ПЛАН работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

Найдёнова Наталья Анатольевна

Цель: формирование интеллектуальных способностей через развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи:

1.  Улучшить общую двигательную активность;

2.  Содействовать нормализации речевой функции;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4.  Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;

5.  Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_rabota_po_samoobrazovaniyu.docx41.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

работы  по самообразованию

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность:     

            В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

           Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

           Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Большое значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику, мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

              На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

             Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

               И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: формирование интеллектуальных способностей через развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи:

1.  Улучшить общую двигательную активность;

2.  Содействовать нормализации речевой функции;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4.  Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;

5.  Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

 Массаж и самомассаж кистей рук;

 Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

 Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

 Пальчиковый театр;

 Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного

материала (семена, крупы, ракушки и т.д.)

 Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с

конструктором «Лего»;

 Различные виды аппликаций;

 Рисование по трафаретам, аппликация;

 Штриховка;

 Дидактические игры;

 Игры с мелкими предметами;

 Пазлы, мозаика.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научно-методической литературы:

 Бардышева Т.Ю. «Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры». – М.:

«Карапуз», 2007

 Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и

упражнения». – М.: ТЦ Сфера, 2006

 Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей». – СПб. Изд.

дом «Литера», 2006

 Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры». - СПб. Изд. дом «Литера», 2007

 Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на

развитие мелкой моторики». – СПб Корона-Век, 2007

 Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики

руки ребенка».

 Соколова Ю.А. « Игры с пальчиками». – М.: Эксмо, 2006

 Цвынтарный В.В. «Играем с пальчиками, развиваем речь» - СПб: И ЧП

«Хардфорд», 1996

2 ЭТАП – практический.

3 ЭТАП – отчёт о проделанной работе.

                  План работы по самообразованию:

1.Изучить литературу по данной теме.

2. Разработка конспектов.

3.Включить пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки в свободную деятельность детей.

4..Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

5.Предложить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

6.Предложить консультацию для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»

7. Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

8. Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики».

9. Оформить развивающую среду, для самостоятельного использования материала детьми во время всех режимных моментах.

Формы работы на 2021-2022 учебный год.

Месяц

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

Изучить состояние руки каждого ребенка, его умения и навыки.

Изучить научно-

методическую литературу, журналы по данной теме.

Консультация «Почему с детьми

надо проводить

пальчиковые игры?»

Октябрь

Обрывная аппликация

 «Осень».

Групповые занятия с детьми старшей группы на развитие мелкой моторики:

  «Штриховки»;

  «Раскрашивание»;

 Использование в работе счетных палочек (в течении года)

Выставочный показ детских работ.

Составить картотеку пальчиковых игр.

Консультация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Ноябрь

Игры, пальчиковые упражнения ( в течение года).

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Консультация

для педагогов

«Что такое

мелкая моторика

и почему так

важно ее

развивать?»

Оформление

развивающей

среды (в течение

года).

Пополнение

пальчикового театра

родителями.

Декабрь

Заучивание потешек сопровождающих

пальчиковые игры:

«Пять веселых

поросят», «Семья»,

«Капуста» и др.

Пальчиковый театр.

Разработка НОД

по теме

самообразования.

Консультация

«Как проводить с

ребенком речевые

пальчиковые игры».

Январь

Проведение игр и

упражнений на

развитие мелкой

моторики.

Индивидуальные занятия на развитие моторики:

  «Проведи по лабиринту»

  «Дорисуй»

«Составь бусы»

Изготовление

пособий и

дидактических

игр (в течении

года).

Мастер-класс для

родителей

«Играем с пальчиками».

Февраль

Экспериментальная

деятельность:

Познание свойств:

предметов быта,

природного

материала (орехи,

фасоль, крупа,

мука, прищепки,

пластиковые

крышки, бумага).

Открытый показ

НОД в

соответствии с

темой.

Разработка НОД

по теме

самообразова-ния.

Пополнение

развивающей среды

в группе

материалами по

развитию мелкой

моторики у детей.

Март

Выполнение продуктивной

Деятельности (нетрадиционные

техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т.д.

Рисование по клеточкам.

Памятки о

проведение игр

и упражнений для

развития мелкой

моторики у

детей.

Изготовление

Картотеки «Пальчиковые

игры».

Апрель

Лепка из солёного теста.

Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге.

Выставка детского

творчества.

Разработка НОД по теме

Самообразования.

Май

Используя метод

наблюдения,

упражнения,

выявить

положительные

результаты

проделанной

работы,

проанализировать

недостатки.

Отчет о

проделанной

работе.

Отчет о

проделанной

работе.

Отчет о проделанной

работе, выступление

на родительс-ком

собрании.

Ожидаемые результаты:

Дети могут:

  правильно держать карандаш;

  уверенно проводить прямые, наклонные и волнистые линии;

  заштриховывать изображение, не выходя за контур;

  ориентироваться на листе в клетку, отсчитывать нужное количество клеток;

  правильно определять направления (вправо, влево, вправо вверх и т.д.);

  различать и называть геометрические фигуры;

  правильно организовать рабочее место при письме, соблюдать основные гигиенические требования;

  развиты интеллектуальные способности.

 Родители:

  вовлеченность во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи и подготовки руки к письму;

  повышение компетентности в вопросе применение различных методов и приемов, направленных на развитие мелкой моторики.

 Педагог:

  повышение теоретического уровня и профессионализма;

  внедрение современных методов и приемов, направленных на развитие мелкой моторики;

 самореализация.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования город Краснодар

Центр развития ребёнка - детский сад №199 «Радужный»

План самообразования

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

2021-2022 учебный год.

                                                                     Выполнила:

                                                                                                  воспитатель Найдёнова Н.А.      

                 

                                                                                   

Краснодар. 2021г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста"

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе....

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

План по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,сложнее движения, ярче твор...

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Годовой план самообразования педагога по теме "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...

План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...