Практика "Лэпбук как интересная, развивающая и эффективная форма работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Приложение №1 к письму
ГАОУ ДПО СО «ИРО»
От_______2023№_____
Паспорт практики
1.Общие сведения | ||
Наименование/тема практики | Лэпбук как интересная, развивающая и эффективная форма работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. | |
Фамилия, имя, отчество автора(полностью) | Сафошкина Марина Александровна | |
Место реализации практики(образовательной организации, территория, где реализуется практика | МАДОУ №33 г.Североуральск Свердловская область | |
Должность реализатора практики | Воспитатель | |
Стаж работы в данной должности | 7 лет | |
Контактные данные для обращения(сот.тел, эл. почта) | 8-950-63-12-800 marihka160676@mail.ru | |
2.Описание практики | ||
Краткое описание проблемной ситуации, послуживших причиной внедрения практики | Рост рождаемости детей с ОВЗ. Работа с дошкольниками с ОВЗ в ДОУ. Решение проблем психологического характера у таких детей. | |
Цель практики и задачи практики | Цель: обеспечить оптимальные условия для развития личности ребенка через создание развивающей среды. Задачи: -изучение научно-методической литературы и др.источники по теме практики. -разработка систем мероприятий по созданию и использованию лэпбуков | |
Целевая группа обучающихся | Подгруппа дошкольников в составе 3 человек | |
Краткое описание содержания практики | Лепбук способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса и отвечает всем требованиям ФГОС к пространственной предметно-развивающей среде. Цель: обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка через создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам. Результаты наблюдений показали, что дети младшего возраста стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. У них значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Развита крупная и мелкая моторика. Дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, пересказывать сказки, рассказывать стихи. | |
Используемые технологии, методики, техники, приемы | Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии. Индивидуальный подход игротерапия. | |
Практика предоставлена/не предоставлена в интернет пространстве(соц.сети, сайт организации и др.) ссылка на предоставления | https://nsportal.ru/safoshkina-marina-aleksandrovna | |
Ресурсы, необходимые для внедрения практики(при необходимости) | Безграничная фантазия. |
Приложение №2 к письму
ГАОУ ДПО СО «ИРО»
От_______2023№_____
Сборник практик 2023
Практика Сафошкиной Марины Александровны.
«Лэпбук как интересная, развивающая и эффективная форма работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья»
I. Введение:
Актуальность практики.
В работе с обучающими ОВЗ недостаточно использовать только традиционные методики коррекционной работы. Задача педагога создать оптимальные условия для реабилитации и социальной адаптации детей ОВЗ, развить необходимые качества и навыки. Ведь как важно, помочь таким детям увидеть, услышать и почувствовать все многообразие окружающего мира. Лепбук способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса и отвечает всем требованиям ФГОС к пространственной предметно-развивающей среде:
-доступность (детям с ОВЗ и инвалидам)
-трансформируемость (легко складывается, изменяет пространство)
-вариативность ( возможность изменять материал)
-полифункциональность (применение в различных видах детской деятельности)
-безопасность(пособия изготавливают из экологичеки чистых материалов, соответствие нормам САНПиН.
Лэпбук привлекает детей, ведь он яркий, красочный, занимательный. Дошкольники с удовольствием изучают и выполняют предложенные игровые задания. Такая игра - это отличный способ закрепления и повторения материалов.
И содержание лэпбука может быть разнообразным: отражать тематику праздника, времени года, дидактических игр, по страницам сказок, а также как вспомогательный инструмент для освоения тем развития речи, математики, окружающего мира и тд.
Проблема практики.
С каждым годом количество детей с ОВЗ только возрастает. Как известно, дети с ОВЗ имеют острые проблемы психологического характера. Почти у всех низкий уровень самооценки и высокий уровень тревожности. Также имеются недостатки развития устной речи, речь самостоятельно не развивается, словарь хаотичен, неорганизован. Сниженная познавательная мотивация, низкая концентрация внимания и организованность, трудности обработки слуховой информации, специфика развития мышления. Конечно, все это отрицательно влияет на образ жизни детей.
В связи с этим педагоги ищут новые подходы, технологии и приёмы. Один из практических методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является Лэпбук.
Общие планируемые результаты в соответствии с ФГОС.
Лепбук отвечает всем требованиям в соответствии с ФГОС. Возможности лэпбука безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, например, таких как:
-уверенность в собственных силах;
-любознательность;
-способность к волевым усилиям;
-самостоятельность;
-инициативность.
II Содержание:
Цель практики.
Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка через создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам.
Задачи практики.
1.Изучить научно-методическую литературу, а также другие информационные источники по теме своего проекта. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.
2.Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства обучения детей дошкольного возраста.
Целевая группа.
Подгруппа дошкольников, состоящая из 3 человек.
Содержание деятельности по реализации практики.
-Обсуждение темы практики. Участники практики: дети с ограниченными возможностями здоровья, педагог.
-Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей.
-Выявить актуальность практики, теоретическое обоснование проблемы.
-Изучение литературы по практике.
-Изготовление лепбуков: «В гостях у сказки», «Зима», «Весна»
-Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с лепбуком.
-Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей.
В лепбуках хранятся материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку, используя лэпбуки, автор имеет возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.
III. Результаты апробации практики:
Автор использует лэпбуки на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения и развитию связной речи. А дошкольникам нравится использовать в свободной деятельности карточки и игры из них.
Результаты наблюдений показали, что дети младшего возраста стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. У них значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Развита крупная и мелкая моторика. Дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, пересказывать сказки, рассказывать стихи. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
IV. Перспективы использования данной практики:
Эти удивительные папки для воспитателей являются помощником в работе с детьми с ОВЗ, помогающим организовать активную речевую, коммуникативную и познавательную деятельность воспитанников.
В дальнейшем автор планирует вовлекать родителей в эту интересную и трудоемкую работу как создание новых лэпбуков, дополнять лепбуки новыми идеями. Проводить мастер-классы для родителей по изготовлению лепбуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры-представления в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
В материалах выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей представлен опыт работы по развитию дошкольников в театрализованной деятельности....
Статья "Педагогический поиск новых форм взаимодействия с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) и их родителями"
Статья для специалистов и воспитателей ДОУ....
«Инновационная образовательная практика использования фольклора в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».
Разработка позволяет понять как можно использовать фольклор в работе с дошкольниками с ОВЗ...
Статья на тему: "Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"
Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприят...
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)
Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматривается возможность применения педагогами нейропсихологических методов и приемов, оказывающих положительное влияние на развитие детей с ОВЗ. Дано понятие нейропсихологических игр, их ...
Онлайн - семинар «Дары Фребеля» - как эффективная форма работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью»
Тема: «Дары Фребеля» - как эффективная форма работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью».Цель: Ознакомить слушателей с возможностями игрового набора «...