Речевой досуг для детей с ОВЗ 4-6 лет
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_dosug_dlya_detey_4-6_let_s_ovz.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Осенние посиделки
Речевой досуг для детей 4-6 лет с ОВЗ
Ишкова Наталья Сергеевна
Учитель – дефектолог ГБУ ЦССВ «Берег надежды», Москва.
Аннотация. В статье представлен речевой досуг, на котором используются различные задания, упражнения и игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире, развитие мышления, внимания, речи, восприятия, двигательной моторики, координации движения. В ходе занятия дети познакомились с народной традицией русских посиделок.
Ключевые слова. Речевой досуг, дети с ограниченными возможностями здоровья, посиделки.
Цель: формировать представление о необходимости гармоничного соотношения труда и отдыха в жизни через приобщение к народной традиции русских посиделок; воспитывать интерес к здоровому образу жизни, активным формам отдыха; повторить и закрепить знания и представления по темам: время года – осень и ее признаки; овощи и фрукты – разные продукты; подготовка диких животных к зимовью.
Задачи:
- активизировать словарь по темам «Времена года. Осень; Овощи; Фрукты».
- учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
- развивать внимание, мышление, зрительную, слуховую, тактильную и осязательную память.
- формировать слухо – зрительно- двигательную координацию, закреплять умение точно выполнять движения в соответствии с текстом.
- формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение.
Персонажи: медведь (воспитатель), старушка-Ворчушка (социальный педагог).
Оборудование: название занятия на стену, мультимедийная доска, оборудование для проведения игр, костюмы для персонажей, мультфильм «Дядя Миша» Сутеев, картинки с изображением времени года – осень, свежие фрукты и овощи, мешочек с муляжами фруктов и овощей.
Ход занятия:
Звучит негромкая народная музыка
1.Вводная часть Активизация опыта детей, освоение новых знаний. Учитель – дефектолог. Здравствуйте, ребята! Вот и настал новый день, друзья, а дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории, какие?
Дети. Будни и выходные.
Учитель – дефектолог. Будни отданы труду и ученью, а праздники?
Дети. А праздники отданы отдыху
Учитель – дефектолог. Хорошо потрудившись, выполнив все свои дела можно и отдохнуть. Недаром, в народе говорят: «Сделал дело – гуляй смело». А что же такое отдых? Как вы умеете отдыхать?
Дети. Спать, гулять, ходить в кинотеатр, играть с друзьями, заниматься разными видами спорта и т.д.
Учитель – дефектолог. Правильно, ребята. Отдых может быть активным, развеселым или спокойным, пассивным.
Отдых – это проведение времени для восстановления сил
и без обычной работы.
- Сегодня мы познакомимся с одной из старых русских традиций отдыха – традиции посиделок. А, что такое посиделки, вы когда-нибудь слышали?
Дети. Это когда сидят и отдыхают после работы.
Учитель – дефектолог. И действительно, когда заканчивались напряженные летние и осенние работы, урожай был собран и уложен на хранение, люди собирались на совместное веселье.
- А давайте, и мы устроим посиделки!?
2.Основная часть
Учитель – дефектолог. Ребята, а скажите какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Учитель – дефектолог. Значит, наши посиделки будут называться?
Дети. Осенние посиделки.
Учитель – дефектолог. Назовите осенние месяцы.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Учитель – дефектолог. Давайте вспомним как же осенью люди трудятся? Дети. Осенью люди собирают урожай в садах, в полях и огородах.
Учитель – дефектолог. А какие же дары осень нам принесла?
Дети. Осень нам принесла в дар овощи, фрукты.
Учитель – дефектолог. Давайте с вами поиграем… Я буду читать загадки, а вы попробуете отгадать про какой овощ или фрукт я загадала.
- Встречайте, достижения народные - загадки урожайно-огородные!
Этот вкусный желтый плод К нам из Африки плывет, Обезьянам в зоопарке Пищу круглый год дает. (банан) | Он совсем-совсем зеленый И овальный, удлиненный. Помидора верный брат, Тоже просится в салат. Догадался? Молодец! Ну, конечно ... (огурец) |
Сидит бабка, Вся в заплатках, кто заплатку оторвет, | Круглое, румяное, (Яблоко) |
Сто одежек и все без застежек. (капуста) | Над землей трава - |
Сидит девица в темнице, А коса на улице. (Морковка) | Висит зеленая ветка - |
Учитель – дефектолог. А какую пользу приносят нам овощи и фрукты?
Дети. Во фруктах и овощах много витаминов, они полезны для здоровья.
Учитель – дефектолог. Молодцы, ребята! А скажите, как готовятся осенью звери к зиме?
Дети. Звери осенью делают запасы еды, утепляют свои норы.
Учитель – дефектолог. Сейчас я вам покажу мультфильм про одного знакомого вам медведя. Который не хотел готовиться к зиме.
- Просмотр мультфильма «Дядя Миша» В.Г. Сутеев.
3. Игровой блок. Закрепление понятий, развлекательно-познавательные игровые элементы.
Входит медведь (воспитатель). Медведь:
Кто меня тут вспоминает, Обо мне так много знает? Вы меня не бойтесь, детки Я ведь добрый, не лентяй сам свой вырастил урожай! Все убрал в свою кладовку, Чтоб зимой не голодать, до весны спокойно спать!
Учитель – дефектолог. Свежо придание, но верится с трудом! Мы с ребятами видели в мультфильме, что ты ленился и не хотел доводить начатое дело до конца. Тогда давай сейчас и проверим, сам ли ты собирал урожай?
Медведь. Не верите, эх вы, ладно спрашивайте я готов.
Учитель–дефектолог. Как ты собирал морковку? Медведь. Брал самый острый нож и срезал с ветки. (дети исправляют ошибку)
Учитель – дефектолог. Как ты собирал урожай капусты? Медведь. Выдергивал из земли. (дети исправляют ошибку)
Учитель – дефектолог. Как ты собирал урожай помидоров? Медведь. Брал самую большую лопату и выкапывал их из земли. (дети исправляют ошибку)
Учитель – дефектолог. Да медведь, видно ты опять не сам собирал урожай? Медведь. Сам, сам, вот спросите у меня еще разок.
Учитель – дефектолог. Как ты собирал урожай тыквы? Медведь. Подходил к дереву и сильно тряс его, тыквы сами на землю падали. (дети исправляют ошибку).
Учитель – дефектолог. Признавайся, кто тебе собирал урожай. Обманывать не хорошо, тем более детей!
Медведь. Я сам правда, вот только пока к вам шел мне голову упала шишка, и я видимо все позабыл и перепутал. Как теперь использовать урожай, из чего варить суп, компот, печь пироги? …. Вспомнил! Сахар, слива и картошка, вода и готов сливовый суп. Пойду варить, заходите в гости.
Учитель – дефектолог. Да видимо, это была огромная шишка. Ты все перепутал. Сейчас ребята тебе помогут разобраться.
Упражнение: «Поварята».
Дети выбирают нужные муляжи фруктов и овощей для приготовления супа и компота и раскладывают по нужным кастрюлям.
Медведь: Я все вспомнил, вспомнил, вы помогли мне все вспомнить!! Теперь я с вами поиграть могу. Вы любите овощи и фрукты, сможете угадать на вкус??
Дети. Да сможем.
Медведь. А с закрытыми глазами сможете?
Дети. Да!
Упражнение. «Угадай на вкус?» Медведь выбирает ребенка, завязывает ему глаза и кладет в рот кусочек свежего фрукта или овоща, ребенок угадывает и называет его.
Игра повторяется, чтобы поучаствовал каждый ребенок.
Медведь. Эх, ребята хорошо с вами! Пожалуй, я с вами останусь отдохнуть.
Учитель – дефектолог. А вы знаете, что в старину люди жили большими дружными семьями? В избе находились несколько поколений людей: прабабки и прадеды, деды и бабушки, мамы, папы и ребятня. И куда все помещались!
Но как ни странно, никто никому не мешал, только веселее жить было людям.
(Стук упавшего тяжелого предмета)
Медведь. Ой, кто это у вас с печки свалился?
Входит Старушка-Ворчушка (социальный педагог), потирает «ушибленный бок»:
Старушка – Ворчушка. Ишь, расшумелись.
Учитель – дефектолог. Ой, бабушка не вовремя ты спишь, мы тут трудимся, занимаемся. «Делу время, а потехе час!»
Старушка – Ворчушка. А я думала вы тута баклуши бьете! Эй-х, вы и слов таких-то не слыхивали, что значит «бить баклуши»?
Дети. Бить баклуши – это значит бездельничать.
Старушка – Ворчушка. Правильно! А я сейчас проверю какие вы внимательные…
Упражнение. «Репка» (на развитие двигательной памяти).
Старушка – Ворчушка. Если я говорю «бабка» - то вы «вяжете», если говорю «внучка» - подпрыгиваете, если «дедка» - рубите дрова, если «кошка» - умываетесь, если «Жучка» - лаете, если репка – «надуваете щеки, кладете руки на пояс»
Игра повторяется несколько раз.
Старушка-Ворчушка. Молодцы, ребята! Ох и повеселили вы меня.
Старушка – Ворчушка.
Жалко с осенью прощаться.
А ведь надо расставаться,
Время движется вперед
Зиму в гости к нам зовет.
Медведь, со старушкой прощаются с детьми и уходят.
4.Заключительная часть
Учитель-дефектолог. Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы все хорошо, активно поработали. А что Вам больше всего запомнилось на наших осенних посиделках?
Дети отвечают: просмотр мультфильма, отгадывание интересных загадок, играть со старушкой-Ворчушкой и др.
Учитель – дефектолог. Наши посиделки удались. Спасибо, все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой досуг для детей среднего возраста "Маша - растеряша"
Цель: развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.Организационный момент.Упражнение "Зашагали ножки""Встреча с Машей"Игра "Поможем Маше разложить одежду в шкаф"Игра "Маша тапоч...
Речевой досуг для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Наши забавные друзья»
1. Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелётные птицы», Зимующие птицы».2. Развитие фонематического восприятия.3. Совершенствование лексико – грамматического строя речи...
Спортивно-речевой досуг для детей дошкольного возраста "Путешествие в лес"
Конспект логопедического досуга для детей в разновозрастной группе...
Речевой досуг для детей средней группы
Речевой досуг для детей средней группы...
Речевой досуг для детей подготовтельной к школе группы "Наши пернатые друзья"
ЦельРазвитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.Основные задачи• Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелетные птицы», ...