ПРОЕКТ Тема: «Чем поможем нашим глазкам».
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кутько Екатерина Сергеевна

Краткая аннотация проекта

Одной из наиболее актуальных проблем, возникающих в работе с детьми с нарушениями зрения, является проблема обучения бережному отношению дошкольников к своему здоровью, своим глазам, начиная с раннего детства.

Зачастую дети, имеющие ту или иную зрительную патологию, в силу своего возраста, не всегда осознают роль зрения в своей жизни, не владеют навыками гигиенического ухода за своими глазами, а самое главное, стесняются носить очки, что в свою очередь, ведет к нехватке знаний о явлениях окружающего мира, поскольку зрение является одним из самых мощных источников получения информации.

Проект, «Чем поможем нашим глазкам» призван помочь детям, а также их родителям устранить эти проблемы и создать благоприятные условия для лечебно-профилактической и коррекционно-педагогической работы по улучшению зрения у детей.

Цель педагогов – научить детей беречь свои глаза, заботиться о своем зрении доступными методами.

Задача родителей – состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, профилактика здорового образа жизни.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chem_pomozhem_nashim_glazkam.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 «Крепыш»

Детско-родительский проект

 «Чем поможем нашим глазкам?»

(формирование сознательного отношения к проблеме

ношения очков у детей с нарушением зрения)

                                                                           Составители:

Кутько Е.С., учитель-дефектолог

Сургут, 2019 г.

«Глаза – это зеркала души»

Л.И.Плаксина

ПРОЕКТ

Тема: «Чем поможем нашим глазкам».

Цель: формирование сознательного отношения к проблеме ношения очков у детей с нарушением зрения.

Краткая аннотация проекта

Одной из наиболее актуальных проблем, возникающих в работе с детьми с нарушениями зрения, является проблема обучения бережному отношению дошкольников к своему здоровью, своим глазам, начиная с раннего детства.

Зачастую дети, имеющие ту или иную зрительную патологию, в силу своего возраста, не всегда осознают роль зрения в своей жизни, не владеют навыками гигиенического ухода за своими глазами, а самое главное, стесняются носить очки, что в свою очередь, ведет к нехватке знаний о явлениях окружающего мира, поскольку зрение является одним из самых мощных источников получения информации.

Проект, «Чем поможем нашим глазкам» призван помочь детям, а также их родителям устранить эти проблемы и создать благоприятные условия для лечебно-профилактической и коррекционно-педагогической работы по улучшению зрения у детей.

Цель педагогов – научить детей беречь свои глаза, заботиться о своем зрении доступными методами.

Задача родителей – состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, профилактика здорового образа жизни.

Постановка проблемы

Дети, имеющие проблемы со зрением, часто стесняются носить очки, причиной этого выступает довольно недоброжелательное отношение к очкам, которое наблюдается в нашем обществе в течение достаточно долгого времени. Детям, которым приходится надевать очки, порой бывает тяжело находиться в обществе своих сверстников, потому что этот аксессуар выделяет их, делает их предметом обсуждения или насмешек, ведь для дошкольника очки – это еще и проблема социальной адаптации. Родители, имеющие детей с нарушением зрения, также не всегда могут помочь ребенку адаптироваться к социально-бытовым явлениям окружающего мира. И, несмотря на то, что в последние годы отношение к очкам начало меняться в положительную сторону, достаточно много детей продолжают, молча страдать или отказываться надевать необходимый для его здоровья аксессуар. Происходит это из-за излишнего внимания и некорректного поведения сверстников. Ребенок становится плаксивым, раздражительным, а иногда агрессивным. Как помочь дошкольнику со зрительной патологией справиться с этой проблемой? Как научить здоровых детей относиться с пониманием к людям, которые носят очки?  Наш проект призван ответить на эти вопросы, помочь детям, создать благоприятные условия для коррекционно-педагогической работы по улучшению зрения у детей.

       

Задачи проекта:

  1. Сформировать правильное понимание значения очков в жизни человека, правилах обращения с очками.
  2. Привить детям знания о необходимости зрительной гимнастики.
  3. Воспитать правильное отношение к проблемам зрения, назначениям врача окулиста, ношению очков, сохранению и укреплению зрения.
  4. Создать атмосферу доброжелательного отношения к детям с нарушением зрения, воспитать толерантное отношение и принятие детей с ОВЗ.
  5. Способствовать успешной социализации детей, имеющих нарушения зрения в жизни детского сада.
  6. Формировать у детей понимание ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, углубление знаний и навыков здорового образа жизни.

Гипотеза: только целенаправленное взаимодействие семьи и ДОУ по формированию культуры зрения позволит сформировать у дошкольников и их родителей необходимость бережного отношения к зрению, глазам.

Основополагающий вопрос: «Что нужно делать, чтобы глаза лучше видели?»

Форма организации – групповая

Вид проекта: информационно-познавательный

Тип проекта: краткосрочный (месяц)

По числу участников: ориентированный на детей старшего дошкольного возраста по ОВЗ и родителей; осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

НАЧАЛЬНЫЙ

1 неделя

Дефектолог

Дети

Родители

Определение проблемы;

Постановка целей, задач;

Определение методов работы;

Опрос детей с целью выяснения отношения к очкам; Сбор информации, литературы, дополнительных материалов.

Коррекционные занятия по СБО: «Я и мое зрение»

Оформление выставки творческих работ детей и родителей по теме «Я в очках».

  • Чтение художественной литературы: «Доктор Айболит», «Каникулы в Простоквашино», «Незнайка и его друзья», «Приключение Винни-Пуха»;

Консультации: «Как сохранить глаза здоровыми», «Здоровье ребёнка зависит от вас».

Рисование совместно с детьми портретов «Я в очках»

ОСНОВНОЙ

2 неделя

Коррекционные занятия по СБО: «Как видят люди без очков?», «Зачем глазам нужны очки?», «Как реагируют наши глаза на различные раздражители?»

Оформление выставки фотографий детей и родителей по теме «Витаминный салат».

  • Обучение применению зрительных гимнастик для детей общеразвивающих групп

Консультации: «Будут здоровыми глазки всегда, если полезная в доме еда»

Изготовление совместно с детьми «Витаминного салата»

3 неделя

Коррекционные занятия по СБО: «Роль зрения в жизни человека. Как видят животные».

Презентации для детей: «Какие бывают очки».

Развлечение «Дефиле в очках».

Опытно - исследовательская деятельность на коррекционном занятии по СБО.

Консультации: «Гигиена зрения у дошкольников».

Изготовление очков совместно с детьми.

4 неделя

Коррекционные занятия по СБО: «Как беречь глаза»

Итоговое мероприятие по проекту «Чем поможем нашим глазкам»

  • Дидактические игры: «Найди одинаковые очки», «Что сломалось у очков?», коррекционные «Далеко-близко», «Выкладывание из природного материала»;

Консультации: «Профилактика и коррекция зрения у детей дошкольного возраста средствами специальных упражнений».

Памятка: «Берегите зрение детей»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Подведение итогов, анализ результата реализации проекта, выработка идей для дальнейшей работы по данному  направлению.

Ожидаемые результаты:

- создание благоприятных условий для учебно-воспитательной и лечебно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения;

- формирование сознательного отношения детей к проблемам зрения, повышение мотивации к сохранению и укреплению зрения, приобретение навыков снятия зрительного напряжения;

- воспитание навыков бережного обращения с очками, положительного отношения к ношению очков и окклюзий;

- создание атмосферы доброжелательного отношения к детям с нарушением зрения, воспитание толерантного отношения и принятия детей с ОВЗ;

- укрепление позитивного общественного мнения о деятельности учреждения, положительного имиджа ДОУ, демонстрация социальной значимости и ценности работы детского сада

Приложение 1

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Я и мое зрение»
Цель: выявление знаний, умений и навыков ведения ухода за глазами.
Вопросы к детям:
1. Зрение – это …
2. Для чего нужны глаза?
3. Какие правила охраны глаз ты знаешь?
4. Чтобы иметь хорошее зрение, нельзя …
5. Чтобы хорошо видеть, я делаю вот что…
6. У вас здоровая семья?

Обобщающие беседы о зрении

Цель: выявить имеющиеся у детей знания; подвести их к пониманию того, как нелегко живется слепым людям; формировать гуманные чувства по отношению к инвалидам.
Материалы: комплект кубиков с выпуклыми буквами русского языка (или буквы из магнитной азбуки); платок или шарф.

Педагог предлагает детям ответить на ряд вопросов:

— Как называют человека, лишенного зрения?

— Как вы представляете жизнь таких людей?

— Как вы думаете, может ли слепой человек научиться читать? Каким образом?
Воспитатель может рассказать детям о специальном наборе выпуклых букв для слепых людей – шрифте Брайля – и предложить детям с завязанными глазами узнать буквы (на кубиках с выпуклыми буквами или на примере букв из магнитной азбуки). Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что у слепых из – за невозможности видеть окружающее обостряются другие виды чувствительности, например, слух. Предложить детям объяснить выражение «слепые люди видят по – своему», а затем ответить на вопросы:

— Как бы вы помогли слепым людям, если бы им потребовалась ваша помощь?

— Как бы вы помогли больным людям и инвалидам, если бы были волшебниками?

— Как бы вы помогли им, если бы были изобретателями?

Рассказ педагога

У разных представителей животного мира глаза устроены по – разному. Это связано с тем, что глаза приспособлены к тому окружению, в котором живут их обитатели. Даже растения воспринимают свет, поворачивая к нему свои листья. На поверхности тела плоских червей есть так называемые «глазки». Но эти «глазки» не способны воспринимать изображение, они лишь реагируют на свет.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. А у берегов Юго – Восточной Азии живет рыба иглобрюх, у которой есть специальные «солнцезащитные очки» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, на яркий свет, как специальные клетки желтого цвета начинают «расползаться» по глазу, и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки.

Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.

У раков глаза расположены на специальных антеннах – стебельках, они выдвигаются далеко вперед и могут вращаться, когда сам рак неподвижен. И еще у него есть особый глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад. А вот у морских звезд – по одному глазу на конце каждого луча.

У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается по полному кругу. Эти ночные птицы видят только в темноте.

Вопрос: Каких специальных зрительных клеток – палочек или колбочек – больше у кур, голубей, ящериц? А у совы, филина?

Муравьи даже днем видят звезды.

Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней частью глаз. Верхняя половина всегда смотрит в небо, на фоне которого добыча хорошо заметна.

А у пчел пять глаз: два больших и три маленьких. Кроме того, пчелы необычно воспринимают цвета. Например, пчелы не опыляют красные цветы, потому что красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет. (показ слайдов)

В отличие от животных, человек может видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Они страдают болезнью, которая называется «дальтонизм». Распознали эту болезнь в 1875 г. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло много людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повести поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Оставшемуся в живых машинисту показали мотки цветных ниточек и установили, что он не различает цвета. Это явление цветовой слепоты изучил английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом, и болезнь не различения цветов – дальтонизм – была названа его именем.

Приложение 2

Конспект коррекционно-развивающего занятия 
для детей старшего дошкольного возраста «Как беречь глаза»

Цель: формирование правильного и бережного отношения к своему зрению.
Наглядный материал: картинки с изображением разнообразных действий детей.

Ход занятия:

Педагог читает стихотворение Н. Орловой «Береги свои глаза»

Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните, как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли на долго сохранится,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонивши низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!

Скажите, пожалуйста, какие правила необходимо соблюдать, чтобы глаза хорошо видели?
– Посмотрите на экран. Кто правильно сидит за столом? Почему вы так думаете?

(ответы детей)

– Правильно. Я предлагаю потренироваться. Представьте, что вы рисуете. Возьмите карандаш и сядьте правильно (воспитатель учит детей правильной посадке за столом):

спина прямая, ноги стоят на полу, расстояние от стола до груди примерно равна

ширине ладони, расстояние от глаз до рабочей поверхности должно быть не менее 40 сантиметров.
Внимание, объявляется игра «Сам себе не навреди, глаза свои, ты, береги».
Предлагаю разделиться на 2 команды. Каждая команда получает набор карточек с изображением моделей и 2 обруча. Разместите, пожалуйста, модели в соответствии с

полезным и вредным их влиянием на зрение.

Предлагаю командам проверить правильность выполнения задания участниками

другой команды.

Глаза – самый драгоценный дар природы. Глаза заслуживают внимательного и бережного отношения к себе! 

Конспект коррекционно-развивающего занятия 
для детей старшего дошкольного возраста

«Роль зрения в жизни человека. Как видят животные».

Цель: 

Материалы: объемный макет глаза человека и схематическое изображение его строения; таблица «Восприятие цвета человеком и животными.

Ход занятия:

Воспитатель подводит детей к декорации, где изображен дом в виде глаза, а за шторой на окне зрачок.

Педагог: Отгадайте загадку и узнайте в какой город мы пришли «Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят?»

Ответ детей: Глаза!

Педагог: Верно, это глаза. И город называется …..

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть свои глаза через зеркало, а потом просмотреть глаза соседа.

Педагог: У людей по два глаза, расположенных на некотором расстоянии друг от друга и человек не может одним глазом увидеть другой глаз.

Дети рассказывают, как выглядят глаза.

Педагог: А зачем человеку глаза? Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз?

Воспитатель читает стихотворение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».

«Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно.

Ничего вокруг не видно…

Природа заботливо оберегает наши глаза: они расположены в особых углублениях – глазницах. Глаз закрывается «дверцей», которая называется «веко». Если со лба течет пот, его остановит брови. Ветер несет в лицо пыль – ее задержит реснички. А если пылинки сядут на глаз, то их «слизнет» мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные. Их работа похожа на работу стеклоочистителей – «дворников» на смотровом стекле автомобиля. А если появится опасность, веки могут мгновенно захлопнуться.
Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты человек постоянно рассматривает то, что находится пред его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение. Обычно мы можем видеть только переднюю часть глаза. Сам глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи и под веками глазное яблоко покрыто прозрачной пленкой, которая предохраняет его от инфекции, грязи и пыли.( показ иллюстрации)

Снаружи мы видим белковую и радужную оболочки глаза. Радужная оболочка бывает разного цвета, а в самом центре радужной оболочки находится зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, потому что снаружи зрачок у всех людей черного цвета. Под действием цвета зрачок может то сужаться, то расширяться благодаря специальным мышцам. Далее свет проходит через особую прозрачную линзу – хрусталик. Этот хрусталик крепится на специальных мышцах и может изменять свою кривизну – быть выпуклым, плоским или вогнутым. Кривизна хрусталика зависит от того, на каком расстоянии находится рассматриваемый объект. На противоположной стороне глазного яблока находится очень важная оболочка – сетчатка. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток – одни похожи на палочки, а другие на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут делать это только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. А с наступлением сумерек колбочки отправляются на покой и их сменяют палочки. Поэтому, когда мы входим в темную комнату, то можем только различать предметы, но не можем определить их цвета. А если включить свет, то колбочки сразу проснутся и примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета.

Педагог: А сейчас мы с вами отправляемся в творческую лабораторию, а вы, ребята, будете выступать в роли исследователей.

Приложение 3

Опытно-исследовательская деятельность
Опыт 1
«ЗОРКИЙ ГЛАЗ»

Цель: определить полезность использования повязки на одном из глаз.
Гипотеза: для адаптации зрения к различным световым условиям целесообразно

ношение повязки.

Материал: повязка на глаз, 2 настольные лампы, 2 карточки с рисунком

Ход опыта:

1.Первый экспериментатор (одновременно со вторым): посмотреть на включенную

лампочку не защищенными глазами 1 минуту.

2. Второй экспериментатор (одновременно с первым): посмотреть на включенную глазами 1 минуту лампочку (один глаз защищен пиратской повязкой).
3. По истечении времени назвать предмет, изображенный на карточке.
Вывод: глазам требуется несколько минут для адаптации к различным световым условиям. 

Опыт 2 
«ЛОВКИЙ ЗРАЧОК»

Цель: определить реакцию зрачков на различную степень освещенности.
Гипотеза: глазам необходимо некоторое время для адаптации к различным световым условиям.
Материал: 2–3 игрушки
Ход опыта:
1. Предлагаю детям рассмотреть зрачки друг друга в освещенной комнате.
2. Задернуть шторы, чтобы создать полумрак.
3. Предложить детям быстро назвать игрушки, расположенные на полочке и их цвет.

Вывод: в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы. Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек.

Опыт 3
«ОПЫТ МАРИОТТА»

Цель: показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.
Гипотеза: при попадании предмета в слепое пятно, глаз не видит его.
Материал: карточка
Ход опыта:
1. Предлагаю посмотреть одним глазом на крест в углу карточки, второй глаз закрыть ладошкой.
2. Попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста.
3. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.
Вывод: при попадании предмета в слепое пятно, человеческий глаз не видит предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши глазки

Консультация для родителей...

Конспект НОД по валеологии в подготовительной группе "Сбережем наши глазки"

На данном занятии дети знакомятся со строением глаза, с правилами безопасности в отношении глаз. Проводится опыты и обсуждения различных ситуациий, зрительная гимнастика....

Наши глазки

Конспект совместно - образовательной деятельности...

Наши глазки бережём

конспект НОД...

Конспект НОД по валеологии в подготовительной к школе группе тема: «Наши глазки надо беречь».

КОНСПЕКТ НОД ПО ВАЛЕОЛОГИИв подготовительной к школе группетема: «Наши глазки надо беречь».Выполнила: воспитательМБДОУ ДС КВ «Теремок»Власова Н. В.2012г....

"Наши глазки-раскраски"

Конспект непрерывной образовательной   деятельностидля детей средней группыс использованием элементов   экспериментирования,  моделирования, гимнастики для глаз и динамической...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Что такое наши глазки?»

Подготовила: воспитатель Ларионцева Л.МОбразовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественно-эстетическое развитие.Возрастная группа: подготовительная группа.Тема: «Что та...