Психогимнастика как средство коррекции эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Проблема тревожности дошкольников является одной из важнейших. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. Такие дети нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и другие специалисты ДОУ.
Психогимнастика является одним из методов практической психокоррекции. Она наиболее доступна в применении для специалистов. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка(как его познавательной, так и эмоционально-личностной). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, замкнутым, с нарушениями характера, легкими задержками психического развития.
Психогимнастические упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением. Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертностью. Все занятия строятся только на воображаемом материале, так как наличие атрибутов отвлекает внимание детей, превращает психогимнастику в игру, которая должна лежать в её основе.
Проведение тематических физкультурных занятий, утренней гимнастики с элементами психогимнастики помогают развивать не только физические качества и умения, но и проводить коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики ребенка. Постепенно дети приобретают способность управлять работой своих мышц. Упражнения сопровождаются зрительными ориентирами, показом упражнений и имитацией. Подражая явлениям и объектам окружающей действительности, ребенок способен определить какая часть тела может наиболее точно передать наблюдаемое движение, в каком направлении должно быть произведено действие, с какой амплитудой следует его выполнять. Тем самым у детей улучшается качество выполнения движений, учаться выделять характерные позы и движения различных животных, растений, наблюдаемых в жизненных ситуациях, на картинках, в рассказах.
Таким образом, психогимнастики помогает создать положительный эмоциональный настрой, снять тревожность, устранить замкнутость, закомплексованность, дети преодолевают застенчивость, робость.
Упражнения:
«Овощи»: взрослый сообщает, что давно не было дождя, и овощи завяли: они опустили головки, листики, согнулся стебелек (дети опускают головы, роняют вдоль туловища руки, приседают). Пошел дождь, и овощи начали оживать (движения в обратном порядке). Подул ветерок – зашумели листья, стали покачиваться лепестки.
«Снеговик»: ребенок изображает снеговика. По команде «Весна!» снеговик начинает таять, постепенно расслабляя свое тело.
«Сосулька». И.п.: стоя, руки подняты вверх и напряжены. Затем руки и корпус расслабляются, ребенок наклоняется вперед.
«Качели»: ребенок имитирует раскачивание на качелях, расслабляя и напрягая мышцы ног.
Составил: учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Кузнецова Елена Ивановна
МБДОУ «ЦРР-д/с №132»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_trevozhnosti_doshkolnikov_yavlyaetsya_odnoy_iz_vazhneyshih.docx | 13.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Психогимнастика как средство коррекции эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ
Проблема тревожности дошкольников является одной из важнейших. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. Такие дети нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и другие специалисты ДОУ.
Психогимнастика является одним из методов практической психокоррекции. Она наиболее доступна в применении для специалистов. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка(как его познавательной, так и эмоционально-личностной). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, замкнутым, с нарушениями характера, легкими задержками психического развития.
Психогимнастические упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением. Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертностью. Все занятия строятся только на воображаемом материале, так как наличие атрибутов отвлекает внимание детей, превращает психогимнастику в игру, которая должна лежать в её основе.
Проведение тематических физкультурных занятий, утренней гимнастики с элементами психогимнастики помогают развивать не только физические качества и умения, но и проводить коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики ребенка. Постепенно дети приобретают способность управлять работой своих мышц. Упражнения сопровождаются зрительными ориентирами, показом упражнений и имитацией. Подражая явлениям и объектам окружающей действительности, ребенок способен определить какая часть тела может наиболее точно передать наблюдаемое движение, в каком направлении должно быть произведено действие, с какой амплитудой следует его выполнять. Тем самым у детей улучшается качество выполнения движений, учаться выделять характерные позы и движения различных животных, растений, наблюдаемых в жизненных ситуациях, на картинках, в рассказах.
Таким образом, психогимнастики помогает создать положительный эмоциональный настрой, снять тревожность, устранить замкнутость, закомплексованность, дети преодолевают застенчивость, робость.
Упражнения:
«Овощи»: взрослый сообщает, что давно не было дождя, и овощи завяли: они опустили головки, листики, согнулся стебелек (дети опускают головы, роняют вдоль туловища руки, приседают). Пошел дождь, и овощи начали оживать (движения в обратном порядке). Подул ветерок – зашумели листья, стали покачиваться лепестки.
«Снеговик»: ребенок изображает снеговика. По команде «Весна!» снеговик начинает таять, постепенно расслабляя свое тело.
«Сосулька». И.п.: стоя, руки подняты вверх и напряжены. Затем руки и корпус расслабляются, ребенок наклоняется вперед.
«Качели»: ребенок имитирует раскачивание на качелях, расслабляя и напрягая мышцы ног.
Составил: учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Кузнецова Елена Ивановна
МБДОУ «ЦРР-д/с №132»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-драматизация как синтез здоровьесберегающих образовательных технологий для коррекции эмоционально — личностной сферы у детей с нарушением интеллекта
Презинтация и статья....
мастер-класс "Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.....
КАРТОТЕКА ИГР НА КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
В КАРТОТЕКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА, НА СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТТИ, НА СНИЖЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ...
НОД "Моё настроение" (коррекция эмоционально-личностной сферы) средняя группа
Коррекция познавательной и эмоционально-личностной сферы с целью обеспечения разрядки эмоций, создания возможностей для самовыражения, развития внимания, выразительной моторики....
Методическая разработка в форме образовательной деятельности по профилактике нарушения и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников «Новые приключения колобка»
Методическая разработка в форме образовательной деятельности по профилактике нарушения и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников «Новые приключения колобка&r...
Игры и упражнения по коррекции эмоционально-личностной сферы у детей
Предлагаются упражнения и игры, с помощью которых можно снизить эмоциональное напряжение у детей: агрессивность , высокий уровеноь тревожности...
КАРТОТЕКА ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
Подборка упражнений по коррекции эмоционально-личностной сферы психики детей...