Рабочая программа по сенсорному развитию 4 класс
рабочая программа по коррекционной педагогике
Рабочая программа для надомного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_sensornomu_razvitiyu.docx | 56.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту и находящимся на домашнем обучении.
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной или тяжелой степени, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной общеобразовательной программы образования, на основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Особые образовательные потребности обучающегося с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР требуют разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование с учетом индивидуальных образовательных потребностей.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития обучающегося; его ведущих мотивов и потребностей.
Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие умственно отсталого обучающегося и формирование его позитивных качеств.
Содержание материала выстроено с учетом концентрического принципа, постепенно усложняется по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию из года в год..
Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного обучающегося.
Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.
Цель программы: достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями.
Задачи рабочей программы:
- формирование положительного отношения к занятиям;
- развитие собственной активности обучающегося;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Формы и методы работы
При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:
- наглядность;
- демонстрация;
- пояснение;
- наблюдение;
- ролевые игры;
- моделирование ситуаций;
- развивающие игры (настольные, подвижные);
- конструирование;
- свободное и тематическое рисование, графические задания.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. Киселёв Иван Сергеевич
Дата рождения: 21.01.2010
Основные и сопутствующие заболевания: общее заболевание
Заключение ПМПК: предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(2 вариант)
Условия реализации образовательного маршрута:
• условия получения образования: в соответствии с ФГОС О у/о, обучение по специальной индивидуальной программе развития, рекомендовано обучение на дому на 2021-2022 учебный год, с учебной нагрузкой в объеме 8 час в неделю.
• реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: не нуждается
• специальные методы обучения: в соответствии с ФГОС О у/о
• специальные учебники: специальные учебники, соответствующие уровню интеллектуального развития обучающегося
• специальные учебные пособия: специальный подбор учебного и дидактического материала, позволяющий эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям, наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность
• специальные технические средства обучения: не нуждается
• организация пространства: учебные зоны и зоны отдыха обучающихся в классных помещениях
• тьюторское сопровождение: не нуждается, нуждается в услугах ассистента (родителя)
• направления коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком: формирование сенсорного опыта и навыков преметно - пространственных действий
• другие условия: в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида, соблюдение охранительного режима, решение задач социальной адаптации
Срок обучения: учебный 2021-2022 год
Сведения о семье: семья полная, воспитанием занимаются оба родителя..
Характеристика ребенка
Особенности деятельности: в предметной деятельности может использовать предметы в соответствии с их функциональным назначением с помощью взрослого.
Игровая деятельность представлена манипулятивными однообразными действиями с предметами. Часто выбирает примитивную игру (раскладывает картинки, мелкие предметы, карандаши). При помощи взрослого в продуктивных видах деятельности доступно конструирование, лепка, нанизывание, собирание мозаики. Ведущая рука – левая.
Особенности познавательной сферы: избирателен в играх, познавательный интерес крайне снижен, с трудом принимает новое. Привлекают внимание звуки, при использовании музыкального сопровождения закрывает уши руками. Подражательная деятельность недостаточная. Различает бытовые и часто используемые предметы, игрушки. Геометрические фигуры не знает, хотя форму предметов с тенью этих предметов соотносит с опорой на образец. Композиции из геометрических фигур не повторяются. Выделяет форму в предметах, правильно соотносит фигуру с прорезями. Зрительно определяет величину предметов, правильно подбирает крышки к емкостям разной формы и размера. Собирает вкладыши, разрезные картинки, находит заплатку к прорези. Составляет числовой ряд до 10, не называет числа, не соотносит количество с цифрой.
Особенности внимания: неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. К совместной деятельности привлекается с трудом.
Особенности памяти: обследование затруднено из-за непонимания ребенком словесной инструкции и отсутствия активной речи, действия выполняет по подсказке, после многократного повторения не способен выполнять сам.
Особенности мышления: мышление наглядно-действенное, малопродуктивное. По части находит картинку с полным изображением предмета. Ориентирован в окружающем. Ориентировка на плоскости стола и листа затруднена. Картинки времен года и времени суток не раскладывает по порядку. К картинкам не может подобрать таблички со словами.
Обучаемость: отмечается замедленный темп усвоения материала. Необходима постоянная помощь взрослого, испытывает трудности при переносе полученных знаний в новую ситуацию. Отмечается низкий уровень учебной мотивации и снижение работоспособности. Пальчиковые игры выполняет рука в руке . К заданиям проявляет кратковременный интерес.
Эмоционально-волевая сфера: интерес к игровому материалу выборный. Неудачу в практической деятельности не замечает, не старается самостоятельно искать выход. В результате собственной деятельности не заинтересован. При изучении нового проявляет нежелание, отвергает предложенный игровой материал. Быстрая утомляемость и истощаемость. Агрессию не проявляет.
Развитие речи: пользуется невербальными средствами общения, произносит отдельные звуки, не повторяет за педагогом отдельные слова, в диалог не вступает, так как обращённую речь понимает ограниченно, в виде коротких и простых инструкций педагога, на вопросы не отвечает. Фразовая и связная речь отсутствует, грамматический строй не сформирован. Артикуляционная моторика нарушена.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающегося особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающегося; его творческого потенциала.
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе основной образовательной программы, авторских программ курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.Я. Удаловой, Л.А. Метиевой, использовались материалы и рекомендации Е.А. Стребелевой, Т.М. Головкиной.
Коррекционный курс «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
Пояснительная записка
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности обучающегося с интеллектуальной недостаточностью. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающийся с интеллектуальными и множественными нарушениями в развитии наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому правильный выбор средств и способов сенсорного воздействия оказывает благоприятное влияние на психическое и физическое развитие.
Занятия по развитию сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.
Развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения.
Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, обогащение чувственного опыта обучающегося в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Оценка достижений обучающегося производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в середине и в конце каждого учебного года.
Общая характеристика коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки, пальчиковые игры и упражнения, двигательные минутки, танцевальные движения и др.
Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие вкусового восприятия.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Занятия носят практическую направленность и связаны с учебными предметами.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» являются частью коррекционных курсов. Занятия проводятся в специальном кабинете, используются разные формы организации, время занятий распределяется с учетом индивидуальных особенностей обучающегося (до 30 – 40 минут).
Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий по сенсорному развитию – 4 час в неделю. Всего в учебном году - 124 час. Из них по четвертям отводится:
в I четверти - ч. в III четверти - ч.
во II четверти - ч. в IV четверти - ч.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы по сенсорному развитию
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких занятий. К концу учебного года обучающийся должен:
- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
- целенаправленно выполнять действия по двух-трёхзвенной инструкции педагога;
- ориентировать на листе бумаги; рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
- восстанавливать порядок частей суток, времён года;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;
- конструировать предметы из 5-6 деталей, из 3-4 геометрических фигур;
- составлять предметы и картинки из 5-6 частей;
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
- различать запахи и вкусовые качества, называть их;
- действовать по звуковому сигналу;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- различать и называть основные цвета и их оттенки;
- узнавать предмет по части;
- находить различия в парах предметных и сюжетных картинок;
- различать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки);
- различать характер мелодии;
- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
- определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов (из 5-6);
- использовать схематические рисунки и таблички для запоминания материала.
Способы и формы оценивания результатов прохождения программы по сенсорному развитию
Курс имеет безотметочную систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога.
Результат выполнения задания отмечается жетоном (смайликом), картинкой, табличкой со словом, сюрпризом, используются слова-одобрения. В конце занятия можно использовать прием цветограммы. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Они определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.
По итогам освоения программы и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности обучающегося, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающегося в освоении программы.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Содержание коррекционного курса по сенсорному развитию
Программно-методический материал включает следующие разделы: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие вкуса», добавлен раздел по развитию тактильно-двигательного восприятия, материал по развитию мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, восприятия пространства и времени.
При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом). Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, медведя, лисы…).
Тактильно-двигательное восприятие
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – твердые, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти (игры с «отсрочкой»); дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.
Восприятие особых свойств предметов (развитие обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Развитие осязания (теплый – холодный), определение контрастных температур разных предметов.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства и времени
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, лево – право, рядом и др. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально и горизонтально расположенном листе бумаги. Деление листа на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Время суток и времена года, их закономерная смена.
Тематический план коррекционного курса «Сенсорное развитие»
№ п/п | Направления коррекции | Кол-во час | Сроки | Основное содержание работ | Виды деятельности | Результаты |
Развитие моторики, графомоторных навыков | ||||||
1-4 | Упражнения на развитие крупной моторики | 4 | Развитие меткости и координации движений; согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | Игровая, предметная (работа с предметами - мячи разной величины, шарики, кольца) | ||
2-6 | Упражнения на развитие крупной моторики | 4 | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) | Познавательная, практическая, предметная (работа с различными материалами, «сенсорной» дорожкой) | ||
3-7 | Развитие мелкой моторики рук | 4 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | Познавательная, практическая | ||
4- 8 | Развитие координации движений руки и глаза | 4 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание и развязывание узелков, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок) | Познавательная, игровая, предметно-практическая (работа с деталями, мелкими предметами, работа со шнуром, лентами, пуговицами) |
| |
5-9 | Формирование навыков владения пишущим инструментом | 4 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях | Познавательная, игровая, практическая (работа с шаблонами, силуэтами, работа с трафаретами; работа с предметами) | ||
6-10 | Формирование навыков владения инструментами | 4 | Разрезание бумаги на полоски; вырезание по контуру простых изображений (платок) | Практическая (работа с бумагой, ножницами; раскрашивание широкой кисточкой поверхности рисунка) |
| |
7-11 | Развитие координации движений руки и глаза | 4 | Разрывание цветной бумаги на кусочки; работа в технике рваной аппликации | Игровая, практическая (работа с бумагой, клеем) | ||
Тактильно-двигательное восприятие | ||||||
12-16 | Упражнения на узнавание предметов на ощупь | 4 | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | Познавательная, игровая, практическая (работа с разными предметами, мешочком) | ||
13-17 | Упражнения на узнавание и запоминание предметов на ощупь | 4 | Восприятие разных поверхностей на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). (Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)») | Познавательная, игровая, практическая (работа с разными материалами, мешочком, ширмой) | ||
14-18 | Упражнения на представления о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия | 4 | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» | Познавательная, предметная, игровая, практическая (работа с предметами, мешочком, пластичным материалом) | ||
19-23 | Упражнения на узнавание предметов на ощупь | 4 | Игры с сюжетной мозаикой; определение игрушек и предметов на ощупь, нахождение предмета по картинке, по слову | Познавательная, предметная, игровая (работа с мозаикой, предметами, игрушками, ширмой; мешочком) |
| |
Кинестетическое и кинетическое развитие | ||||||
24-28 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы) | 4 | Вербализация собственных ощущений, изображение выразительности движений (имитация повадок животных) | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, записями звуков природы) | ||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | ||||||
29-33 | Восприятие формы | 4 | Соотнесение формы предметов с геометрической формой - эталоном (выбор из пяти); сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) | Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим и игровым материалом) |
| |
34-38 | Восприятие формы. | 4 | Складывание одной геометрической формы из двух других (квадрат из двух треугольников или из двух прямоугольников, круг из двух полукругов). Комбинирование нескольких геометрических форм для создания целостных изображений (дом – три треугольника, вагон – два квадрата и два круга и т.д.) | Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим и игровым материалом; конструирование) |
| |
39-43 | Формирование целостного образа предметов | 4 | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по показу (по инструкции) | Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим, игровым и строительным материалом; конструирование) | ||
44-48 | Формирование целостного образа предметов | 4 | Узнавание предмета по его отдельным частям, восстановление целостного изображения предмета по части (Дидактическая игра «Часть и целое») | Познавательная, игровая, практическая (работа с разрезными картинками, картами лото, предметами, вкладышами; дорисовывание рисунка) | ||
49-53 | Восприятие величины | 4 | Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов, группировка предметов по величине (самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький) | Познавательная, игровая, предметная (работа с картинками, предметами разной величины – матрешки, солдатики, животные) | ||
54-58 | Восприятие цвета | 4 | Составление цепочки из 3—4 кругов разной насыщенности одного цвета (темный, светлый) (Дидактическая игра «Цветик-семицветик») | Познавательная, игровая, практическая (работа с цветными кружочками и полосками; рисование) | ||
59-63 | Формирование целостного образа предметов | 4 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей | Познавательная, игровая, практическая (работа с конструктором, разборными игрушками) | ||
Развитие зрительного восприятия | ||||||
64- 68 | Развитие зрительного внимания | 4 | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | Игровая, практическая (работа с игровым материалом, рисунками; рисование) | ||
69-74 | Развитие зрительного внимания | 4 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 картинок, предметов) | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, предметами) | ||
75-79 | Развитие зрительного внимания, подражания | 4 | Тренировка зрительной памяти. (Дидактическая игры «Что изменилось?», «Повтори узор» («Сделай так же»)) | Познавательная, игровая, практическая (работа с раздаточным, геометрическим материалом) | ||
Восприятие особых свойств предметов | ||||||
80-84 | Опознание предметов по температурным характеристикам | 4 | Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур предметов (теплый-горячий-холодный) | Познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами и материалами разных температур) | ||
85-89 | Узнавание предметов по вкусовым характеристикам и по запаху | 4 | Различение пищевых запахов и вкусов | Познавательная, исследовательская, практическая (работа с продуктами, предметами) | ||
90-94 | Определение характерных особенностей у предметов через осязание | 4 | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) | Познавательная, исследовательская, практическая (работа с водой, предметами) | ||
Развитие слухового восприятия | ||||||
95-99 | Развитие слухового внимания | 4 | Определение направления звука в пространстве поворотом головы или жестом (справа — слева — спереди — сзади). (Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук») | Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями) | ||
100- 104 | Развитие слухового внимания | 4 | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). (Дидактическая игра «Прерванная песня») | Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями) | ||
105- 109 | Развитие слухового внимания | 4 | Различение музыкальных и речевых звуков по громкости и длительности; реагирование движениями или речевыми реакциями на характер звука и его изменение | Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями, прослушивание музыкальных отрывков) | ||
110-114 | Развитие слухового внимания | 4 | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики» | Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями) | ||
Восприятие пространства | ||||||
115 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве | 1 | Ориентировка в пространстве кабинета (верх-низ, право-лево), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами) | ||
116- 117 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка на плоскости листа | 2 | Деление листа на две равные части, расположение предметов на листе (середина, верх-низ, право-лево) | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, бумагой; работа на вертикальных поверхностях) | ||
118-119 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка на столе | 2 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности стола | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, раздаточным материалом) | ||
Восприятие времени | ||||||
120- 123 | Восприятие временных представлений | 3 | Сравнение изображений на картинках, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времени суток | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками – утро – желтый, день – красный, вечер – синий, ночь - черный) | ||
124 | Восприятие временных представлений | 1 | Сравнение сюжетных изображений, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времен года (Дидактическая игра «Когда это бывает?») | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками – зима – белая, лето – красная, весна – зеленая, осень - желтая) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по сенсорному развитию малышей
Сенсорное развитие детей раннего возраста...
Рабочая программа по сенсорному развитию в первой младшей группе.
Рабочая программа по сенсорному развитию в первой младшей группе....
Рабочая программа по сенсорному развитию по адаптации детей ясельной группы.
Полная программа по сенсорному развитию детей ясельной группы с пояснительной запиской, целями и задачами, рекомендуемой литературой....
Рабочая программа по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори
Сегодняшнее состояние общества характеризуется достаточно большим количеством социальных проблем, среди которых всё более весомое место начинают занимать проблема сохранения психического и физического...
Рабочая программа по сенсорному развитию
Рабочая программа по теме: "Сенсорное развитие детей раннего возраста ( от 1,5до 4 лет)" Цель:Развивать восприятие и формировать представления о свойствах предметов, ма...
Рабочая программа по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста
Рабочая программапо сенсорному развитиюво второй группе раннего возраста...
Рабочая программа "по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори"
разработка рабочей программы...