Нейропсихологический подход в коррекции ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике
В статье приведены нейропсихологических игр и приёмов в коррекции ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskiy_podhod_v_korrrektsii_tnr.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологический подход в коррекции тяжёлых нарушений речи дошкольников.
Нурмухаметова Л.Р.
МБДОУ «ЦРР-детский сад № 1 с. Бураево»
Как показывает многолетняя работа с детьми с ТНР, в коррекционной работе важен нейропсихологический подход. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Нейропсихология помогает уяснить связь нарушенных функций с определенными структурами головного мозга [2, 5 стр.]. Речь - это высшая психическая функция, которая реализуется сложными структурными образованиями головного мозга. Для успешного формирования речи необходимо взаимодействие левого и правого полушарий мозга, тесно связанных между собой системой нервных волокон - мозолистого тела. Нарушение или недоразвитие мозолистого тела дают сбой межполушарного взаимодействия. А это приводит к тому, что дети начинают поздно говорить, нарушаются все основные компоненты речи: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Нейропсихологические приемы и технологии в синхронизации полушарий мозга подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда.
Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до 7-ми лет. Поэтому в работе с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо задействовать все сохранные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный и обонятельный).
Коррекционная работа эффективна при высокой двигательной активности. Поэтому целесообразно использование следующих видов работы: дыхательная гимнастика; комплекс артикуляционных упражнений; самомассаж пальцев, су-джок-терапия; глазодвигательные упражнения; пальчиковые игры; элементы логоритмики.
Особое место в стимулировании речевой активности занимают нейропсихологические игры и пособия. Их можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых. Самые популярные из них:
- межполушарная доска (суть игры: взять в каждую руку карандаш и обвести трафареты фигур обеими руками одновременно, можно использовать мел).
- графомоторные линейки (суть игры: обвести линии сначала одной рукой, потом другой).
- синхронное рисование двумя руками (суть игры: нарисовать обеими руками одновременно цифры, буквы, геометрические формы по образцу или инструкции).
- игра «Слепые шаги» (суть игры: с закрытыми глазами выполнять задания педагога. Данное упражнение учит ориентироваться в пространстве, опираясь на слух).
- балансир (суть игры: научить стоять как можно дольше на балансировочной доске, можно под счёт или потешки. Данный вид работы оказывает мощное активирующее воздействие на подкорковые структуры).
- нейроскакалка (суть игры: одной ногой совершаются прыжки, а другой – вращательные движения. Нейротренажёр развивает межполушарные связи и создает новые нейронные связи в головном мозге, развивает способность выполнять несколько действий одновременно).
- игра «Попробуй, повтори» (суть игры: воспроизвести положение рук или позу, которая изображена на картинке. Игра развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию).
- игра «Делай как я» (суть игры: запомнить цепочку поз рук и повторить по памяти).
- игра на внимание (суть игры: среагировать на определенный сигнал необходимой реакцией).
- упражнения «Дорисуй половинку», «Дорисуй праздник» (суть упражнения: дорисовать вторую часть рисунка по заданной первой, дорисовать заданную картину. Это развивает пространственное восприятие, творческое воображение).
- игра «Корректор» (суть игры: выбрать «неправильные буквы» в тексте и зачеркнуть их. Игра развивает внимание).
- игра «Муха» (суть игры: передвигать фигурку мухи (жука) по клеткам на листе бумаги по инструкции взрослого. Игра развивает концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию, ориентацию в пространстве на плоскости [3, 31 стр.]
Систематическое использование нейропсихологических игр и пособий стимулирует развитие нервной системы, внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию, способствует образование новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга.
В ходе работы у детей с ТНР отмечается повышение работоспособности, познавательного интереса, концентрации и устойчивости внимания, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления, совершенствование графомоторных навыков. Всё это отражается на развитии речевой активности, на совершенствовании всех компонентов речи.
Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств. Комплекс упражнений позволяет в ходе кропотливой работы избавить ребёнка от личностных и социальных проблем.
Литература:
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов ВУЗов. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005г.
- Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006г.
- Праведникова И.И. Игры и упражнения. М.: Айрис – пресс, 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дата публикации 09.02.2021г. Реализация нейропсихологического подхода в коррекции речи у детей с ТНР
В разделе обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов)....
Нейропсихологический подход в коррекции детей. Основные принципы.
Нейропсихологический подход.Основные принципы...
Сценарий ООД с использованием технологии нейропсихологического подхода в коррекции нарушений в развитии детей
Из опыта моей практической работы - в профессиональную копилку педагогам и специалистам. Как практически можно применять нейропсихологический подход в коррекции различных нарушений в развити...
Нейропсихологический подход к коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с ТНР
Материал адресован воспитателям логопедических групп и учителям-логопедам. В этой статье Вы познакомитесь с некоторыми методами нейрокоррикции, которые можно применять при формировании правильного зву...
Нейропсихологический подход в коррекции речи. Упражнения на межполушарное взаимодействие.
серия упражнений...
"Нейропсихологические подходы в коррекции трудностей освоения основной образовательной программы дошкольного образования"
Педагоги дошкольных организаций в своей работе сталкиваются с тем, что у детей старшего дошкольного возраста снижена работоспособность, темподеятельность, наблюдается колебание внимания, гиперак...
Нейропсихологический подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста
В этой статье отражён современный подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Приведен практический материал работы, разделённый на этапы для планомерного и...