Дизонтогенез – это состояние, при котором наблюдаются отклонения от нормального личностного развития в определенный период жизни. Оно может проявиться в любом возрасте.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Дизонтогенез – это состояние, при котором наблюдаются отклонения от нормального личностного развития в определенный период жизни. Оно может проявиться в любом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizontogenez.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Факторы, влияющие на возникновение дизонтогении Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия - Степень нарушения межфункциональных связей
Уровни нервно – психического реагирования детей на различные патогенные воздействия с омато – вегетативный п сихомоторный а ффективный
Сомато-вегетативный ( от 0 до 3 лет ) На фоне незрелости всех систем ребенок в этом возрасте н а любое патогенное воздействие реагирует комплексом с омато-вегетативных реакций, таких как : о бщая и вегетативная возбудимость повышение температуры тела нарушение сна и бодрствования нарушение аппетита желудочно-кишечные расстройства
Психомоторный ( от 4 до 7 лет ) Интенсивное формирование корковых Отделов двигательного анализатора и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему, предрасположенной к динамическим р асстройствам различного генеза: п сихомоторная возбудимость т ики з аикание с трахи
Аффективный ( от 7 до 12 ) На любую вредность ребенок реагирует: а ффективным компонентом ( от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с элементами негативизма, агрессии, невротическими реакциями) могут встречаться следующие расстройства: - синдром аффективной возбудимости - синдромы страхов - синдром нарушения школьных навыков - синдром навязчивых состояний - психохарактерологические реакции - неврастенический синдром
Этиология дизонтогений Условно причины возникновения дизонтогений можно разделить на 2 большие группы: Ι биологические факторы ΙΙ социальные факторы
Ι Биологические факторы: Антенатальные ( токсикозы беременности, заболевания м атери во время беременности, вредные привычки и н аркологические проблемы, психические нарушения у м атери). Перинатальные ( внутриутробные повреждения плода, п атология процесса родов ). П остнатальные ( генотип, соматические заболевание д о 7 лет, черепно – мозговые травмы ). Наследственность и состояние здоровья родителей.
ΙΙ Социальные факторы: Факторы, влияющие на здоровье родителей и наследственность ( клинические условия, особенности питания, уровень загрязненности окружающей среды, социально – стрессовые условия). Психические факторы ( условия микросоциальной среды, типы воспитания, хронические психотравмирующие ситуации, школьные проблемы, школьная дезадаптация, структура и насыщенность свободного времени, фактор культуры). Психофизиологические факторы ( умственное и физическое переутомление, структура и насыщенность двигательной активности, стиль жизни, проблемы подросткового возраста).
Основные направления нарушений психического нарушения ( Л. С. Выгодский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Каннер). Ретардация - запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных ее компонентов. Дисфункция созревания – связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды.
Поврежденное развитие - изолированное повреждение Какой – либо анализаторной системы или структур головного мозга. Асинхрония - диспропорциональное психическое развитие При выраженном опережении темпа и сроков развития Одних функций и запаздывании или выраженном Отставании других.
Классификация видов психического дизонтогенеза ( по В. В. Лебединскому) Ι группа включает отклонения по типу р етардации задержанное развитие и дисфункцию созревания : общее стойкое недоразвитие ( УО ) задержанное развитие ( ЗПР )
Классификация видов психического дизонтогенеза ( по В. В. Лебединскому ) Ι Ι группа включает отклонения по типу повреждения Поврежденное развитие ( органическая деменция ) Дифицитарное развитие ( тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний )
Классификация видов психического дизонтогенеза ( по В. В. Лебединскому) Ι ΙΙ группа включает отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально – волевых расстройств: и скаженное развитие ( РДА ) д исгармоническое развитие ( психопатия )
В последние годы все больше и больше появляется детей со сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития. Это дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием « дети со сложными недостатками развития ».
Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации Нарушается «расшифровка» окружающего мира При сенсорной патологии При патологии эмоционально – личностной сферы
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы в логопедической разновозрастной (5 - 7 лет ) группе по социально-личностному развитию на летний период 2013 г.
План составлен по неделям с подробным описанием игровых упражнений на снятие эмоционального напряжения и на развитие коммуникативных навыков, а также с описанием сюжетно-ролевых игр....
Состояние интонационной стороны речи дошкольников с нормальным речевым развитием
Интонация, как совокупность просодических компонентов, является средством коммуникации. Именно интонационная сторона речи позволяет передать не только содержание высказывания, но и отразить эмоциональ...
Формы работы по социально-личностному развитию в режиме детской жизни
Формы работы по социально-личностному развитию в режиме детской жизни...
Сравнительное изучение начального детского лексикона у детей раннего возраста с нормальным речевым развитием и в случаях дизонтогенеза
Сравнительная характеристика начального детского лексикона детей с нормальным рчевым развитием и в случаях дизотогенеза....
« Психология детей с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении» Принципы работы психолога.
Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедлив...
Особенности социально-личностного развития детей третьего года жизни
На третьем году жизни общение ребёнка со взрослыми и сверстниками становится более содержательным. Дети раннего возраста на третьем году жизни уже готовы к сотрудничеству, они уже могут ладить друг с ...