Развитие социально-коммуникативной сферы личности в период дошкольного детства. Задачи развития.
презентация для интерактивной доски на тему
Развитие социально-коммуникативной сферы
личности в период дошкольного детства.
Задачи развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие социально-коммуникативной сферы личности в период дошкольного детства. Задачи развития. | 526.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л.С. Выготский Процесс социализации ребенка как «врастание в человеческую культуру» Процесс социального развития – сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком социальных норм и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта. Социально-коммуникативное развитие
Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, о бщаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным . Социальное развитие
Социально-коммуникативное развитие – важнейшая составная часть содержания дошкольного образования, одна из 5 образовательных областей, включенных в основную образовательную программу ДО. ФГОС ДО
ФГОС ДО (раздел II , п. 2.6) - усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе; - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; Содержание с оциально-коммуникативного развития
ФГОС ДО (раздел II , п. 2.6) - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в д/саду; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содержание социально-коммуникативного развития
- развитие у детей положительного самоощущения, формирование надежной привязанности; - развитие эмоционального интеллекта – понимания себя и других, знание эмоций и способность к управлению ими; - формирование у детей положительного отношения к окружающим людям; - приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, осознания необходимости людей друг в друге; - развитие у детей социальных навыков Социально-коммуникативное развитие
Уверенность ребенка в том, что он хороший, что его любят; Уверенность ребенка в своих возможностях Надежная привязанность к близким взрослым – основа здорового психического и социального развития Задача взрослых – установить и поддерживать с ребенком отношения надежной привязанности Развитие положительного самоощущения
Развитие надежной привязанности и базового доверия к миру ( Э.Эриксон , М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин , О.А. Карабанова) Эмоционально-насыщенное общение ребенка со взрослым (М.И. Л исина) Атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт Развитие положительного самоощущения
Понимание себя и других -знание собственных эмоций - способность к управлению эмоциями - эмпатия – понимание других - понимание эмоциональных переживаний и состояний окружающих - проявление сочувствия, сопереживания - умение оказывать помощь и поддержку Развитие эмоционального интеллекта
Развитие у детей толерантности к окружающим людям - воспитание уважения и терпимости, независимо от социального происхождения, пола, расовой принадлежности, поведенческого своеобразия, физических недостатков - формирование понятия, что все люди разные - формирование чувства собственного достоинства других людей, учет их мнения Положительное отношение к другим
- воспитание доброжелательного отношения, чувства доверия к близким взрослым и сверстникам; - развитие умения общаться с разными детьми (младшими, старшими, ровесниками, девочками, мальчиками); - развитие умения учитывать мнение, желания, взгляды сверстников в игре и деятельности Положительное отношение к другим
как результат активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, становление которого не может быть ограничено лишь усвоением определенной суммы сведений, знаний, навыков, образцов, так как оно связано с овладением способами деятельности и общения. Важным условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является разнообразная деятельность ребенка. Социальный опыт
- предметная - экспериментирование - общение - игра - самообслуживание и элементарный бытовой труд - чтение художественной литературы - конструирование - изобразительная деятельность - музыкальная деятельность - двигательная деятельность Виды деятельности
УМЕНИЯ ДЕТЕЙ Участвовать в совместных играх; Участвовать в совместной деятельности, направленной на создание общего продукта; Ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, мнения и действия, нести ответственность за общее дело; Осознавать необходимость людей друг в друге. Ценности сотрудничества
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА Создавать условия для сотрудничества Поощрять совместные игры Организовывать совместную деятельность, направленную на создание общего продукта Ценности сотрудничества
Контакт между её участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией; Понимание всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата; Наличие взрослого или лидера, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников; Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер которых, влияет на достижение конечного результата. Особенности совместной деятельности
Формирование осознанного отношения к усвоению норм и ценностей, принятых в обществе Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам Формирование правилосообразного поведения (технология введения и соблюдения правил поведения) Обучение различным способам разрешения конфликтных ситуаций Формирование элементарных навыков безопасного поведения (дома, на улице, в природе) Социальные навыки
Стимулирующие детей к освоению социальных навыков Стиль поведения взрослых, признание ими достоинств и особенностей каждого ребенка Забота об эмоциональном благополучии ребенка Л ичностно-ориентированный характер взаимодействия взрослых с детьми, основанный на взаимном уважении и принятии друг друга Такт, внимание, терпение по отношению к разным по характеру, привычкам и способностям детям Культура коммуникации У словия
Вывод: Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых
ФГОС ДО (раздел III , п.3.2.1) Психолого-педагогические условия - уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; - поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; - защита детей от всех форм физического и психического насилия. Условия
ФГОС ДО (раздел III , п.3.2.5) Установление правил взаимодействия в разных ситуациях - создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; - развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками (культура коммуникации) - развитие умения детей работать в группе сверстников. Условия
ч аще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека; подчеркивайте сходство между разными людьми; предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь ; вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве; Тактики взаимодействия
последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо ; не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания; ясно формулируйте правила поведения, объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе. Тактики взаимодействия
в заимодействие детей разного возраста м ежпоколенное взаимодействие и спользование ситуаций за пределами детского сада с опровождение детей с особенностями эмоциональной сферы и поведения Обеспечивающие условия
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка * в младенческом и раннем возрасте, * на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры
* ребенок стремится к общению со взрослыми * проявляет интерес к сверстникам (раздел IV , п. 4.6) Ранний возраст
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; а декватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; с тарается разрешать конфликты. Дошкольный возраст
Готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, предоставлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу Социально- к оммуникативная компетентность
СПАСИБО за внимание!