Дидактический материал используемый в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
консультация по коррекционной педагогике

Ряснянская Оксана Ивановна

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал

используемый в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности.

Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями. Дидактическая  игра широко используется мной в работе с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста, главным образом как игра обучающая, как средство воспитания. Дидактическая игра способствует расширению представления, закреплению и применению знаний полученных на различных занятиях. Обучая игре, мы играем с каждым ребёнком в отдельности, а затем со всеми вместе. После многократного повторения дети начинают играть самостоятельно. Все дидактические игры, с которыми мы знакомим детей, способствуют развитию сообразительности, памяти, внимания, способствуют развитию речи, развитию мелких мышц рук и особенно кистей рук и пальцев.

Я работаю с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта). В коррекционо – развивающей работе  применяю дидактические игры для детей дошкольного возраста:

  • математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
  • сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
  • музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
  • для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.).
  • специальные игры, направленные на формирование и коррекцию высших психических функций, учитывающие специфику образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные игры  изготовляю своими руками.

Организация дидактических игр осуществляю в трёх направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и другое;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

-объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28

 В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для  детейсо сложной структурой дефекта....

«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».

Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...

Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта

В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....

Презентация дидактического материала используемого в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности.Анализ ...

Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".

Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....