Конспект НОД на тему «Насекомые» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 3-8 лет)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Конспект итогового занятия на тему "Насекомые" для детей с задержкой психического развития. В конспекте используется метод интеллект-карт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_nasekomye_konspekt_sovremennyy_urok.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему:
«Насекомые»
с использованием метода интеллект-карт
в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 3-8 лет)
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).
Цель: Создать условия для обобщения и закрепления знаний детей о насекомых через решение проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания путем составления интеллект-карт.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать умение детей создавать интеллект- карту с использованием картинок-заготовок.
Коррекционно- развивающие:
- развивать память детей, умение сопоставлять отдельные факты и путем рассуждений приходить к выводам;
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, рассуждения.
Формы организации: фронтальная.
Оборудование и материалы: игрушка щенок с бабочкой на ухе; фонограмма «Скулит щенок»; столик для принадлежностей (щенок, поднос с картинками и прочим); магнитная доска горизонтального формата; магниты; картинка А-4 с разными насекомыми (5 насекомых), картинка А-4 с изображением 4х времен года (в синей рамке), красный картонный крестик (чтобы зачеркнуть картинку «Зима»); картинка А-4 с изображением способов передвижения насекомых (в зеленой рамке), картинка А-4 с изображением мухи (в красной рамке), картинка А-4 с изображением домиков насекомых (в черной рамке); картинка А-4 с изображением полезных и вредных насекомых (в коричневой рамке); смайлики крупные (веселый и грустный); игра-моталка «Быстрый жук»; заготовки А-4 для детских интеллект-карт (по количеству детей); цветные карандаши, фломастеры, разрезные картинки «Насекомые» разного уровня сложности; картинка «4 лишний» (бабочка, жук, кошка, комар).
Методы и приемы: словестные методы, проблемные ситуации, метод интеллект-карт, практические методы (показ, совместное изготовление карт).
Предварительная работа:
- беседы с детьми о насекомых: внешний вид, в какое время года их можно увидеть, способы их передвижения, домики насекомых, польза и вред от насекомых; чтение художественной литературы на эту тему; просмотр мультфильмов о насекомых; разучивание правил подвижных игр для прогулок и для группы, проведение этих игр; настольные игры; пазлы; рассматривание и изучение интеллект-карт по разным темам; выполнение интересных заданий, упражнений, содержащих информацию о насекомых.
Ход:
I. Организационный момент (Введение в игровую ситуацию)
Педагог: -Ребята, я слышу какие-то звуки… (звучит фонограмма «Скулит щенок»). А вы слышите? Что это за звуки? Ответы детей: Слышим. Это скулит (плачет) собачка (щенок).
Педагог: -Посмотрите, вот щенок. Что же с ним случилось?
Дети видят на ухе у щенка бабочку и приходят к выводу, что он мог испугаться бабочки.
Педагог: -Ребята, щенок еще маленький и не знает, что бабочка совсем не страшная, а очень красивая и не причинит вреда. Он совсем ничего не знает про насекомых. А вы знаете? (Положительные ответы детей). Так давайте вместе расскажем ему то, что мы знаем о насекомых.
II. Основная часть:
Беседа
Педагог: - Ребята, каких насекомых вы знаете? Выслушать ответы детей, после этого разместить в центре белой магнитной доски картинку А-4 с разными насекомыми (5 насекомых).
- Что вы знаете о насекомых? (Выслушать ответы детей).
* Педагог показывает детям картинку с изображением 4х времен года и закрепляет ее на доске:
- В какое время года можно увидеть на улице насекомых? А в какое время года насекомых на улице нет? (Ответы детей).
- Молодцы, ребята! Зимой насекомых нет. А чтобы наш щенок это не забыл, я на картинке «Зима» размещу вот такой красный крестик (зачеркну картинку). Запомни, щенок, что зимой на улице насекомых никогда нет!
* -Ребята, а как передвигаются насекомые? (Ответы детей). Правильно. Бабочки и другие насекомые с крыльями летают, кузнечики прыгают, жуки и муравьи ползают.
Педагог показывает детям картинку с изображением способов передвижения насекомых и закрепляет ее на доске.
- Молодцы, ребята, вы правильно отвечаете. И ты, щенок, запомни: насекомые передвигаются по-разному!
* - Ребята, а из каких частей состоит тело насекомых? (Ответы детей).
Педагог показывает детям картинку с изображением мухи и закрепляет ее на доске.
- Какие части тела есть у мухи? (Ответы детей).
- Молодцы, ребята! И ты, щенок, запомни: тело насекомых состоит из головы, грудки и брюшка, у насекомых 6 лапок, у некоторых насекомых есть крылья.
* - Ребята, а где живут насекомые? (Ответы детей).
Педагог показывает детям картинку с изображением домиков насекомых и закрепляет ее на доске.
- Правильно, ребята! Домики у насекомых разные. Давайте напомним щенку, как они называются: у муравья- … (муравейник), у бабочки-… (полянка, цветочки), у жуков-… (норки, кора деревьев), у пчел- … (улей).
* - Ребята, помните, как испугался и плакал наш щенок, когда увидел бабочку? А она оказалась красивой, совсем не вредной и не опасной.
Педагог показывает детям картинку с изображением полезных и вредных насекомых и закрепляет ее на доске.
- Ребята, выберите любую картинку и объясните, пользу или вред приносят насекомые, которые на ней нарисованы. (Ответы детей).
Педагог просит одного из детей помочь: - Если насекомые приносят пользу, они хорошие- ты будешь показывать веселый смайлик. А если насекомые приносят вред, делают плохо, ты будешь показывать грустный смайлик. (Ответы детей и показ смайликов).
Физкульт-минутка
Педагог: -Ребята, вы хорошо и правильно отвечали. А сейчас мы с вами устроим соревнования жуков. Каждый из вас выберет себе жука на веревочке. По моему сигналу вы начнете сматывать веревочки вот так … (показ движений). Кто быстрее смотает веревочку- тот победит. Давайте потренируемся, как вы будете сматывать веревочку (действия детей).
-Итак, начинаем! (Дети сматывают веревочки. Определяется победитель. Подбодрить остальных участников).
Работа с большой интеллект-картой- конструктором на первой доске и создание детьми своих маленьких интеллект-карт.
Педагог: -Ребята, посмотрите, какая у нас получилась карта. По ней можно рассказать про насекомых.
-Ребята, а вы хотели бы сделать для себя такие красивые карты-картинки? (Ответы детей, их согласие). Педагог раздает детям заготовки для карт.
- Посмотрите внимательно на картинки на доске. У них рамки разного цвета. (Показать). К каждой картинке мы проведем стрелку определенного цвета, такого же, как рамка у картинки. И вы мне скажете, о чем нам говорит эта картинка.
Педагог направляет детей и по каждой картинке идет работа: определение цвета рамки на доске и обводка на своей карте, подбор цвета стрелки, пояснение (о чем говорит картинка), на картинке «Времена года» зачеркнуть зиму.
- Ребята, красивая у вас получилась карта-картинка!
-А сейчас вы соберете разрезные картинки и узнаете, про кого нужно составить рассказ. (Дети собирают картинки, говорят, что у них получилось, рассматривают картинки других детей).
- Про какое насекомое вы хотите составить рассказ? Мы будем рассказывать, а щенок будет слушать. (Выбор детей, составление рассказа про 3-4 насекомых).
Дид.игра «4 лишний».
- Ребята, пока мы с вами рассказывали, щенок нарисовал картинку с насекомыми. Правильно ли он это сделал? (Ответы детей, пояснение, где допущена ошибка).
I I I. Рефлексия
Демонстрация детских интеллект-карт. Просмотр карт, сделанных товарищами.
Педагог подводит итог: Чем мы сегодня занимались? Какой получился результат? Что вам понравилось больше всего? (дети отвечают).
-Ребята, у нас с вами получились хорошие карты-картинки. Эти карты мы разместим в речевом уголке. А на следующих занятиях мы будем составлять рассказы по картам.
Оценка детьми занятия, своей деятельности (понравилось или нет, выбор детьми смайликов-ассоциаций настроения). Дети указывают на подходящий смайлик и объясняют свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект с использование метода интеллект-карт на тему: «Олимпийские игры»
предлагаю Вашему вниманию план-конспект с применением интеллект-карт на тему: "Олимпийские игры". Данный материал рассчитан для детей дошкольного возраста, педагогов, родителей. Подобранный ...
Конспект НОД по теме "Транспорт" с использованием метода интеллект-карт.
Конспект НОД по теме "Транспорт" включает в себя, в том числе, составление интеллект-карты....
Использование метода интеллект-карт для развития мышления у детей дошкольного возраста с ТНР
Использование метода интеллект-карт для развития мышления у детей дошкольного возраста с ТНР...
Конспект НОД «Зимние забавы» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 4-8 лет)
Итоговое занятие в разновозрастной группе для детей с ЗПР по теме "Зимние забавы" с использованием метода интеллект карт...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием метода интеллект – карт с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Чудесный мир насекомых»
Конспект организованной образовательной деятельностис использованием метода интеллект – картс детьми подготовительной к школе группына тему: «Чудесный мир насекомых»...
Конспект НОД на тему: «Весна» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)
Конспект НОД на тему «Весна» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)...
Конспект группового коррекционно- развивающего занятия на тему «Зима» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)
Конспект группового коррекционно- развивающего занятия на тему «Зима» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)...