Песочная терапия, как средство оптимизации эмоционально-личностной сферы ребёнка. (методические рекомендации)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей и повышение адаптационных возможностей детей раннего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 Приморского района Санкт-Петербурга
Песочная терапия, как средство оптимизации эмоционально-личностной сферы ребёнка.
(методические рекомендации)
Разработала:
Максимова Наталья Георгиевна
Санкт-Петербург
2020 г.
Пояснительная записка
Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании…
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение
человечности. Если добрые чувства не воспитывать в детстве,
их никогда не воспитать.
(В. А. Сухомлинский.
«Из книги сердце отдаю детям».)
Кардинальные изменения в системе образования предусматривают всестороннее обновление содержания дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями. В тексте Федеральных государственных требований не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей включать в образовательную деятельность новые методы, приёмы, инновационные технологии, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, воспитывать и обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Одной из таких инноваций является песочная терапия.
Сегодня одной из актуальных проблем является изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас» - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Эмоциональную сферу необходимо развивать, сама по себе эмоциальная сфера качественно не развивается. Лев Семенович Выготский писал о феномене «Засушенное сердце», наблюдавшееся у современников и связанном с воспитанием не потеряло актуальности и в наше время. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Становятся забытые важные нравственные категории: добро, любовь, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются чёрствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.
Ни для кого не секрет, что лучший «друг» современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия – просмотр мультиков, компьютерные игры. Современные родители заняты своими проблемами, работой. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом, и не могут – выразить свои чувства, а если и выражают их, то происходит это в резкой форме. Отсюда и возникают проблемы общения между сверстниками. Но ведь живое человеческое общение по- настоящему обогащает жизнь детей, «раскрашивает» яркими красками их чувствительную сферу.
Из опыта своей работы я заметила, что в садик порой приходят дети эмоционально неуравновешенные – агрессивные, застенчивые, неуверенные в себе, тревожные. Простое наблюдение в группе детского сада позволило обнаружить, что не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются в подчинении у первых, третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают их, четвертые сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Очень часто приходится отвечать на вопросы родителей: что делать, если ребёнок дерётся, боится, неуверен в себе, испытывает страх.
Изучение конфликтов в среде дошкольников показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребёнок не в состоянии разрешить его самостоятельно.
Особую актуальность эта проблема имеет в нашем детском саду для детей часто и длительно болеющих и детей с аллергопатологией, где происходит ежегодная сменяемость контингента воспитанников. Круг общения этих детей часто ограничен рамками одной семьи.
Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива нашего сада является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
…«Забота о здоровье» - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей, зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» - говорил Василий Сухомлинский.
В своей работе по раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций помогла «песочная терапия».
Песочная игротерапия – игровой метод, который позволяет выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ пугающий и травмирующий ребёнка. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Мне понравился этот метод и я решила применить его на практике. Песочной терапией занимаюсь 4 года. Сейчас третий год работаю с детьми раннего возраста. Я заметила, что проблема привыкания младших дошкольников к условиям детского сада в настоящее время тоже стоит особенно остро. Каждый ребёнок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Чем младше ребёнок, тем труднее он привыкает к новой обстановке. Малыш не владеет ещё речью настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами. Ребёнок капризничает, временно нарушается сон, пропадает аппетит, всё это проходит через 2-3 недели, а порой затягивается и месяцами. Поэтому я решила применить метод песочной терапии в работе с детьми на группе раннего возраста для снятия психоэмоционального напряжения детей при поступлении в дошкольное учреждение. Началом работы над опытом стал анализ анкет родителей детей, поступивших в детский сад, наблюдения за деятельностью детей в период адаптации, а также результаты диагностики адаптированности дошкольников. Проведя диагностику, выявила, что родители недостаточно удовлетворены организацией процесса адаптации. Наблюдались низкие результаты адаптированности воспитанников в 2009г., 2010 г., снижение таких параметров как взаимоотношения со взрослыми, с детьми, общий эмоциональный фон поведения. Анализ результатов анкетирования и диагностики показал необходимость разработки и применения наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми в период адаптации.
Многолетние наблюдения и опыт работы доказывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим средством. В детском саду было решено более активно использовать в адаптационный период метод песочной терапии с целью профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.
По мнению Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие. Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. От адаптационных возможностей организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение». Анализ педагогической, психологической и методической литературы и практический опыт показывает, что воспитателям предлагается решение проблемы адаптации только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад. В настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.
Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения адаптационных возможностей детей через использование метода песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения. Поэтому, чтобы сократить сроки адаптации я тоже стала использовать с детьми раннего возраста игры с песком. В период адаптации в песочных играх главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие.
Игры с песком имеют большое значение: для поддержания психического здоровья, для развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, помогают более легко пройти адаптационный период.
Цель: Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей и повышение адаптационных возможностей детей раннего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.
Задачи:
1.Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии.
2.Разнообразить способы песочной игротерапии.
3.Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду.
4.Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста в адаптационный период, используя игры с песком.
5.Наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данной проблемы.
Концептуальное обоснование
Игра с песком – самая древняя игра маленького человечества. Нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объёмнее, чем Песочная игра.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Идея песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир и ребёнок полностью погружается в игру.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Техника «песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использовать «Технику Мира» Маргарет Ловенфельд, взятую из «теста мира». В игровом помещении своего института она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой – водой. Игрушки для игры с песком и водой помещались в коробке. Дети, которые приходили в институт называли коробку «Миром». Поэтому свой игровой метод Ловенфельд назвала «Мировой методикой». Так родилась техника «построения мира» и в 1935 году Маргарет Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детство».
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Быть может, естественная потребность «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.
«Фантазия - мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг). Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определил как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство. Пройдя через собственный опыт знакомства со своим «внутренним ребёнком», Юнг пишет: «Доминанта ребёнка – это не только нечто из далёкого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментарный след, а система, функционирующая в настоящем…..Ребёнок прокладывает путь к будущему преображению личности».
Формированием концепции «Песочная терапия» (Sand – play), автором этого метода является юнгианский швейцарский аналитик Дора Калф. Основную идею песочной терапии Дора Калф сформулировала так: «Игра с песком представляет возможность ребёнку избавиться от психологических травм с помощью фантазий….. создание свободного и защищённого пространства», в котором клиент – ребёнок или взрослый – может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понятна как трёхмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается и делается зримым». (Дора Калф, «Sand play», 1980г). Дора Калф умерла в 1990 г. К этому времени её работа получила общее признание во многих странах мира. Так известный американский педагог С. Куломзина отмечает, что «Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но «ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармонический образ мира».
В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и с взрослыми. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В нашей стране песочная терапия» представляет одно из направлений сказкотерапии. Т. Д. Зинкевич. И Т. М. Грабенко разработали дидактические сказки на песке, создали систему песочных игр, направленных на обучение и воспитание, развитие ребёнка в целом. Так Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко считают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, делает детей добрее, учит выражать свои эмоции в безобидной форме. Игры с песком – прекрасное средство для «заботы о душе». Именно так переводится термин «психотерапия».
Теоретико-методологической основой явились труды ученых: Р.В.Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток выделяют уровни адаптации. Исследования педагогов и медиков (Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывают, что характер адаптации зависит от ряда факторов (возраста, состояния здоровья и уровня развития ребенка, индивидуальных особенностей (Н.М. Аксарина), биологических и социальных факторов (Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток), уровня тренированности адаптационных механизмов (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, К.П. Печора).
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.) «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», - отмечала Е.И. Морозова.
В процессе работы над темой рассматриваются понятия: адаптация; адаптационные возможности; возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста;
терапия; песочная терапия.
Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация. Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма.
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. При изменении социальных условий, все системы организма начинают работать более интенсивно, это состояние обозначается, как напряженное, если при этом не превышаются системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, то есть реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации. При повышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Под адаптационными возможностями ребенка мы понимаем саму сущность его существования - процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. От адаптационной возможности организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение». Как же формируется у ребенка способность к адаптации. В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития?
Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое существование и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка в процессе развития формируется и возможность к социальной адаптации, но организм маленького ребенка характеризуется эмоциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна. Поэтому очень важна профилактика эмоциональных расстройств, которую необходимо начинать как можно раньше, а в условиях ДОУ - с детьми младшего дошкольного возраста.
Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды терапии: акватерапия; ароматерапия; логотерапия; магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия.
Песо́чная терапи́я — это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в усовершенствовании организации процесса адаптации, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использовании метода песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста с целью повышения их адаптационных возможностей.
Содержание:
К изучению песочной игротерапии в последнее десятилетие стали обращаться многие педагоги, психологи. Выпущены интересные книги-практикумы по работе с песком. Проанализировав литературу «по песочной терапии» свою работу я начала с создания условий, подбором необходимого оборудования, игрушек.
Что нужно для игры в песок.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают с учетом величины группы — количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.
Песочные терапевты называют ящик с песком "подносом" — для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов.
Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слишком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую "линию горизонта".
3. "Коллекция" миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти:
- куклы-человечки;
- здания: дома, школы, церкви, замки;
- животные: домашние, дикие, доисторические и пр.;
- машины: сухопутные, водные, космические, фантастические;
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;
- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;
- сказочные герои: злые и добрые;
- живая зелень и пр.;
- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей "коллекции". Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из "Киндер-сюрприза", деталями конструкторов и пр.). Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.
Игры с песком включила в образовательную деятельность в качестве дополнительного методического приёма.
Развивающие, обучающие игры могут быть разными, но они неизменно приносят радость и пользу ребёнку, вызывают интерес, удивление, создают творческую атмосферу. Игры с песком естественны, это то, чем ребёнок любит заниматься, то, чего не боится. Длительность игр определяется возрастом и желанием ребёнка. Если ребёнок просит продолжить игру, использую двигательные и расслабляющие игры («Ветер в пустыне», «Дождь»).
Организуя игры с детьми необходимо соблюдать важные принципы:
1. Добровольность участия ребёнка в игре.
2. Безоценочность действий ребёнка со стороны взрослого.
3. Безопасность организации игрового пространства.
4. Возможность продолжения незаконченной игры на следующем занятии.
Раздел 1. Работа с детьми дошкольного возраста.
Образовательная деятельность условно делится на блоки:
1.Познавательное развитие «Что это? Как интересно!»
2.Развитие эмоциональной сферы « Мы такие разные!»
3.Формирование социальных навыков: общение, уверенность в себе, самооценка, гуманные чувства: « Мир вокруг нас! »
4.Формирование практической деятельности: « Мы – исследователи! »
Группы методов и приёмов песочной терапии:
1.Исследовательская, практическая деятельность.
Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
Ребёнок экспериментатор и изобретатель. Дело педагога – предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя, когда ему потребуется помощь), ведь, как любому учёному, ребёнку нужна независимость.
2.Игровая деятельность.
Обыгрывание ситуаций (Ветер, ветер, ты могуч; проливной дождь...). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, загадочное место, поиски воды…)
3.Словесные методы.
Мини-беседы, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью).
Диалог и рассказ педагога. (Что такое пустыня, кто здесь живет?) Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).
4.Наглядные методы.
Показ игрушек. При проведении игр с песком часто присутствуют игровые образы- куклы. Это Песочный человечек, Песочная буря, Мышиный король. Появляются жители пустыни: верблюды, ящерицы, змеи.
Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (создание водоема, оказание
помощи другу…). Моделирование (сооружения навесного моста, строительство дворца для Ветра).
Создание песочных композиций предполагает различные способы познания:
-сравнение по контрасту и подобию (холодная и теплая песчаные норки, Буря и легкий ветерок.);
-исследовательская деятельность: потрогать, надавить, растереть, рассыпать песок, намочить (кафе «Вкусняшка», испечем пироги, магазин сластей);
-рассуждение (песок состоит из крупинок, вода из капелек, камень из кристаллов);
-анализ-синтез;
- обобщение и описание (ребенок с помощью речи передает характерные признаки объекта: камешки-холодные, твердые, ракушки - ребристые, тонкие).
Образовательную деятельность организовывается индивидуально и по подгруппам (не более шести человек).
1. Блок. Познавательное развитие «Что это? Как интересно!»
Самым увлекательным для детей является игра-путешествие. В игре я опираюсь на любопытство детей и использую различную атрибутику. При первом путешествии в песочную страну показала песочницу, « пирамиду желаний».« Пирамида желаний»- стеллаж, на ее ярусах расположены игрушки. Предложила детям рассмотреть, подержать фигурки. Познакомила детей с веселым смешным Песочным человечком, который живет в песке. Песочный человечек познакомил с правилами игры в песочнице и приготовил сюрпризы «секреты» в песочнице. А потом дети искали «секреты» на участке по схеме.
Для знакомства детей с различными странами и континентами применяю моделирование: использую макеты различных ландшафтов, дети подбирают животных и растения в соответствии с климатической зоной.
Проблемные ситуации «Проделки Песочной бури», «Кузнечик в пустыне» способствуют активизации гуманных чувств, позволяют анализировать поступки, принимать самостоятельно решения, проявить смекалку и находчивость.
2. Блок. Развитие эмоциональной сферы. «Мы такие разные». Игра « Сундучок эмоций» вызвало интерес и удивление, дети испытали радость. Я использовала карточки и пиктограммы, рисовали пальчиками выражения лиц с различными эмоциями на влажном и сухом песке. Интригующим был эпизод с раскапыванием сундучка эмоций. Ребята дарили эмоции друг другу, превращали негативные эмоции в положительные.
3. Блок. Формирование социальных навыков: «общение, уверенность».
Игра- путешествие «Затерянный город» перенесла детей в древнюю легенду о богатом и прекрасном городе, в котором случилась беда - город исчез. Ребята с интересом рассматривали изготовленную старинную карту. С нетерпением отправились на поиски чудесного города. Остановившись у «несчастного дерева», они помогли ему добрыми словами. Разнообразные вопросы возникли, когда дети увидели в песочнице «кисточки для раскопок». Очень аккуратно ребята принялись за работу. В итоге они создали новый город. В процессе игры «Путешествие к гномам» дети встретились с Колдуном, который хотел разрушить дружбу. Ребята активно участвовали и давали советы, как не ссориться и сохранить друзей.
Добрые чувства и желание помочь вызвала игра «Чудесное спасение», дети отправились на поиски пропавшего в пустыне Эльфа. Дорога пролегала через раскалённый песок (использовалась жёлтая ткань, имитирующая песок). Ребята очень осторожно, на цыпочках двигались по песку, держали друг друга за руки. Итогом игры стала прогулка по «Мосту дружбы».
4.Блок. Формирование практической деятельности: «Мы исследователи».
Чтобы уяснить свойства и признаки песка помогли опыты. В большом лотке через лупу мы рассматривали форму песчинок. Дети утверждали, что она бывает разной (в пустыне песчинки имеют форму ромба). Если долго сыпать песок через воронку в одно место, получается конус, который «плывёт»: движение песка похоже на течение.
Дети сами делали выводы, говорили о разных ощущениях и эмоциях. Они обратили внимание на то, что тяжелый предмет (ключ) оставляет более глубокий след, чем лёгкий (карандаш)
Экспериментальная работа с разнообразными фильтрами, коктейльными трубочками, пульверизаторами даёт представление о сыпучести песка. Этот инвентарь использовала в играх»Бабушкино сито» ,»Брызгалки»,» Мягкие флаконы». Рассказать детям о лёгкости, воздушности сухого песка помогли игры «Песочная метель», «Танцующие песчинки» и манипулирование с лопатками, веерами, осенними листьями.
Интерес вызывают у детей творческие задания. Они стимулируют поиск, исследование, любопытство и любознательность. С детьми мы рисовали на песке тонким предметом, создавали на песке композиции, используя различные игрушки, природный материал.
Раздел 2. Работа с детьми раннего возраста в адаптационный период.
Целью деятельности является повышение адаптационных возможностей детей раннего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определение и изучение уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ в младшем дошкольном возрасте.
2. Изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме песочной терапии;
3. Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для младшего дошкольного возраста;
4. Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста в адаптационный период, используя игры с песком;
5. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей, к повышению их адаптационных возможностей;
6. Оказание педагогической помощи воспитателям в работе с детьми раннего и младшего возраста в период адаптации.
Содержание образования и средства достижения цели.
В основе разработки повышения уровня адаптационных возможностей лежит идея своевременной профилактики психоэмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста. В качестве ведущего психопрофилактического, развивающего средства в период адаптации детей к жизни в детском саду решила более широко использовать игры с песком. Песочная терапия не используется в чистом виде, в работе с младшими дошкольниками задействованы только отдельные ее элементы, многие игры адаптированы именно под этот возраст.
Работа по повышению адаптационных возможностей детей с использованием песочной терапии организована в двух направлениях (с детьми и родителями).
Этапы работы.
Обследование на 1-м этапе может проводиться одновременно в двух направлениях:
- Характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкетирование);
- Оценка педагогами состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, в результате наблюдение за детьми .
Для наблюдения выбраны следующие параметры, которые отслеживаются каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие со взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации, сон и аппетит. Оценка уровня развития адаптационных способностей позволяет определить насколько испытуемый адаптирован к той среде, в которой находится и над какими вопросами адаптации ему предстоит еще работать. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.
На втором этапе проводится профилактическая и коррекционно- развивающая работа, направленная на повышение адаптационных возможностей детей и снятие проблем, возникших на начальном периоде адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игры с песком используются в качестве групповой или подгрупповой работы, во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных работы с детьми «группы риска».
Организация образовательной деятельности с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:
- Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
- Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
- Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
Содержание образовательной деятельности структурируется в процессе взаимодействия с детьми, зависит от их желания и готовности к определенным упражнениям. Поэтому в опыте предлагаются примерный перечень игр и упражнений для каждого этапа образовательной деятельности.
В результате работы над опытом было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с песком, которые используются при организации образовательной деятельности.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши устают и теряют интерес к деятельности, поэтому все игры и упражнения объединены общим сказочно-игровым сюжетом («Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».
Формы работы с детьми:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д.
Работа с родителями.
Повышать уровень адаптационных возможностей детей младшего возраста посредством пескотерапии, помогла определенным образом организованная работа с родителями:
- актуализация проблемы в рамках выступлений в адаптационном клубе «Забота», на первичных консультациях;
- консультации по воспитанию и развитию ребенка;
- проведение родительского собрания с элементами тренинга «Адаптация. Рецепты хорошего настроения», на котором были представлены различные варианты игр с песком, которые очень понравились родителям и нашли практические применения в их повседневной деятельности с детьми (дома, вместо песка можно использовать и манку, и гречку, и т.д.)
- памятки для родителей («Скоро в детский сад», «Спокойное утро», «Готовимся к детскому садику заранее»);
- участие родителей в групповых и индивидуальных занятиях с целью знакомства с новыми средствами и способами общения с детьми.
Во время прогулок стараемся привлекать к песочным играм и родителей, вновь прибывших детей, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр. В присутствии близкого человека дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками
Раздел 3. Результативность опыта.
В результате использования песочной терапии в период адаптации воспитанников к условиям ДОУ мы наблюдали положительные изменения.
- У детей:
- значительно повысился общий эмоциональный фон;
- снизился уровень тревожности;
- быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Родители:
- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей;
- активно применяют практические умения и навыки, помогающие ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ;
- повышается психолого-педагогическая культура;
- Педагог получает дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
Для оценки результативности реализации опыта, направленного на повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста, использовался модифицированный вариант диагностики Соколовской Н.В. Определение уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению проводится через:
- сравнение результатов по индивидуальным листам наблюдений за детьми в начале адаптационного периода и через месяц посещения ими детского сада;
- бальная оценка каждого параметра адаптации и заполнение сводного бланка на группу.
Для определения уровня организованности процесса адаптации, оценки эмоционального благополучия детей, адаптировавшихся к детскому саду, в ноябре месяце ежегодно проводится анкетирование родителей. Результаты анкетирования в 2010 году показали, что организация процесса адаптации устраивает большинство родителей (78%). Все они заинтересованы в успешной адаптации своих детей, в поддержании эмоционального благополучия, и понимают важность, значимость проблемы. По мнению 84% родителей, главный путь успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, уважительное отношение к каждому ребенку.
Эффективность использования игр и упражнений с песком подтверждается положительными результатами психологической диагностики уровня адаптации ребенка к детскому саду, заметно снижение процента детей с тяжелой степенью адаптации и увеличение легкой адаптации.
Диагностический инструмент для изучения эмоциональной сферы и определения личностных особенностей детей.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в разделе «Система мониторинга», указывается, что «обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетания низкоформализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность полученных данных».
Диагностика для изучения эмоциональной сферы и определения личностных особенностей детей проводится в начале учебного года и в конце.
Задачи:
- Выявить наличие негативных переживаний у детей с помощью песочной терапии.
- Определить личностные и эмоциональные особенности.
- Изучить влияние эмоций на поведение.
В диагностике (на начало и конец года) приняли участие 20 детей средней группы. Способами обследования стали: графическая методика «Кактус», тесты, игра, творческие задания на песке, наблюдения.
Наиболее выраженными в группе стали показатели: агрессивность, неуверенность, тревожность. Были разработаны и проведены игры, упражнения на снятие напряжения, агрессии, неуверенности в себе, тревожности, развитие конструктивного общении.
Изучить особенности эмоциональной сферы помогли разные методики.
Графическая методика «Кактус», автор М. А. Панфилова.
Цель: увидеть состояние эмоциональной сферы дошкольников, определить наличие агрессивности, её направленность, интенсивность.
При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги формата А4 и простой карандаш.
«На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь».
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространство, расположение, размер рисунка, характеристика линий, нажим. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики; характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
В рисунках могут проявиться следующие качества испытуемых:
- агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга.
- импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
- эгоцентризм - крупный рисунок, центр листа.
- зависимость - маленький рисунок, низ листа.
- демонстративность, открытость - выступающие отростки в кактусе, вычурность форм.
- скрытность, осторожность - зигзаги по контуру или внутри кактуса.
- оптимизм - "радостные кактусы".
- тревога - темные цвета, внутренняя штриховка.
- женственность - украшение, цветы, мягкие линии и формы.
- экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
- интровертированность - на рисунке изображен один кактус.
- стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение комнатного растения.
- наличие чувства одиночества - дикорастущие, "пустынные" кактусы.
Методика изучения особенностей использования детьми мимики
и пантомимики при демонстрации заданной эмоции, автор Л.П. Стрелкова
Цель:
Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство, используемое ребёнком при демонстрации указанные эмоционального состояния, обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы.
имя ребёнка | веселый | печальный | испуганный | сердитый | удивленный |
М - мимика, П - пантомимика
Эмоционально - личностный тест "Сказка", автор Луиза Дюсс
Тест состоит из сказок, которые сближает общий фактор - персонаж, с которым ребенок будет себя идентифицировать. Методические указания:
- ребенку тест предоставляется как игра.
- не нужно комментировать ответы ребенка и торопиться.
- если ребенок проявляет тревогу, излишнюю возбудимость, безразличие, рассеянность прервите сказку и попробуйте её рассказать в другой раз.
- признаком хорошего психологического здоровья можно считать такое поведение, когда ребенок, слушая сказку, дает волю своим чувствам, в т.ч. природной агрессивности.
- признаком патологической реакции на тест является желание прервать рассказ, преждевременно закончить его. Ответ ребенка звучит торопливо, голос понижается, появляются признаки волнения. В таком случае можно говорить об определенном душевном расстройстве.
- при анализе результатов теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и пользоваться ими в качестве ориентира в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка.
- относитесь к результатам тестирования с некоторой долей приблизительности, не воспринимая их как абсолютно точные данные.
Сказка "Птенец"
Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного родителя или от обоих вместе.
В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз, все оказываются на земле.
Папа летит и садится на одну ветку, мама - на другую. Что делать птенцу? Нормальные ответы?
- Птенец тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку.
- Полетит к маме, потому что испугался.
- Полетит к папе, потому что он сильнее.
- Останется на земле. Потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и мама (папа) прилетит и заберет его.
Настораживающие ответы*
- Не умеет летать, поэтому останется на земле.
- Попытается лететь, но не сумеет.
- Умрет во время падения.
- Умрет от голода, дождя, холода и т.д.
- О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит.
Сказка "Годовщина свадьбы родителей"
Цель: понять, ревнует ли ребенок своих родителей, т.е. чувствует ли он себя обделенным вниманием с их стороны из-за проявления ими чувств друг к другу. Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздничную дату, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок остается в саду один. Что произошло, почему он ушел?
Нормальные ответы:
- Будет рвать цветы для мамы.
- Пошел немного поиграть.
- С взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один.
- Ему надоело находиться на празднике.
- Ему сделали замечание за то, что он плохо ест (горбится и т.д.)
Другие ответы о возможной скуке на празднике так же могут рассматриваться как нормальные.
Настораживающие ответы;
- Ушел, потому что разозлился.
- Хотел остаться один.
- Загрустил.
- Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти.
Сказка "Ягненок"
Цель:
I вариант - контроль за тем, как ребенок перенёс отнятие от груди.
II вариант - возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства
ревности к младшему брату (сестре), которого (ую) ещё кормят грудью.
I вариант.
Жила - была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел траву. Вечером мама давала ему немножко молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?
Нормальные ответы:
- Будет есть больше травки.
- Заплачет, а потом станет есть больше травки.
- Пойдет к другой овце и попросит у неё молока.
- Настораживающие ответы?
- Умрет от голода.
- Пойдет к другой овце и больше не вернется к матери.
- Не будет больше обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока.
- Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему.
II вариант
Жила - была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел траву. Вечером мама давала ему немножко молока, которое он очень любил. Но однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который пьет только молоко, так как ещё не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у неё не хватить молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягненок? Нормальные ответы'
- Будет есть больше травки.
- Заплачет, а потом станет есть больше травки.
- Пойдет к другой овце и попросит у нее молока.
- Постарается пить меньше молока и есть травку.
- Немного покапризничает, но любит маленького ягненка, поэтому будет больше есть травку.
Настораживающие ответы
- Умрет от голода.
- Не будет обращать внимания на маму, т.к. она оставила его без молока.
- Будет так сильно плакать, что мама достанет ягненку молока и принесет ему.
- Пойдет есть травку, но будет очень злиться на маленького ягненка и на маму.
- Постарается прогнать маленького ягненка и снова сможет пить молоко.
- Найдет другую маму для маленького ягненка.
- Будет бить маленького ягненка.
Сказка "Страх"
Цель: задать прямой вопрос, искусно замаскированный и имеющий познавательную цель.
Один мальчик говорит себе тихонечко: "Как страшно!" Чего он боится? Нормальные ответы.
- Вел себя плохо и теперь боится наказания.
- Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать.
- Боится темноты.
- Боится какого-то животного.
- Ничего не боится, просто пошутил.
- Настораживающие ответы*.
- Боится, что его украдут.
- Чудовище хочет украсть его и съесть.
- Боится остаться один.
- Боится, что какой-нибудь зверь заползет к нему в кровать.
- Боится, что придет вор и ударит его ножом.
- Боится, что умрет мама (папа).
Сказка "Песочный домик"
Цель: Контроль за тем, насколько ребенок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность.
Один мальчик построил из песка домик, довольно просторный, чтобы мальчику было играть одному внутри него. Он построил его сам и гордится этим. Мама мальчика попросила подарить ей этот домик, т.к. он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме? Нормальные ответы;
- Немного поиграет, а потом подарит домик маме.
- Прежде чем подарить домик маме, покажет его папе.
- Поделит его с мамой.
- Отдаст его маме, но иногда будет просить обратно - поиграть. Настораживающие ответы!
- Захочет оставить себе, так как домик очень красивый.
- Никому его не отдаст.
- Поиграет, а потом разрушит его.
- Будет жить в домике всю жизнь.
- Почему он должен отдавать домик маме?
Сказка "Прогулка"
Цель: выявление степени привязанности ребенка к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола. Проводится дифференцирование в зависимости от пола ребенка, тестирование должно проводится родителем противоположного пола.
Сказка для мальчика.
Один мальчик идет с мамой погулять, и они оба очень довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него появилось и почему?
Сказка для девочки.
Одна девочка идет с папой в лес погулять, и они оба очень довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у мамы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?
Нормальные ответы:
- У него (нее) довольное выражение лица, так как они вернулись домой.
- У него (нее) усталое лицо, так как он (она) работал (а).
- У него (нее) было сердитое лицо, так как они долго отсутствовали и он (она) беспокоился (ась) за них.
- Пока они отсутствовали, разбилось стекло и т.п. Настораживающие ответы:
- Он (а) болеет
- Он (а) увидел (а), что мальчик (девочка) простудился (ась) во время прогулки и у него (нее) температура.
- Он (а) раздражен (а), так как тоже хотел (а) пойти на прогулку, но мальчик (девочка) был (а) против.
- Он (а) плакал (а), так как боялся (ась),что они больше не вернутся.
Сказка "Новость"
Цель: выявить у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, а также наличие невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители даже не подозревают.
Один мальчик возвращается с прогулки, и мама ему говорит: "Наконец-то ты пришел. Я должна сообщить тебе новость". Какую? Нормальные ответы!
- К обеду придут гости.
- Кто-то позвонил и сообщил приятную новость.
- Мама хочет, чтобы он сел за дела.
Настораживающие ответы:
- Кто-то в семье умер.
- Мама хотела отругать мальчика.
- Мама хочет что-то запретить.
• Мама сердится, так как мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу и т.п.
"Сказка "Дурной сон"
Цель: контроль за всеми предыдущими тестами. Необходимо выяснить взаимосвязь ответов по этому тесту с ответами, полученными по предыдущим тестам.
Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит "Я видел очень плохой сон". Какой сон увидел мальчик? Нормальные ответы'.
- Я не знаю.
- Приснился страшный фильм.
- Приснилось плохое животное.
- Приснилось, что он заблудился.
Настораживающие ответы.
- Ему приснилось, что мама (папа) умерла (умер).
- Ему приснилось, что он умер.
- Ему приснилось, что пришли забрать его.
- Ему приснилось, что его хотели бросить под машину.
Сказка «Отъезд»
Цель: позволяет выявить скрытую агрессивность и разрушительность.
«Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?» О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.
Нормальные ответы:
- неизвестный человек;
- чей-то дедушка или бабушка;
- тот, кто был сильно болен;
- старый человек.
Настораживающие ответы:
- мальчик (девочка);
- папа (мама) одного мальчика (девочки);
- чей-то младший брат или сестренка.
Заключение:
- Скрытое эмоциональное беспокойство, неуверенность, страх.
- Психологическое здоровье в норме.
Проявление эмоциональной сферы ребенка в движении, автор О. М. Дьяченко.
Описание особенностей проявления эмоциональной сферы ребенка в движении.
1. Осанка.
а). Общий вид. Распрямленный, сутулый, сгорбленный, напряженный, расслабленный, подобранный, скованный, естественный, свободный^ непринужденный, величественный, приниженный, подавленный. Осанка без резких особенностей.
б). Голова поставлена прямо, склонена набок, откинута назад, опущена, втянута в плечи.
в). Плечи распрямлены, сдвинуты вперед, назад, приподняты, опущены, одно плечо выше другого. Ребенок передергивает плечами.
г). Корпус (туловище) прямой; искривление позвоночника (лордоз, кифоз, сколиоз)2. Живот втянутый, вздутый, отвислый. Ребенок ходит корпусом вперед, откинув корпус назад, склонив корпус в сторону, качает при ходьбе бедрами, корпусом из стороны в сторону; стоит (сидит) и двигается бочком.
д). Руки прижаты к корпусу; локти не прижаты к корпусу; локти торчат в стороны; ребенок размахивает руками сильно, средне, слабо; скрещивает руки, переплетает пальцы; ладони повернуты внутрь, наружу вперед, назад; пальцы сжаты в кулаки, растопырены, выпрямлены, скрючены (полусогнуты), чрезмерно разогнуты.
е). Нога выпрямлены, подогнуты в коленях; в положениях стоя или сидя: перекрещиваются, плотно сжаты, расставлены широко, узко. Ребенок ходит, не сгибая ног, подогнув ноги в коленях, естественно сгибая-разгибая колени; на цыпочках, с пятки, стучит пятками при ходьбе, ставит стопы носками наружу, параллельно друг другу.
- Походка. Ребенок спотыкается, падает, задевает нога за ногу, волочит ноги, шаркает, топает, разбрасывает ноги в стороны, семенит, подпрыгивает на ходу, ходит, как на пружинках. Походка быстрая, медленная, ровная, порывистая, плавная, угловатая, неуверенная, неуклюжая, грациозная, скользящая, эластичная, скованная, размеренная; походка манекена.
- Поза. Однообразие, разнообразие поз. Естественность, искусственность, напряженность, скованность позы; вычурные позы. Резкость, быстрота, постепенность, медленность, порывистость, плавность в перемене позы. "Излюбленные" позы (какие?).
- Мимика. Живая, вялая, бедная, богатая, маловыразительная, выразительная, естественная, наигранная, свободная, рассчитанная, напряженная, спокойная. Плавность, порывистость, резкость, постепенность, быстрота, медленность перехода от одного выражения лица
к другому; внезапное, постепенное, длительное, короткое застывание на одном выражении. Гримасничание. Амимичное (неподвижное) лицо. Разобщение отдельных участков мимики. Дифференцированная мимика.
- Выражение лица. Взгляд прямой, открытый, потупленный, хмурый, исподлобья, лукавый, заинтересованный, невыразительный, отсутствующий, затуманенный, застывший, блуждающий. Выражение лица осмысленное, тупое, грустное, несчастное, веселое, напряженное, спокойное, лукавое, хитрое, угрюмое, брезгливое, надменное, самодовольное.
- Жестикуляция. Живая, вялая, бедная, богатая, маловыразительная, выразительная, естественная, наигранная, рассчитанная, напряженная, спокойная, связанная, порывистая, резкая, закругленная. Преобладающие жесты (какие?).
- Речь. Голос тихий, громкий, глухой, резкий, пронзительный, визгливый, дрожащий, срывающийся, хриплый, надтреснутый, гнусавый, ломающийся. Звукопроизношение правильное, неправильное: картавость, шепелявость, смягчение согласных (после гласных), перестановка слогов, букв. Заикание. Темп речи ускоренный, замедленный, прерывистый, меняющийся, постоянный. Речь выразительная, невыразительная, монотонная, отрывистая, протяжная, неотчетливая, четкая, бормочущая, с придыханием, певучая, мелодичная, скандированная, смазанная.
- Нарушения психо-моторного поведения.
а). Психомоторное беспокойство: непоседливость, перебирание в руках предметов, разбрасывание предметов, беготня, хватание, лазание и т.п. Богатство, бедность, неутомимость, непродуктивность, бесцельность движений ограниченность, отсутствие целесообразных движений.
б). Психомоторная заторможенность: ступор, автоматическая подчиняемость, малоподвижность, вялость, застывание в одной позе, сохранение подолгу одного и того же выражения лица.
Периодичность, нерегулярность в смене психомоторного беспокойства и заторможенности; отсутствие смены. Тики. Тремор (трясение, дрожание).
9. Сведения о моторике со слов лиц, наблюдающих ребенка в повседневной жизни (родители, другие педагоги).
А. Общая характеристика двигательной сферы ребенка: неуклюжесть, ловкость, мешковатость, грациозность, нерасторопность, отчеканенность, порывистость, плавность, суетливость, размеренность, развинченность, подобранность, живость, вялость, возбужденность, заторможенность, скованность, естественность, искусственность, легкость, тяжеловатость, эластичность, угловатость, точность, быстрота, замедленность, сила, слабость, обилие, бедность, резкость, плавность, размашистость движений.
Б. Способность к трудной и продолжительной работе: быстро, медленно проявляются признаки утомления.
В. В чем обнаруживаются успехи: физкультуре, ритмике, танцах, ручном труде (каком?), рисовании, лепке, музыке (какой инструмент?).
***
Оценка
- Признаки психомоторного неблагополучия: сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, приподнятые плечи, или одно выше другого; руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки); походка на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена; позы застывшие, скованные, однообразные; бесцельность, непродуктивность движений при их обилии или психомоторная заторможенность; жестикуляция и мимика вялая, бедная маловыразительная; гримасничание, амимичное (неподвижное) лицо, недифференцированность, разобщенность отдельных участков мимики; речь невнятная, невыразительная, монотонная; заикание и т.п.
- Признаки психомоторного благополучия: естественность, свобода, непринужденность; осанка прямая (без напряжения) или без резких особенностей; голова поставлена прямо, плечи расправлены, корпус прямой, живот втянут; походка естественная, упругая; естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, их смене; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; выражение лица осмысленное, радостное ("светлое"); мимика живая, выразительная, естественная, свободная, спокойная; речь внятная (после 5-ти лет), выразительная, певучая, мелодичная и т.п.
- Признаки, отражающие индивидуальные черты характера: голова склонена набок, откинута назад, опущена; ребенок подает корпус вперед или отклоняет назад, при ходьбе качает корпусом из стороны в сторону; расставляет локти в стороны, размахивает руками сильно, средне, слабо; ладони повернуты внутрь, вперед, назад ("открытые" или "закрытые"); позы с перекрещенными руками и ногами; ходит не сгибая ног, подогнув ноги в коленях, с пятки, стучит пятками при ходьбе, ставит стопы носками наружу, внутрь, параллельно друг другу; волочит ноги, шаркает, топает, разбрасывает ноги в стороны, семенит, подпрыгивает на ходу, ходит, как на пружинках; движения и жесты быстрые, медленные, порывистые, плавные, угловатые, неуклюжие, грациозные, эластичные, размеренные; взгляд потупленный, хмурый, томный, лукавый, затуманенный, блуждающий; выражение лица хитрое, брезгливое, надменное, самодовольное, смущенное, добродушное; голос тихий, громкий, глухой, резкий, пронзительный, визгливый, дрожащий, хриплый; темп речи ускоренный, замедленный, прерывистый, меняющийся, постоянный; речь отрывистая, протяжная, бормочущая, скандированная, с придыханием и т.п.
Комплексная диагностика на начало года (см. Приложение), позволила выделить показатели, оказывающие влияние на поведение, общение и эмоциональное самочувствие детей.
- Тревожность, имеющая ситуативный характер.
- Неуверенность, связанная с заниженной самооценкой.
- Агрессия, выражающая в конфликтах при выполнении совместных заданий, игр, в общении.
На конец учебного года (см. Приложение ) снизились негативные проявления (агрессия, неуверенность, тревожность) и уменьшилось проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида), повысились оптимизм, общительность у детей.
Сейчас работаю с детьми раннего возраста. Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и легче освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, спокойнее. Я использую различные адаптационные методики и приемы, в том числе песочную игротерапию. Игры с песком можно использовать как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство при решении этой проблемы.
Ведь малыш во время игры с песком чувствует себя более спокойно, естественно. Анализ адаптации (см. Приложение ) показал, что у малышей более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
Проведенная работа привела к следующим выводам:
- Глубокое изучение литературы по проблеме песочной игротерапии позволяет расширить кругозор, пополнить профессиональные знания;
- Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства и эмоции ребенка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;
- Для результативности песочной игротерапии необходимы разнообразные условия, средства и методы, которые стимулируют желания и интересы ребенка;
- Песочная игротерапия вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
- Проведенная работа оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;
- С помощью песочной игротерапии удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- Песочная терапия совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме;
- Достижение оптимальных результатов невозможно без глубокого изучения атмосферы семьи, без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями.
Библиографический список
- Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. О.Ю.Епанчинцева
- Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Соколовская Н. В. Волгоград: «Учитель», 2008г.
- Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии. 1989, №1
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2004
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком, Москва, 2004г.
- Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: «Речь», 2010
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс», 2010
- Заводчикова О.Г. Адаптация в деском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей . -М.: Просвещение, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как средство развития ребёнка.
Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраст...
Психогимнастика как средство коррекции эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ
Проблема тревожности дошкольников является одной из важнейших. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивость...
" Песочная терапия - как средство коррекции эмоциональной сферы младших дошкольников.
Коррекционная педагогика...
«Арт-терапия, как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»
Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Отсюда понятно, что формирование эмоциональной сферы должно рассматрив...
Консультация для педагогов «Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей "Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста"...
«Сказка, как средство развития эмоционально - личностной сферы дошкольников»
Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели детского сада, являются нарушение коммуникативных навыков, проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы детей до...