ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования. Поэтапное диагностическое обследование детей раннего возраста учителем-дефектологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stati_zpr.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования. Первичное обследование ребенка, поступившего в группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума (ППк) специализированного детского сада. Именно специалисты консилиума определяют основные направления работы с ребенком. Ведущей задачей ППк является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута, т. е. задача дифференциальной диагностики.
Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя-дефектолога в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Поэтому, именно учитель-дефектолог исследует уровень развития познавательных процессов детей раннего возраста
Целями диагностического обследования психомоторного развития детей раннего возраста являются:
- определение уровня развития ребенка;
- планирование педагогической работы, которая предусматривает дальнейшее развитие ребенка:
- создание условий, способствующих его развитию:
- организация коррекционно-педагогической работы, специфичной для детей с проблемами в развитии.
Задачи, возникающие в процессе диагностического обследования детей:
- раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;
- выявление причин и характера первичных нарушений в развитии обследуемого ребенка, определение степени тяжести такого нарушения;
- выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);
- определение условий воспитания ребенка;
- обоснование педагогического прогноза;
- организация коррекционно-педагогической работы с родителями и детьми.
Для диагностики нервно-психического развития детей можно воспользоваться схемой экспертной оценки, разработанной Н.М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной, В обследовании детей раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками и др.
Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста был обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях
В качестве основных методов, позволяющих выявить уровень развития детей, использовались:
- наблюдение;
- изучения продуктов деятельности детей;
- несложные эксперименты;
- беседы;
Диагностическое обследование детей проводится поэтапно.
На первом этапе специалист проводит беседу с воспитателями группы, обсуждая и фиксируя результаты первичного обследования.
Второй этап посвящен обследованию специалистом познавательной деятельности ребенка. В этот этап входят несколько блоков.
Блок 1. Исследование базовых психических функций. В блок входят задания на определение зрелости базовых психических функций: восприятия, памяти, внимания, их качественных характеристик. Восприятие. - Зрительно-предметное восприятие. - Акустическое восприятие. - Кожно-кинестетическое восприятие (стереогноз). Память. - Слухо-речевая память. - Зрительно-предметная память. Внимание. - Способность к зрительному и слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению. - Способность к распределению, переключению, концентрации внимания. - Устойчивость внимания.
Блок 2. Исследование пространственно-временных ориентировок и представлений. -Ориентировка в собственном теле и пространственных отношениях предметов (ориентировка в частях тела, различение правой и левой стороны, ориентировка в пространстве от себя и на плоскости). -Понимание и словесное обозначение пространственных отношений:
Блок 3. Исследование психомоторного развития. В блок входят задания на выявление особенностей сформированности движений ребенка. - Общие характеристики движений ребенка: общая подвижность, функция равновесия, координация, скорость, плавность движений, переключаемость, чувство ритма; наличие или отсутствие синкинезий, - Оптико-кинестетическая организация движений. - Динамическая организация двигательного акта. - Зрительно-пространственная организация движений. - Конструктивный праксис. - Зрительно-моторная и слухо-моторная координация. - Условные двигательные реакции (выполнение движений и действий по сигналу).
Блок 4. Исследование простых модально-специфических функций. В блок входят задания на выявление характера нарушений простых модально-специфических функций. - Выносливости к непрерывному сосредоточению на задании. - Особенности скорости актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов. - Особенности распределения внимания в течение всего времени выполнения задания. - Особенности поведенческих реакций после выполнения заданий, требующих значительной концентрации внимания.
Блок 5. Исследование мышления. Исследуются:
- предметно-практическое, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
Предметом анализа являются: - мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение); - способность к установлению причинно-следственных связей и отношений.
При анализе результатов обследования основное внимании уделяется оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности — от наиболее легких к более сложным. Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы. Задание предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.
Данные обследования заносятся в дефектологическую карту ребенка, составляется индивидуальной корректирующий маршрут развития ребенка и делается педагогический прогноз.
На третьем этапе специалист проводит консультирование воспитателей и родителей группы.
Задачей специалиста является ознакомление воспитателей с порядком организации контроля за ходом психического и физического развития ребенка. Кроме этого, специалист оказывает помощь воспитателям в понимание особенностей детей с отставанием в психомоторном развитии и в разработке рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с такими детьми.
Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач. Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена. У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях. У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения.
При консультировании родителей задача специалиста - раскрыть родителям характер проблем ребенка и рекомендовать оптимальный маршрут обучения.
Работа с родителями осуществляется в двух формах – индивидуальной (очной) и групповой (дистанционной).
При групповой (дистанционной) форме родителям даются психолого- педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с детьми.
При использовании индивидуальной (очной) формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы корректирующее - воспитательной работы с ним. Продолжительность индивидуальной консультации от 1 часа до 1,5 часа, однако, из них 20-30 минут занимает непосредственное обследование ребенка, а дальше - беседа с родителями и наблюдения за любыми играми ребенка.
В беседе с родителями уточняются условия воспитания в раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка, даются рекомендации по созданию условий жизни ребенка в семье. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, помочь им овладеть технологией распространенных форм педагогической работы с ребенком и навыками семейного общения.
Обследование ребенка проводится в присутствии родителей и с их согласия. Такая форма целесообразна и обусловлена, прежде всего, психологическими особенностями возраста ребенка: ребенок раннего возраста психологически неотрывен от матери. Увеличение продолжительности обследования допустимо за счет изменения видов деятельности ребенка, отбора и использования методических приемов сохранения интереса к процессу. При углубленном обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе - детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л, С, Цветковой и др.
Для обследования детей раннего возраста выбраны такие задания, как:
1. Поймай шарик
2. Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки
3. Разбери и сложи матрешку: двусоставную, трехсоставную
4. Разбери и сложи пирамидки: из трех колец, из четырех колец
5. Найди парные картинки: две, четыре
6. Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый или белый),
с четырьмя (красный, желтый или белый, зеленый, синий)
7. Сложи разрезные картинки: из двух частей, из трех частей
8. Построй из палочек: молоточек (из двух палочек) домик (из трех палочек)
9. Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка
10. Нарисуй: дорожку, домик
По результатам обследования составляется прогноз относительно дальнейшего психомоторного развития ребенка и обозначается его дальнейший образовательный маршрут.
Неотъемлемой частью коррекционной работы является также эффективное лечение соматических и нервно-психических заболеваний, оказание психиатрической помощи при наличии поведенческих, личностных, психопатических проявлений.
На четвертом этапе специалист определяет характер динамики, оценивает результативность работы, а также обозначает дальнейший образовательный маршрут для ребенка с проблемами в развитии. На основе результатов обследования специалистами ППк осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или коррекционную группу. - При хорошей положительной динамике ребенок переводится в группу следующего года обучения. - Если обследование показывает, что задержка развития носит вторичный характер ребенку рекомендуют, соответствующее структуре дефекта, коррекционную группу или иное коррекционное дошкольное образовательное учреждение. В этом случае составляется аргументированная психолого-педагогическая характеристика, и ребенок направляется на ПМПК
Таким образом, раннее вмешательство специалистов и активное участие родителей может предупредить или исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте. Поэтому одна из важных практических задач сегодняшнего дня - раннее выявление детей с нарушениями психического развития и их дифференциальная диагностика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"
Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»
О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».
В современном образовании оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...