ПРОЕКТ «Сенсорное воспитание детей с ТМНР посредством игры»
проект по коррекционной педагогике

Шешукова Евгения Ивановна

Сенсорное воспитание у детей с ТМНР наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx349.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированной направленности

«Детский сад №7 «Антощка»

ПРОЕКТ

«Сенсорное воспитание  детей с ТМНР посредством игры»

Выполнила:

учитель - дефектолог

Шешукова Е.И

Пояснительная записка

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»

Б. Г. Ананьев.

          Сенсорное развитие ребенка– это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.     

       Сенсорное воспитание у детей с ТМНР наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

         Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.   

Актуальность проекта:

      Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с разными нарушениями в развитии  различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития.

      Сенсорное развитие ребенка с ТМНР - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

      Цель проекта:

   Систематизировать работу по сенсорному развитию детей с ТМНР.

      Задачи проекта:

  • Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей с ТМНР средствами дидактических игр;
  • Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
  • Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
  • Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Формы методы реализации проекта:

Методы:

  • Игровой, словесный, наглядный, практический.

Формы:

  • Совместная предметная деятельность дефектолога и детей;
  • Совместная деятельность дефектолога и родителей;
  • Игровые занятия, наблюдение, рассматривание.

       Ожидаемый результат:

  • Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру;
  • Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
  • Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
  • Собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
  • Соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
  • Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
  • Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
  • Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
  • Развивать исследовательские действия предметов на ощупь;
  • Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.

       Сроки проекта: долгосрочный.

       Участники проекта: дети, педагоги, родители.

        В работе с детьми учитывались возрастные  и индивидуальные особенности детей.

Работа проводится 1 раза в неделю. Продолжительность каждого педагогического взаимодействия составляла 15- 20минут.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей ТМНР
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой, воздухом в группе

Дидактические игры с детьми:

  • Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…», «Украсим елочку» и т. д.
  • Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
  • Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
  • Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  • Мозаика: настольная и напольная.
  • Настольно-печатные дидактические игры.
  • Самостоятельные игры малышей.
  • Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания».
  •  Памятка для родителей по сенсорному развитию детей.
  •  Методические рекомендации для родителей по созданию развивающей среды в семье.
  • Домашние задания для работы родителей с детьми в домашних условиях.
  • Семинар-практикум для родителей, мастер- классы.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта;

 подведение итогов;

выявление достижений и недостатков; определение дальнейшей работы.

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование в виде таблицы.  

Календарный план

Игры по сенсорному развитию

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

февраль

Игровое упражнение  «Найди такой же»

Игровое упражнение  «Оденем куклу»

Игровое упражнение  «Чудесный мешочек»

Игровое упражнение  «Разложи по коробочкам»

Игры с бельевыми прищепками

Игровое упражнение  «Найди окошко для фигурки»

Игра «Картинка из фигур»

Игра «Чередование флажков»

Игровое упражнение «Второй ряд »

Игровое упражнение «Пенное море».

Игровое упражнение «Найди клад».

Дидактическая игра «Теневой театр».

Работа с родителями: беседа  «Ваш ребенок не такой, как все»

Выставка дидактических игр .

март

Игры с прищепками «Разноцветные человечки»

Игровое упражнение  «Закрой окошки»

Игровое упражнение  «Найди подходящую заплатку»

Игровое упражнение  «Веселый грузовик»

Игровое упражнение «Большие и маленькие мячики».

Игры с бельевыми прищепками

Игра «Собери игрушку»

Игровое упражнение «Выложи орнамент»

Дидактическая игра «Выложи по контуру».

Игровое упражнение « Найди клад ».

Дидактическая игра «Цветной эксперимент».

 

Работа с родителями:  мастер-класс для родителей «Дидактическая игра по сенсорному развитию своими руками»

апрель

Игровое упражнение  «Ленточки для кукол»

Игровое упражнение  «Привяжем к шарику ниточку»

Игровое упражнение  «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Игровое упражнение «Почини одежду зайчатам»

Игра «Картинка из фигур»

Игровое упражнение  «Бусы»

Игровое упражнение  «Разложи фигуры по местам!»

Дидактическая игра «Волшебные лоскутки».

Музыкально - дидактическая игра «Громко - тихо запоём».

Дидактическая игра «Собери животное из фигур».

Дидактическая игра  «Игра с одним обручем».

Работа с родителями: мастер-класс «Как привлечь ребенка к занятиям дома с помощью  игры»

май

Игровое упражнение  «Разложи по коробочкам»

Игровое упражнение  «Веселый грузовик»

Игровое упражнение  «Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Игровое упражнение  «Закрой окошки»

Игровое упражнение «Укрась бабочку»

Игры с бельевыми прищепками

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Чередование флажков»

Дидактическая игра «Цветные нюансы».

Дидактическая игра «Подбери по цвету».

Игровое упражнение « Найди не такую».

Дидактическая игра «Теневой театр». 

Работа с родителями: семинар - практикум «Актуальность сенсорного развития детей с СД»

Литература

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995.
  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы): пособ. для воспитателя дет.сада - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
  4. «Сенсорное воспитание в  детском саду» Под редакцией В.Н. Аванесовой, Н.Н. Поддьякова
  5. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от   3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

Работа с родителями:  мастер-класс для родителей «Дидактическая игра по сенсорному развитию своими руками»

D:\баллы 22. июнь\20220616_122241.jpgD:\баллы 22. июнь\IMG-edb4bc1aef1d45fc9bc6523839e029cf-V.jpgD:\баллы 22. июнь\IMG-3c290488ea83bfafe47fa23645c00f9e-V.jpg

Работа с родителями: мастер- класс «Как привлечь ребенка к занятиям дома с помощью  игры»

D:\баллы 22. июнь\IMG20220301120726.jpgD:\баллы 22. июнь\IMG20220305103236.jpgD:\баллы 22. июнь\IMG20220301120622.jpg

Работа с родителями: семинар - практикум «Актуальность сенсорного развития детей с ТМНР»

D:\баллы 22. июнь\IMG-20220310-WA0006.jpgD:\баллы 22. июнь\IMG-20220310-WA0009.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»

    Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого нево...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вк...

Проект "Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки"

Данной работой хочется показать эфективность взаимодействия колектива ДОУ,родителей и детей в совместной работе.  Это универсальное дидактическое пособие для сенсомоторного развития детей в ...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки».

Сенсорная коробка  — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, выкапывать, переливать, исследовать...

ПРОЕКТ Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

№ Содержание Стр.1. Тема 22. Актуальность и социальная значимость 23. Назначение проекта 24. Идея проекта 25. Цель 26. Задачи 37. Теоретическая база проекта 38. Принципы проекта 59. Методы и приёмы 61...