Состояние интонационной стороны речи дошкольников с нормальным речевым развитием
статья по логопедии на тему

Морозова Ольга Владимировна

Интонация, как совокупность просодических компонентов, является средством коммуникации. Именно интонационная сторона речи позволяет передать не только содержание высказывания, но и отразить эмоциональное состояние говорящего. К тому же и в онтогенезе интонационные средства общения опережают словесные.

Проблема интонационной стороны речи изучается исследователями различных областей науки – психофизиологами, лингвистами, филологами, акустиками. Такое многостороннее изучение данной проблемы не только ни выявило всех закономерностей функционирования и развития интонации, но и породило множество споров относительно данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_isr_norma.docx7.95 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние интонационной стороны речи дошкольников с нормальным речевым развитием

Интонация, как совокупность просодических компонентов, является средством коммуникации. Именно интонационная сторона речи позволяет передать не только содержание высказывания, но и отразить эмоциональное состояние говорящего. К тому же и в онтогенезе интонационные средства общения опережают словесные.

По мнению различных специалистов (психологов, неврологов, психофизиологов, логопедов, лингвистов), интонационные средства языка появились раньше, нежели словесные. Просодические проявления отмечаются у детей в уже младенческий период, когда ребенок еще не владеет родным языком. Винарская Е.Н. отмечает: «Соответствующие наши исследования показали, что голосовые реакции детей раннего возраста: врожденные младенческие крики, гуление, лепет и формирующиеся на их основе псевдослова и псевдосинтагмы, — не обладая языковыми значениями, имеют богатейшую эмоциональную семантику».

Первый крик младенца является началом доречевого периода, появляется он как компонент оборонительного поведения ребенка. Характерно, что младенческие крики обладают ярко выраженными индивидуальными чертами, которые невозможно запомнить и невозможно воспроизвести, ибо они не поддаются квалификации согласно каким-либо известным фонетическим признакам. Первые крики, однако, можно разделить на крики «голода», «удовольствия», «боли». Различаются они по громкости, модуляции, мелодике. В 2-3 месяца появляется гуканье, т.е. начинают дифференцироваться некоторые звуки. При этом крик и сочетания звуков все более интонационно окрашиваются. А в 3-4 месяца, слушая интонацию взрослого, ребенок начинает ее повторять. Звуки гуления становятся средством общения со взрослым. Благодаря интонации и мимике общение становится более выразительным. Ребенок усваивает основные интонационные типы. Расцвет гуления падает на 4—6 месяцы жизни. Видимо, к этому времени ребенок полностью осваивает национальную специфику эмоционально-выразительного вокализма родной речи, что и объясняет следующий удивительный факт: взрослые американцы, датчане и китайцы могут опознать своих соотечественников среди 6-месячных младенцев по издаваемым ими звукам гуления.

Примерно в 6 месяцев появляется лепет. С ним ребенок осваивает ритмическую структуру речи. Накопление звуков в этот период максимально. Помимо интонации удовольствия появляются интонации радости и просьбы. С 7-8 месяцев происходит понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощью эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Beроятнее всего, это начальная стадия формирования ударения. В этот период, воспринимая речь, ребенок ориентируется на тембр, ритм и интонацию. Ребенок до 1 года воспринимает речь, ориентируясь не на смысл, а на интонационные ее компоненты.

После 12 месяцев ребенок усваивает вопросительную интонацию. Ближе к двум года усваивается фразовое ударение и появляется интонация перечисления. К двум года дети усваивают вопросительную, утвердительную и восклицательную интонацию. По мнению Корнева А.Н., «из всех языковых средств в наибольшей степени мотив высказывания влияет на его интонационное оформление». Соответственно ребенок двух лет в зависимости от мотива своего высказывания может оперировать набором типовых интонем. Существуют экспериментальные данные Е. И. Исениной, которые позволили выявить в вокализациях еще неговорящих детей в возрасте от 14 до 22 месяцев пять коммуникативных значений: просьбу назвать предмет, утвердительный ответна вопрос взрослого, переспрос, требование, отказ или отрицательный ответ. Таким образом, ребенок способен имитировать интонационные контуры уже в раннем возрасте, когда он еще не достаточно владеет словесной речью.

Шахнарович А.М. отмечает, что в речи детей в возрасте от 1 года 10 месяцев до 3 лет «большую роль играет мимика и пантомимика, жесты, интонации и значение всей ситуации в целом, чем непосредственное значение языковых средств, используемых ребенком».

К трем годам речь детей  становится все более эмоциональной. Ситуация и мотив высказывания в сочетании с личностью ребенка, его эмоциональное состояние порождают различные вариации интонационного высказывания. Считается, что к пяти годам интонационные возможности ребенка отвечают возможностям взрослого человека. Достаточно развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности.

Несмотря на значимую роль интонации в формировании речевой системы человека, интонационная составляющая онтогенеза речевой деятельности мало исследована, несмотря на то что просодические проявления, выражающиеся в виде эмоционально-выразительных вокализаций, являются предпосылкой языкового развития ребенка. Причем, сложности освоения ритмикой и слогом приводят к трудностям речевого развития в целом.

Список литературы:

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Москва: АСТ: Астрель, 2007.

2. Бондарко , Л. В. и Л. А. Вербицкая. Основы общей фонетики. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991.

3. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. Москва: Просвещение, 1987.

4. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. Санкт-Петербург: Речь, 2006.

5. Лопатина, Л. В. и Л. А. Позднякова. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие. Санкт-Петербург: НОУ "Союз", 2006.

6. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. . Москва: Мозаика-Синтез, 2005.

7. Шахнарович, А.М. «К проблеме языковой способности (механизма).» Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи 1991:с. 185-220.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности связной речи старших дошкольников с нормальным речевым развитием .

Дети старшего дошкольного возраста владеют основными функционально - смысловыми типами связных высказываний. Им доступно составление небольших по объему текстов, большинство детей способны дать назван...

Консультация: «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».

Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии, внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм, длит...

Речевой материал по развитию интонационной стороны речи.

Стихотворения., пестушки, чистоговорки.....

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с нормальным речевым развитием» консультация для воспитателей

Современное и полноценное владение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Современное - значит начатое с первых же дн...

Роль эмоционального интеллекта в формировании интонационной стороны речи дошкольников

Роль эмоционального интеллекта в формировании интонационной стороны речи дошкольников...

Роль эмоционального интеллекта в формировании интонационной стороны речи дошкольников

Роль эмоционального интеллекта в формировании интонационной стороны речи дошкольников...

Становление фонетико-фонематической стороны речи у детей в ходе нормального речевого развития.

.    Овладение правильным произношением речевых звуков, является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а...