Выступление на тему «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи»
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,
Выступление на тему «Взаимодействие дошкольного
учреждения и семьи»
Составитель:
педагог-психолог
Тюрина О.В.
Кулунда, 2020
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был бы лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы обречен оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.
Общение- это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Взаимодействие представляет собой системное и устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию взаимодействующего.
Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных субъектов характерны следующие особенности:
- Равенство психологических позиций, взаимодействующих независимо от их социального статуса;
- Равное признание активной коммуникативной роли друг друга;
- Психологическая поддержка друг друга.
Условия необходимые для оптимального
педагогического общения:
- Искрений интерес к человеку, умение преодолевать свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что касается другого человека.
- Умение слушать людей- как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, кстати, не обращают внимания на то, что признаком интересного собеседника является умение не только говорить, сколько умение слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удается стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравится те, с кем они могут удовлетворить свою потребность выговориться.
- Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
- Улыбайтесь, в общении с людьми очень много значит улыбка для взаимных симпатий. Она греет и создает аванс положительного отношения.
- Изучайте потребности людей и пытайтесь полезно их удовлетворять, проявляйте интерес к интересам другого. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.
- Умейте завоевывать авторитет в педагогическом общении через способность дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению.
1.2.Игра «Разные мнения»
Участники объединяются в две группы – «родители» и «воспитатели». Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я – родитель» или «Я – воспитатель».
Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя взаимопонимания, краткости, хотят услышать что то хорошее о своем ребенке, надуются на оказание помощи в случае необходимости.
Педагоги в позиции «воспитатели», в свою очередь, ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания.
Здесь достаточно интересным является обсуждение смыслов, которые и «воспитатели», и «родители» вкладывают в те или иные понятия.
2.Практический инструментарий.
2.1. Рекомендации по организации работы с родителями.
- Способность к общению – профессиональное качество педагога.
- Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.
- Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
- Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя- вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца или матери воспитанника, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.
- Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
- Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
- Людям нравится ощущать собственное значение.
- Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. В каком – то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В – третьем – укрепить уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь своего сына или дочери.
- Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку.
- Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.
- Ищите новые формы сотрудничества с родителями.
- Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка, каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, но который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.
- Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
- Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.
- Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
- Учитывайте личные интересы родителей.
- Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком. Вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится. Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребенка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.
- Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
- Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пройдет более успешно, если, во – первых, вам удалось избежать противоречия и конформации. Во – вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В – третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в – четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.
2.2. Игра «Карамбия».
Задачи:
- Предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения;
- Помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное взаимодействие невозможно без усвоения норм и правил межличностных взаимоотношений, без овладения наукой и искусством общения.
3.Рефлексия, подведение итогов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей дошкольного возраста.
Надеюсь материал поможет вам в исследовании этой проблемы....
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....
Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.
Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников....
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и социальными партнерами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Работа с родителями...
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Работа по полноценному физическому развитию и ...
Доклад выступления на конференции "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ЦЕЛЯХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
В статье рассматривается роль семейного чтения для духовного развития ребенка и для сплочения семьи. Особое внимание уделяется формам взаимодействия дошкольного учреждения и родителей для возрождения ...