Нейропсихологический подход в коррекции детей. Основные принципы.
методическая разработка
Нейропсихологический подход.Основные принципы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskaya_korrektsiya_detey.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологическая коррекция детей
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Возникая в раннем возрасте, неблагоприятное развитие ребенка (без соответствующей профилактики и коррекции) переносится в дошкольную, а затем и школьную реальность. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, направленные на воздействие на тот или иной дефицит непосредственно, перестали приносить результаты и в процессе обучения и в процессе направленной коррекции.
В психологии на сегодняшний день существует много различных направлений и подходов коррекции и реабилитации процессов развития, но, несмотря на это проблема эффективности психологической помощи детям остаётся очень актуальной.
Десять-пятнадцать лет назад коррекционные программы чаще всего представляли собой набор упражнений, направленных на тренировку слабой функции.
Нейропсихология- наука, основным объектом изучения которой, является мозговая организация психических процессов.
В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по Александра Романовича Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребёнка. Он позволяет ранее определить механизм дизонтогенеза и формирование нарушений функций ЦНС, что даёт возможность своевременно подобрать коррекционную программу для преодоления двигательного, перцептивного, интеллектуального и речевого развития.
Нейропсихологическая коррекция состоит из трех уровней, каждый из которых имеет свое специфическое воздействие на все три блока мозга.
Первый блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и саморегуляции).
Отвечает преимущественно за эмоциональное состояние (особенно за страх, боль, удовольствие ,гнев) и за «подкрепление» психической деятельности. За организацию внимания, памяти, переработку разнообразной информации о состоянии внутренних органов и регуляции этих состояний.
- Энергетический блок мозга
Причины нарушения : особенности течения беременности и родов: токсикоз, гипоксия, плацентарная недостаточность, кесарево, обвитие пуповиной, стимуляция и медицинское вмешательство в процессе родов.
Вероятные последствия:
- слабоумие, утомляемость, усталость;
- отвлекаемость на занятиях и при выполнении заданий;
- неаккуратный почерк, грязь в листе, крупный или очень мелкие буквы;
- раскачивается, ерзает на стуле;
- ухудшение памяти, медлительность в мышлении и движении.
Нейропсихологическая коррекция состоит из трех уровней, каждый из которых имеет свое специфическое воздействие на все три блока мозга.
Первый блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и саморегуляции).
Отвечает преимущественно за эмоциональное состояние (особенно за страх, боль, удовольствие ,гнев) и за «подкрепление» психической деятельности. За организацию внимания, памяти, переработку разнообразной информации о состоянии внутренних органов и регуляции этих состояний.
- Энергетический блок мозга
( первый блок закладывается во время беременности, родов и 1 года жизни ребенка. Все что происходит с мамой во время беременности откладывает свой отпечаток на формировании ребенка).
Причины нарушения : особенности течения беременности и родов: токсикоз, гипоксия, плацентарная недостаточность, кесарево, обвитие пуповиной, стимуляция и медицинское вмешательство в процессе родов.
( признаками нарушения в развитии 1-го блока мозга может быть : истощаемость, утомляемость, эмоциональная неуравновешенность, аллергия в самых разнообразных проявлении, повышенная частота заболеваний, гипо- и гепертонус, двигательная неловкость, дизартрия, дисграфия, сужение полей зрения)
Вероятные последствия:
- слабоумие, утомляемость, усталость;
- отвлекаемость на занятиях и при выполнении заданий;
- неаккуратный почерк, грязь в листе, крупный или очень мелкие буквы;
- раскачивается, ерзает на стуле;
- ухудшение памяти, медлительность в мышлении и движении.
Второй блок отвечает за переработку и хранение информации (операционный). Включает в себя основные анализаторные системы: зрительную. слуховую и кожно-кинестетическую.
- Корковый блок мозга
(функции второго блока мозга: височные отделы мозга обеспечивают опостредование слухоречевых функций, Правое полушарие- невербальный слух ( бытовые шумы, интонации), Левое – речевой слух.
Теменные структуры обеспечивают тактильные или кинестетические функции (тонкий праксис).
Правое полушарие – соматогнозис в целом, левое- кинестетическое восприятие внешних стимулов.
Функционирование второго блока связано с обеспечением операционально-технической стороны любой деятельности. Операции «вырабатываются « с течением времени или «становятся» во времени.
Признаки несформированности второго блока: бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость; несформированность сенсо-моторных координаций; несформированность пространственный представлений)
Причины нарушений : слабость межполушарного взаимодействия, левша, особенности ранних этапов развития (ползание, ходьба, речь).
Вероятные последствия:
- Зеркальное письмо, путаница схожих по написанию букв и цифр (А-Л,Ш-Щ, в-д,6-9)
- Не реагирует на обобщенную речь с первого раза
- Непонимание логико-грамматических конструкций (Вася выше Пети, кто ниже?)
- Понимание прочитанного затруднено
- Трудности ориентировки во временах года, месяцах, днях недели
- Трудности ориентировки на листе, путаница в пространственно ориентации (право-лево)
- Трудности в понимании предлогов «над», «под», «за»
- Трудности в понимании счетных операций
Третий блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности ( уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)
- Лобный блок мозга
(Функция лобных долей – это правило. Развитие функций лобных структур – это накопление правил и алгоритмов. Количественное накопление системы правил- это и есть формирование программирования и контроля».У лобных структур нет собственной функции кроме функции отражения всего,что получает мозг.
Ни одной самостоятельной операции эти структуры не осуществляют, они только выстраивают программу. На фоне развития лобных структур развиваются все остальные зоны мозга.
Признаки недостоточной сформированности третьего блока мозга: ПЕРВОЕ что говорят о таких детях - их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности. - ВТОРОЕ - они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым. - Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. - У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы. - Они не могут решать смысловых задач. - В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений. - У этих детей крайне бедная речь.
Причины: незрелость лобных отделов головного мозга, слабость энергетической активации, неврологические нарушения.
Вероятные последствия:
- Трудности концентрации внимания, трудности включения в задание
- Трудности переключении с одного задания на другое
- Трудности в пересказе текста, решении задачи
- Трудности в применении правил на практике
- Импульсивность, нетерпеливость
Психические функции не даны ребенку от рождения, они преодолевают длинный путь, начиная с внутриутробного периода.
В норме развитие ребенка (онтогенез) должно быть таким:
1. ребёнок проходит родовые пути (рождение ребёнка);
2. ребёнок лежит на спине;
3. переворачивается с боку на бок, на живот;
4. ползает по-пластунски;
5. поднимает руки, упирается;
6. поднимает голову и охватывает пространство;
7. садится;
8. ползает на четвереньках;
9. встаёт, сначала с помощью рук, потом без;
10. начинает ходить вначале с помощью взрослого, затем - самостоятельно.
Если ребёнок развивается соответственно этой последовательности, правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов и позволяют ребёнку без искажений воспринимать пространственную сферу.
Как нарушения онтогенеза влияют на психические процессы?
В наши дни у детей очень часто наблюдается нарушение законов онтогенеза. Кроме того, часть детей появляются на свет с родовой травмой, с различными диагнозами, а у мам бывает неблагополучное течение беременности.
Очень часто в наши дни младенцы долго лежат на спине, не переворачиваются с боку на бок. Затем они очень быстро переворачиваются, почти сразу садятся, мало ползают и через очень короткое время встают. Иными словами, некоторые этапы ребёнок просто не проходит. Родители радуются, как их дети всё быстро делают. А у детей при этом имеется гипер- или гипотонус, они ходят на мысочках. Такие дети всё время стремятся сбросить это напряжение, но оно сохраняется у них до 8-9 и даже до 12 лет.
Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно говорить о возможных проблемах
Так, с помощью ползания, ребёнок осваивает пространство (научается понимать схему собственного тела; направления «право-лево», «верх-низ»; среду, которая его окружает).
А, значит, у него формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка - обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций — пространственно-временных, причинно-следственных. Если на это не обращать внимания, возникает целый ряд феноменов. Дело в том, что движения очень тесно связаны с речью – в головном мозге речевые и двигательные зоны находятся рядом. Искажена двигательная сфера — искажается и речевое развитие (возможны дизлексия и дисграфия). Ребёнок может не говорить до 3-х лет, или говорить односложно. Может быть дизартрия (ребёнок не говорит непонятно, невнятно — «каша во рту»). В школе возможна дисграфия. Например, ребенок может писать буквы в их зеркальном отражении, или у него может быть плохой почерк. Если у ребёнка плоха развиты двигательная и речевая сферы, будет страдать и эмоциональное развитие. То что пропущено, не сформировано в младенчестве, само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует специальных и сложных усилий.
Следует обратить внимание на ребенка, если у него:
- активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности) и улучшение всех жизненно важных процессов;
- улучшение: - внимания (устойчивости и концентрации); - памяти; - речи; - мышления;
- улучшение качества освоения учебного материала;
- развитие творческих способностей;
- приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.
Что такое «нейропсихологическое обследование»?
решить эти и подобные проблемы невозможно без выявления истинных причин данных нарушений.
Инструментом для диагностики служит нейропсихологическое обследование.
Этот метод позволяет исследовать внимание, память, мышление, речь, пространственные представления, основы саморегуляции; дает возможность родителям увидеть актуальные и потенциальные трудности ребенка и возможности их преодоления.
Обследование представляет собой беседу специалиста с ребенком и выполнение ребенком специально разработанных заданий и упражнений. Обследование проводится чаще всего в присутствии родителей и и полезно любому ребенку, особенно детям с указанными сложностями.
Автор метода: основоположник нейропсихологии, отечественный учёный А. Р. Лурия.
Нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку, а особенно - посещающему подготовительную группу детского сада.
Обследование - эффективный способ предотвратить многие проблемы в развитии ребенка, трудности в обучении и поведении.
По результатам диагностики специалист предоставит индивидуальные рекомендации, определит необходимость дальнейшей коррекционной работы и, при необходимости, предложит пройти Вашему ребенку нейропсихологические коррекционные занятия, направленные на преодоление выявленных проблем.
1.Сбор амнестических данных: наличие семейных заболеваний, наличие осложнений во время беременности, родовспоможение, шкала Апгар, диагноз при рождении, стационарное лечение, развитие до года (моторные функции (удерживает голову, переворачивается и т.д.), речевое развитие), трудности в овладении навыками: пользование горшком, самостоятельная ходьба, самостоятельная еда и т.п., перенесенные заболевания, наличие энуреза, тиков, посещение детского сада и адаптация к нему, предпочитаемые игры и игрушки.
2. Выполнение специальных заданий.
Чем поможет нейропсихологическая коррекция?
Наш мозг очень пластичен, и, примерно до достижения ребенком 12 лет, практически любое недоразвитие или негативное последствие можно уменьшить и скорректировать. Именно в этом и состоит смысл и задачи нейропсихологической коррекции. На занятиях по нейрокоррекции и абилитации ребенок проживает все те этапы, которые он не прошёл в своём развитии (метод замещающего онтогенеза).
1-й ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК МОЗГА
ЭСТАБИЛИЗАЦИЯ И АКТИВАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА. ПОВЫШЕНИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки (выполняются лежа-сидя-стоя) Растяжки нормализуют тонус мышц - гипер- и гипотонус (неконтролируемые: чрезмерное мышечное напряжение и мышечная вялость)
Глазодвигательный репертуар. Глазодвигательные упражнения Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий (выполняются лежа-сидя-стоя). Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий Активизация межполушарного взаимодействия
Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность.
2-й ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК МОЗГА
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
- Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.
- Зрительный гнозис.
- Пространственные и «квазипространственные» представления. - Пространственные схемы и диктанты.
- Конструирование и копирование.
- «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции (словесно-логическое мышление).
- Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.
- Мнестические процессы (в том числе - межмодальный перенос). Номинативные процессы.
Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
«Повтори позу». «Телесные фигуры, буквы и цифры». «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Предметы с различной фактурой поверхности». «Игра с палочками». «Распознай буквы — получишь слово».
Зрительный гнозис «Разрезные картинки». - «Выбор недостающего фрагмента изображения». -«Чего здесь не хватает?» - «Дорисуй предмет до целого». - Фигуры Поппельрейтера - «Что перепутал художник?» -«Фигура и фон». -«Лабиринт». -«Допиши букву». -«Письмо в воздухе». -«Исправь ошибки».
Пространственные и «квазипространственные» представления. Пространственные схемы и диктанты.
Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет). - «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево». - «Правильное зеркало», «Неправильное зеркало». - «Покажи направление». - «Графические диктанты».
Конструирование и копирование. Кубики Никитина. Танграм. Копирование фигур.
Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции (словесно-логическое мышление)
«Положи предмет...», «Где лежит предмет?», «Нарисуй предлог». - Логические задачи (лягушка живет под мышкой, зайчик — над лисичкой, мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?) - «Синонимы и антонимы». - «Закончи предложение, ответь на вопросы» («Перед тем как прийти домой...»).
Графические способности (рисование одной и двумя руками)
Различные «обводилки». - Специальные рисунки.
Задания на развитие всех видов памяти.
«Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать). «Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность» (ощупать и назвать). «Перевод из зрительной в тактильную модальность» (на ощупь найти показанные фигурки, предметы или буквы). «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок «Перевод из слуховой в зрительную модальность» (прослушивается звук, ребенок рисует услышанное). «Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).
Номинативные процессы
«Я знаю пять...». - «Закончи словосочетания» («Хитрая рыжая...»). - «Сравнение понятий» (морковь сладкая, а редька — ...). - «Угадай животное» (для каких животных характерны эти качества?). - «Составляем определения» (блюдце — это..., масленка — это...).
3-й ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК МОЗГА
ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов. Коммуникативные навыки. - Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы (словесно-логическое мышление)
Коммуникативные упражнения
Индивидуальные - направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом. Парные - способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые - дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Когнитивные упражнения способствуют развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.
Упражнения по визуализации и релаксации
Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Результаты нейропсихологической коррекции:
- активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности) и улучшение всех жизненно важных процессов;
- улучшение: - внимания (устойчивости и концентрации); - памяти; - речи; - мышления;
улучшение качества освоения учебного материала;
- развитие творческих способностей;
- приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дата публикации 09.02.2021г. Реализация нейропсихологического подхода в коррекции речи у детей с ТНР
В разделе обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов)....
Сценарий ООД с использованием технологии нейропсихологического подхода в коррекции нарушений в развитии детей
Из опыта моей практической работы - в профессиональную копилку педагогам и специалистам. Как практически можно применять нейропсихологический подход в коррекции различных нарушений в развити...
"Нейропсихологические подходы в коррекции трудностей освоения основной образовательной программы дошкольного образования"
Педагоги дошкольных организаций в своей работе сталкиваются с тем, что у детей старшего дошкольного возраста снижена работоспособность, темподеятельность, наблюдается колебание внимания, гиперак...
Нейропсихологический подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста
В этой статье отражён современный подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Приведен практический материал работы, разделённый на этапы для планомерного и...
Консультация для родителей “Реализация нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста”
Консультация...
Приемы нейропсихологического подхода в коррекции детей с ЗПР в ДОУ
В настоящее время увеличилось число детей с различными отклонениями и нарушениями в психическом развитии, которые имеют статус ОВЗ. У этих детей имеются смешанные, полные или парциальные нарушени...
"Приемы нейропсихологического подхода в коррекции детей с ЗПР в ДОУ"
Асоциальное поведение часто встречается у безответственных, слабовольных детей, которым не привили ценности, не объяснили разницу между своим и чужим. Не забывайте, первые учителя - родители, и т...