«Сенсорное воспитание детей с ОВЗ посредством игры»
консультация по коррекционной педагогике

Сенсорная интеграция

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические рекомендации родителям.

«Сенсорное воспитание детей с ОВЗ посредством игры»

Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Проблема формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Одним из условий развития восприятия окружающего мира - это занятия их организация и проведение. Занятие по сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья включено в педагогическую коррекционно-развивающую деятельность. Однако и сами родители могут продолжить знакомство с окружающим миром уже непосредственно дома и в этом им может помочь игра, которая является инструментом формирования сенсорных эталонов.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

       Рассмотрим несколько дидактических игр с которыми легко справится любой родитель.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

«Чудесный мешочек».

Цель: совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формирование умения узнавать и называть предметы; развитие речи.

Необходимые материалы: любой красочный мешочек, наборы: фруктов, овощей, геометрических форм и т.д. в зависимости от поставленных перед собой задач.

Ход игры: Существует два вида игр с «чудесным мешочком»:

  1. для малыша можно предложить назвать предмет, сначала вытащив его из мешочка;
  2. для ребенка более старшего дошкольного возраста необходимо, опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно; чтобы ребенок не путался, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда он поймет, как играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:

- описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);

- рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;

- описать предмет так, чтобы другие отгадали его.

Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.

       «Съедобное-несъедобное?»

Цель: развитие обоняния, вкуса.

Необходимые материалы: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить ребенку вместе с куклой (любимой игрушкой), определить по запаху и на вкус съедобные продукты и несъедобные.

Аналогично можно проводить игру на узнавание уже приготовленной родителями пищи. (Например, блинчики, гречневая каша, борщ, компот и т.д.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ФОРМЫ, ЦВЕТА

«Собери пары»

Цели игры: изучение цвета и формы предметов.

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы.
       Ход игры: вырежьте несколько пар геометрических фигур – в каждой паре фигурки одного цвета. Смешайте все фигуры.

Расскажите ребенку, что это братики, которые вышли погулять и потерялись. «Помоги им найти друг друга». Задача ребенка – собрать фигуры парами, опираясь на их цвет и форму. На первых занятиях фигуры должны различаться только по цвету (пара кругов красного цвета, другая пара кругов – желтого цвета и т. п.), затем – по цвету и форме – пара кругов синего цвета, пара квадратов желтого цвета. Далее в одну пару можно включить фигуры разной формы, но одного цвета (зеленые круг и квадрат, оранжевые треугольник и прямоугольник). При этом называйте цвет и форму предметов.


«Собери по цвету»

Цели игры: изучение цвета и формы предметов.

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы.

Ход игры: вырежьте из цветной бумаги 5 групп геометрических фигур – в каждую группу входят фигуры разной формы, но одного цвета. Смешайте все фигуры.

Расскажите ребенку сказку о том, как жители пяти цветных королевств вышли погулять, перепутались и заблудились. Попросите ребенка помочь фигуркам найти свои королевства (лист цветной бумаги соответствующего цвета).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ВЕЛИЧИНЫ

«Посади свою аллею»

Цель: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.

Необходимые материалы: деревья (береза, липа, клен, дуб, тополь), сделанные из картона разной высоты от 4 до20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см.

Ход игры: нужно посадить деревья в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте.

 «Угости мышек чаем»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой ,маленький».

Необходимые материалы: детская посуда, мышки, сладости для угощения разной величины

Ход игры: обратить внимание ребенка, что в гости пришли серые мышки и принесли с собой угощение. И далее разыграть с ребенком разные ситуации сравнения и подбора величин: маленькой мышке-маленькая чашка, большой мышке-большая. Сначала берутся чашки и сравнивается величина, затем блюдца и т.д. (конфеты, печенье, яблоки и груши). В процессе сравнения угощаем мышек чаем и сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»...

Проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»

    Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого нево...

Методическая разработка«Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Методическая разработка "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр" Актуальность проекта:Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста являетс...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством компьютерных развивающих онлайн-игр

В настоящее время актуализируется проблема использования компьютерных технологий в дошкольном образовании, педагоги активно применяют их на практике....

Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Им...

ПРОЕКТ «Сенсорное воспитание детей с ТМНР посредством игры»

Сенсорное воспитание у детей с ТМНР наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребе...