МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Песок – максимально простой и при этом удивительный материал. Это материал, который может принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Часто специалисты сталкиваются с такой проблемой: ребенок не идет на контакт, навыки социального поведения не сформированы, навыки игры не сформированы, моторная неловкость. Задержка психомоторного и психического развития сопровождается теми или иными отклонениями в состоянии нервно-психической сферы, а 80% энцефалопатическими и невропатическими расстройствами.
Здесь на помощь может прийти песок. Игра с ним активизирует и поддерживает детскую фантазию и инициативу. Игра с песком снимает напряжение и тревогу у ребенка, совместный с педагогом процесс творения в общей песочнице помогает наладить контакт. В процессе работы с песком у ребенка закрепляется направленность на процесс, а это и есть залог развития. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.
Каких ЦЕЛЕЙ можно достичь учителю-дефектологу, используя в своей работе песочницу:
- Создание такой среды, в которой у ребенка выравнивается психо-эмоциональный фон, возрастает мотивация к занятиям;
- Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;
- Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;
- Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания;
- Формирование предпосылок к развитию эмоционального интеллекта.
Какие ЗАДАЧИ потребуется решить для этого:
Образовательные:
- Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
- Закрепить представления об окружающем мире.
- Обучать рефлексивным умениям.
- Обучать основам цвето- и свето-видения.
Развивающие:
- Развивать психические и познавательные процессы.
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
- Развивать фантазию, воображение, рисование по памяти.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать сенсорно-перцептивную сферу творческого потенциала ребенка.
- Развивать коммуникативные навыки, установки на положительное отношение к себе.
- Развивать наглядно-образное, творческое и критическое мышление.
- Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения
Воспитательные:
- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
- Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
- Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
- Воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,
- Воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу.
- Корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Непосредственно о работе в песочнице с детьми со сложной структурой дефекта.
При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.
2. Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, которые испытывают дети. Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:
- часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
- у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
- нарушения тонких движений;
- нарушения равновесия;
- проблемы зрительно-пространственной координации.
Чем хорош для нас песок? Тем. что занятия в песочнице доступны по уровню даже детям с тяжелыми нарушениями в развитии.
В работе с песком используются основные технические элементы рисования:
- Песочным карандашом, валиком для песка, стилусами для песка, скребками для песка, кисточками, штампами.
- Одновременно использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, засыпанием из кулачка.
- Кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами.
- В работе с песком можно использовать различного вида материалы: ребристый мячик, сито, морские камни и ракушки, мелкие животные, мерная ложечка, детские лопатки и грабли, различные формочки, бусы, разноцветные камни, трафареты, рамки и др.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания снятия напряжения; с целью формирования знаний и умений; с целью развития психических процессов и т.д. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕСОЧНИЦЕ (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.
Например: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЕЙСТВУЮТ СВОИ ПРАВИЛА:
Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.. С одной стороны, педагог это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм педагога могут защитить ребенка от психической травмы.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ В ПЕСОЧНИЦЕ:
- «Чувствительные ладошки» ( по Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой) - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы. .Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку. Выложить фишками геометрическую фигуру.
- Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
- Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги.
- Песочная аппликация с помощью трафаретов.
- Упражнение «Песочный дождик» (по Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
- Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
- Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 2 2005г.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб., 1998 г.
- Е.В. Гарнова О.Б.Сапожникова «Песочная терапия в развитии дошкольников» библиотека логопеда. Статья «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб.: «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2005 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
- Н.В.Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Песок – максимально простой и при этом удивительный материал. Это материал, который может принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Часто специалисты сталкиваются с такой проблемой: ребенок не идет на контакт, навыки социального поведения не сформированы, навыки игры не сформированы, моторная неловкость. Задержка психомоторного и психического развития сопровождается теми или иными отклонениями в состоянии нервно-психической сферы, а 80% энцефалопатическими и невропатическими расстройствами.
Здесь на помощь может прийти песок. Игра с ним активизирует и поддерживает детскую фантазию и инициативу. Игра с песком снимает напряжение и тревогу у ребенка, совместный с педагогом процесс творения в общей песочнице помогает наладить контакт. В процессе работы с песком у ребенка закрепляется направленность на процесс, а это и есть залог развития. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.
Каких ЦЕЛЕЙ можно достичь учителю-дефектологу, используя в своей работе песочницу:
- Создание такой среды, в которой у ребенка выравнивается психо-эмоциональный фон, возрастает мотивация к занятиям;
- Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;
- Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;
- Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания;
- Формирование предпосылок к развитию эмоционального интеллекта.
Какие ЗАДАЧИ потребуется решить для этого:
Образовательные:
- Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
- Закрепить представления об окружающем мире.
- Обучать рефлексивным умениям.
- Обучать основам цвето- и свето-видения.
Развивающие:
- Развивать психические и познавательные процессы.
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
- Развивать фантазию, воображение, рисование по памяти.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать сенсорно-перцептивную сферу творческого потенциала ребенка.
- Развивать коммуникативные навыки, установки на положительное отношение к себе.
- Развивать наглядно-образное, творческое и критическое мышление.
- Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения
Воспитательные:
- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
- Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
- Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
- Воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,
- Воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу.
- Корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Непосредственно о работе в песочнице с детьми со сложной структурой дефекта.
При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.
2. Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, которые испытывают дети. Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:
- часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
- у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
- нарушения тонких движений;
- нарушения равновесия;
- проблемы зрительно-пространственной координации.
Чем хорош для нас песок? Тем. что занятия в песочнице доступны по уровню даже детям с тяжелыми нарушениями в развитии.
В работе с песком используются основные технические элементы рисования:
- Песочным карандашом, валиком для песка, стилусами для песка, скребками для песка, кисточками, штампами.
- Одновременно использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, засыпанием из кулачка.
- Кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами.
- В работе с песком можно использовать различного вида материалы: ребристый мячик, сито, морские камни и ракушки, мелкие животные, мерная ложечка, детские лопатки и грабли, различные формочки, бусы, разноцветные камни, трафареты, рамки и др.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания снятия напряжения; с целью формирования знаний и умений; с целью развития психических процессов и т.д. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕСОЧНИЦЕ (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.
Например: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЕЙСТВУЮТ СВОИ ПРАВИЛА:
Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.. С одной стороны, педагог это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм педагога могут защитить ребенка от психической травмы.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ В ПЕСОЧНИЦЕ:
- «Чувствительные ладошки» ( по Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой) - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы. .Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку. Выложить фишками геометрическую фигуру.
- Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
- Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги.
- Песочная аппликация с помощью трафаретов.
- Упражнение «Песочный дождик» (по Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
- Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
- Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 2 2005г.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб., 1998 г.
- Е.В. Гарнова О.Б.Сапожникова «Песочная терапия в развитии дошкольников» библиотека логопеда. Статья «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб.: «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2005 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
- Н.В.Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Доклад для родителей Тема: «Использование песочной психотерапии в работе с детьми»
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Опреде...
«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».
Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...
Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта
В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....
Дидактический материал используемый в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности....
Презентация дидактического материала используемого в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности.Анализ ...
Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".
Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....