ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Титова Татьяна Аркадьевна

Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования. Поэтапное диагностическое обследование детей раннего возраста учителем-дефектологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stati_zpr.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ  ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.                                                                                                                   Первичное обследование ребенка, поступившего в группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума (ППк) специализированного детского сада. Именно специалисты консилиума определяют основные направления работы с ребенком.                                                           Ведущей задачей ППк является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута, т. е. задача дифференциальной диагностики.

Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя-дефектолога в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Поэтому, именно учитель-дефектолог исследует уровень развития познавательных процессов детей раннего возраста

Целями диагностического обследования психомоторного развития детей раннего возраста являются:

- определение уровня развития ребенка;

- планирование педагогической работы, которая предусматривает дальнейшее развитие ребенка:

- создание условий, способствующих его развитию:

- организация коррекционно-педагогической работы, специфичной для детей с проблемами в развитии.

Задачи, возникающие в процессе диагностического обследования детей:

 - раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

- выявление причин и характера первичных нарушений в развитии обследуемого ребенка, определение степени тяжести такого нарушения;

- выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

- определение условий воспитания ребенка;

- обоснование педагогического прогноза;

- организация коррекционно-педагогической работы с родителями и детьми.

Для диагностики нервно-психического развития детей можно воспользоваться схемой экспертной оценки, разработанной Н.М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной, В обследовании детей раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками и др.    

Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста был обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях                                                                        

В качестве основных методов, позволяющих выявить уровень развития детей,  использовались:

- наблюдение;

- изучения продуктов деятельности детей;

- несложные эксперименты;

- беседы;

Диагностическое обследование детей проводится поэтапно.

На первом этапе специалист проводит беседу с воспитателями группы, обсуждая и фиксируя результаты первичного  обследования.

Второй этап посвящен обследованию специалистом познавательной деятельности ребенка. В этот этап входят несколько блоков.                                                                                                                                              

Блок 1. Исследование базовых психических функций.                                                                                     В блок входят задания на определение зрелости базовых психических функций: восприятия, памяти, внимания, их качественных характеристик.                                                                    Восприятие.                                                                                                                                                          - Зрительно-предметное восприятие.                                                                                                                    - Акустическое восприятие.                                                                                                                           - Кожно-кинестетическое восприятие (стереогноз).                                                                                       Память.                                                                                                                                                                   - Слухо-речевая память.                                                                                                                                            - Зрительно-предметная память.                                                                                                        Внимание.                                                                                                                                                                - Способность к зрительному и слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению.                                                                                                                                                  - Способность к распределению, переключению, концентрации внимания.                                                  - Устойчивость внимания.                                                                                                                              

Блок 2. Исследование пространственно-временных ориентировок и представлений.                                  -Ориентировка в собственном теле и пространственных отношениях предметов (ориентировка в частях тела, различение правой и левой стороны, ориентировка в пространстве от себя и на плоскости).                                                                                                                                                               -Понимание и словесное обозначение пространственных отношений:                                                            

Блок 3. Исследование психомоторного развития.                                                                                                    В блок входят задания на выявление особенностей сформированности  движений ребенка.                        - Общие характеристики движений ребенка: общая подвижность, функция равновесия, координация, скорость, плавность движений, переключаемость, чувство ритма; наличие или отсутствие синкинезий,                                                                                                                                                           - Оптико-кинестетическая организация движений.                                                                                         - Динамическая организация двигательного акта.                                                                                           - Зрительно-пространственная организация движений.                                                                                      - Конструктивный праксис.                                                                                                                                 - Зрительно-моторная и слухо-моторная координация.                                                                                    - Условные двигательные реакции (выполнение движений и действий по сигналу).

Блок 4. Исследование простых модально-специфических функций.                                                              В блок входят задания на выявление характера нарушений простых модально-специфических функций.                                                                                                                                                                  - Выносливости к непрерывному сосредоточению на задании.                                                                     - Особенности скорости актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов.                                                                                            - Особенности распределения внимания в течение всего времени выполнения задания.                             - Особенности поведенческих реакций после выполнения заданий, требующих значительной концентрации внимания.

Блок 5. Исследование мышления.                                                                                                            Исследуются:

 -  предметно-практическое, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;  

Предметом анализа являются:                                                                                                                             - мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение);                                     - способность к установлению причинно-следственных связей и отношений.

При анализе результатов обследования основное внимании уделяется оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности — от наиболее легких к более сложным. Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы. Задание предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.

Данные обследования заносятся в  дефектологическую карту ребенка, составляется индивидуальной корректирующий маршрут развития ребенка и делается педагогический прогноз.

На третьем этапе специалист проводит консультирование воспитателей и родителей группы.

Задачей специалиста является ознакомление воспитателей с порядком организации контроля за ходом психического и физического развития ребенка. Кроме этого, специалист оказывает помощь воспитателям в понимание особенностей детей с отставанием в психомоторном развитии и в разработке рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с такими детьми.

Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач. Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена. У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях. У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения.

При консультировании родителей задача специалиста - раскрыть родителям характер проблем ребенка и рекомендовать оптимальный маршрут обучения.

Работа с родителями осуществляется в двух формах – индивидуальной (очной) и групповой (дистанционной).

При групповой (дистанционной) форме родителям даются психолого- педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с детьми.

При использовании индивидуальной (очной) формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы корректирующее - воспитательной работы с ним. Продолжительность индивидуальной консультации от 1 часа до 1,5 часа, однако, из них 20-30 минут занимает непосредственное обследование ребенка, а дальше - беседа с родителями и наблюдения за любыми играми ребенка.

В беседе с родителями уточняются условия воспитания в раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка, даются рекомендации по созданию условий жизни ребенка в семье. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, помочь им овладеть технологией распространенных форм педагогической работы с ребенком и навыками семейного общения.

Обследование ребенка проводится в присутствии родителей и с их согласия. Такая форма целесообразна и обусловлена, прежде всего, психологическими особенностями возраста ребенка: ребенок раннего возраста психологически неотрывен от матери. Увеличение продолжительности обследования допустимо за счет изменения видов деятельности ребенка, отбора и использования методических приемов сохранения интереса к процессу.                                                                                                                                                            При углубленном обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе - детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л, С, Цветковой и др.

Для обследования детей раннего возраста выбраны такие задания, как:

1. Поймай шарик

2. Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки

3. Разбери и сложи матрешку: двусоставную, трехсоставную

4. Разбери и сложи пирамидки: из трех колец, из четырех колец  

5. Найди парные картинки: две, четыре  

6. Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый или белый),

    с четырьмя (красный, желтый или белый, зеленый, синий)  

7. Сложи разрезные картинки: из двух частей, из трех частей  

8. Построй из палочек: молоточек (из двух палочек) домик (из трех палочек)  

9. Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка  

10. Нарисуй: дорожку, домик

По результатам обследования составляется прогноз относительно дальнейшего психомоторного развития ребенка и обозначается его дальнейший образовательный маршрут.

Неотъемлемой частью коррекционной работы является также эффективное лечение соматических и нервно-психических заболеваний, оказание психиатрической помощи при наличии поведенческих, личностных, психопатических проявлений.

На четвертом этапе специалист определяет характер динамики, оценивает результативность работы, а также обозначает дальнейший образовательный маршрут для ребенка с проблемами в развитии.                                                                                                                                                               На основе результатов обследования специалистами ППк осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или коррекционную группу.                                                                                                                                      - При хорошей положительной динамике ребенок переводится в группу следующего года обучения.                                                                                                                                                                    - Если обследование показывает, что задержка развития носит вторичный характер ребенку рекомендуют, соответствующее структуре дефекта, коррекционную группу или иное коррекционное дошкольное образовательное учреждение. В этом случае составляется аргументированная психолого-педагогическая характеристика, и ребенок направляется на ПМПК

Таким образом, раннее вмешательство специалистов и активное участие родителей может предупредить или исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте. Поэтому одна из важных практических задач сегодняшнего дня - раннее выявление детей с нарушениями психического развития и их дифференциальная диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"

Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».

     В современном образовании  оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...