Дидактический материал используемый в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
консультация по коррекционной педагогике
Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал
используемый в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности.
Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями. Дидактическая игра широко используется мной в работе с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста, главным образом как игра обучающая, как средство воспитания. Дидактическая игра способствует расширению представления, закреплению и применению знаний полученных на различных занятиях. Обучая игре, мы играем с каждым ребёнком в отдельности, а затем со всеми вместе. После многократного повторения дети начинают играть самостоятельно. Все дидактические игры, с которыми мы знакомим детей, способствуют развитию сообразительности, памяти, внимания, способствуют развитию речи, развитию мелких мышц рук и особенно кистей рук и пальцев.
Я работаю с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта). В коррекционо – развивающей работе применяю дидактические игры для детей дошкольного возраста:
- математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
- сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
- музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
- для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.).
- специальные игры, направленные на формирование и коррекцию высших психических функций, учитывающие специфику образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные игры изготовляю своими руками.
Организация дидактических игр осуществляю в трёх направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и другое;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
-объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.
С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28
В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....
Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28
В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для детейсо сложной структурой дефекта....
«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».
Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...
Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта
В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....
Презентация дидактического материала используемого в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности.Анализ ...
Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".
Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....