                     по проблеме «Психолого-педагогическая помощь                                                                        детям с особенностями психофизического развития                                                                     в условиях детского сада»,                                                                                                                         учитель-дефектолог С.Н. Макеева,                                                                                                  МБДОУ «Детский сад №14», г. Городец.

                                                                                         

Актуальные проблемы педагогического сопровождения

социально-коммуникативного развития ребёнка

в период дошкольного детства


Ввести ребенка в мир человеческих отношений –                                                                                                                               одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.                                                          Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

                                                                                                В.А. Сухомлинский

Модернизация российского образования в качестве одной из основных долгосрочных целей рассматривает задачу  воспитания людей, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

В наше время способности передавать информацию, воспринимать и реагировать на все изменения, происходящие в мире, очень важны. Известно, что самым интенсивным периодом развития человека является период от рождения до 7 лет. В этот период из беспомощного ребенка формируется личность со своими взглядами и убеждениями. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности.

Развитие определяется природными задатками ребенка и социальными условиями воспитания и образования. Влияние социальной среды остается решающим, ее взаимодействие с генетическим фондом предпосылок, задатков и возможностей сложно и противоречиво. Современная социальная среда хаотична и агрессивна, ее воздействия  скорее противоречат раннему опыту ребенка и данных ему возможностей.

Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребѐнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребѐнка, в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит внимания, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях людей, а также  ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Социальное развитие - процесс, во время которого ребенок знакомится с традициями, общественными ценностями и культурой. Знания ребенка о себе, своих родных и близких, о мире вокруг себя, его чувства зависят от правильного формирования социальных черт личности. Это влияет на успешность адаптации в новой системе общественных отношений, на развитие активной познавательной позиции. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить бок о бок с другими, учитывать их интересы, правила, усваивает нормы поведения в обществе.  

Так формируется социальный интеллект.

Проблема развития социального (эмоционального) интеллекта ребёнка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь с  теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании.

Понятие «социальный интеллект»  впервые употребил Эдвард Ли Торндайк, американский психолог и педагог в 1920 году. Социальный интеллект-способность правильно понимать поведение людей. Это способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия                      

и успешной социальной адаптации.

В России проблема социального интеллекта стала рассматриваться сравнительно недавно- с 90-х гг. XX века (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, Д. В. Ушаков, О. Б. Чеснокова, А. Л. Южанинова и др.

Понятие «социальный интеллект» в отечественную психологию было введено Ю.Н. Емельяновым, который под социальным интеллектом понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. 

Что же касается понятия «эмоциональный интеллект», то сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывали такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д. Векслер и др.

Под эмоциональным (социальным) интеллектом мы понимаем способность осознать чувства и эмоциональные состояние людей, и себя самого, а так же умение ими управлять, понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.

Главной целью социально-коммуникативного развития дошкольников  является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Задачи социально – коммуникативного  развития в соответствии с ФГОС ДО :

 1. Создание  условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие социального и эмоционального  интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Формирование способности  становления  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формирование  уважительного отношения  и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формирование у детей основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Известно, что с рождения до семи лет социально-личностное развитие не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на него, создавая психологические условия.

  • Предметная развивающая среда создается  с учѐтом принципа интеграции образовательных областей.  Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть:

- связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению; - включать в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности;

-учитывать принцип личностно ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей;

- должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

  • Обеспечение психологического комфорта ребѐнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; это условие является важной составляющей качественного образования в целом.
  • Важное условие высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития.
  • Организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. 

Согласно ФГОС ДО   основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей.

  • Сегодня детский сад рассматривается как открытая образовательная система.  Еѐ задача – обратить внимание социума (города, района) на детей, детский сад, его проблемы в развитии образования и науки. Такое социальное партнѐрство помогает достичь единого образовательного пространства.
  •  В детском возрасте огромное влияние на  социально- коммуникативное развитие детей оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Это:  семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры) ; - детский сад (в первую очередь воспитатели, специалисты) ; - общество (сверстники, друзья).

Какие   виды деятельности позволяют реализовать   процесс социально-коммуникативного развития дошкольников?

Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества: появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – возможность самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная деятельность позволяет с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная деятельность   удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентироваться в окружающем мире.

Наблюдение обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение)  - объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением)  

Требования к выпускнику ДОУ в области социально-коммуникативного развития

Ребенок, не только обладающий определённым запасом знаний, умений и навыков, но и самостоятельный, обладающий определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки  учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного  обучения в начальных классах.  

Принципы реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»

  • создание развивающей образовательной среды (система условий социализации и индивидуализации детей);
  • учёт этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребёнка (сам ребёнок проявляет активность в выборе содержания своего образования);
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;
  • создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Технология социально-коммуникативного развития детей

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.

Ключевые компетентности на этапе дошкольного детства 

Деятельностная компетентность: ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).

  Социальная компетентность: принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).

  Коммуникативная компетентность: выражает словами мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.

   Здоровьесберегающая компетентность : осмысленно пользуется предметами личной гигиены; проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности; осознает пользу движений; соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях; излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой.

  Информационная компетентность: активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).

Социально-педагогическое средство формирования социально-ценностного поведения    - игра.

Игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, совместной деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Именно в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях.

Дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя для того, чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных отношений[1].

Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный и социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

«Все в человеке воспитуемо и перевоспитуемо при соответствующем социальном воздействии», - Л.С. Выготский.


[1] Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803.. URL: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (Дата обращения: 2017-11-28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»

Одно из основных направлений  работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих  успешной адаптации ребенка к социальной действительности через разв...

Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск

Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...

Программа психологического сопровождения социально-коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего агрессивного поведения(моделирование на песке)

Цель программы-психокоррекция и развитие коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой сферы, а также познавательного развития и сенсорного опыта...

Развитие социально-коммуникативной сферы личности в период дошкольного детства. Задачи развития.

Развитие социально-коммуникативной  сферы личности  в период дошкольного  детства.Задачи развития....