Проект "ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ" по развитию мелкой моторики пальцев рук
проект по коррекционной педагогике

Гачак Анна Александровна
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. К нам в дошкольное учреждение поступают дети с нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, его мышление, творческие способности, на взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает развитие мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры рук влияет на речевое развитие, формирование мыслительных операций, познавательный интерес, творчество, воображение. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей с речевыми нарушениями необходимы особые условия, которые позволят развить мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt_lovkie_palchiki.docx103.01 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево

структурное подразделение детский сад №6

Проект "ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ"

 по развитию мелкой моторики пальцев рук

 

старшая группа «Затейники»

C:\Users\Администратор\Desktop\unnamed.png

Подготовила: учитель – логопед,

Гачак А.А.

пгт Серышево

2020 г.


Тип проекта: практико-ориентированный

Проблема: несформированность мелкой  моторики у детей дошкольного возраста.

Образовательная область: речевое развитие.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели)

Сроки проведения: с 03.02.2020 г  по 28.02.2020  года.

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Затейники», учитель – логопед, воспитатели, родители.

Актуальность.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. К нам в дошкольное учреждение поступают дети с нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, его мышление, творческие способности, на взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает развитие мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры рук влияет на речевое развитие, формирование мыслительных операций, познавательный интерес, творчество, воображение. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей с речевыми нарушениями необходимы особые условия, которые позволят развить мелкую моторику рук.

Цель проекта: преодоление речевых нарушений у детей при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Задачи:

• Стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук.

• Овладеть приемами самомассажа и расслабления.

• Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами.

• Сформировать переключаемость с одного вида движения на другое.

• Развивать изобразительные и графические навыки.

• Развивать двигательную память, произвольность и точность движений.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.

2. Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

3. Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.

4. Пополнение развивающей среды.

5. Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.

6. Развитие речи, мышления, познавательного интереса, творчества, воображения, обогащение словарного запаса.

Взаимодействие с родителями:

1. Консультации для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики для развития речи детей».

2. Посещение занятий логопеда с детьми.

3. Консультация для родителей через СМИ «Речь на кончиках пальцев».

4. Помощь в пополнении развивающей среды.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

• Выбор темы проекта и его разработка.

• Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

• Подбор методического материала по данной теме.

• Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

• Диагностика уровня сформированности  навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

• Разработка консультаций для родителей.

II этап – основной

Работа выстраивалась в двух направлениях:

• С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности логопеда и детей.

• С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

III этап – заключительный

• Мониторинг уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

• Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.

• Методическая разработка «Игры и упражнения с использованием массажного шарика Су-джок и колец».

Перспективный план работы

День недели

План работы

Пальчиковые игры с мелкими предметами:

  1. Счетные палочки

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

  1. Выкладывание геометрических фигур.
  2. Составление узоров.
  3. Выкладывание предметов.
  1. Прищепки

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель:   1.Развитие мелкой моторики.

  1. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
  2. развитие чувства ритма;
  3. развитие конструктивного мышления;
  4. формирование положительного настроя на работу.

Рисование:

  1. Обведение и дорисовка фигур

Игры с карандашом. Оборудование: карандаш

  1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Пальчиковые игры с мелкими предметами:

  1. Игры с лентами
  2. Игры с кнопками и резинками

Пальчиковые игры с мелкими предметами:

  1. Мячики Су – Джок
  2. «Собери макароны»

 «Бусы для любимой бабушки»  Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.

Рисование:

  1. Штриховка
  2. Раскраска

Пальчиковые игры с мелкими предметами:

  1. Шнуровка

Пластилинография:

  1. «Заплатка»

Массаж кистей и пальцев рук:

  1. Мячики Су – Джок
  2. Массаж шишками

Список использованной литературы

1.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики. Игры и упражнения. М. Гном. 2005.

  1. Гаврина С. Е. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать. «Академия развития», 1998.
  2. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М., 2005.
  3. Диченскова М.А. Страна пальчиковых игр, М., Феникс, 2007.
  4. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. С-П, 1997.
  5. Синицына Е. Умные пальчики. М., 1998.
  6. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. С-П, 1997.
  7. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Эксмо, 2005.
  8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1996. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 5-7 лет, М., Педагогика 1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок по развитию мелкой моторики пальцев рук "Волшебные пальчики". занятие "Зимняя сказка" (средняя группа)

занятие ,развивающее мелкую моторику, композиционные умения, восприятие цвета. в гости к детяи приходит сказочный персонаж и игает с детьми....

Конспект занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук "Пальчики здороваются"

Конспект занятия «Пальчики здороваются» Цель: Развивать умение узнавать на ощупь заданные предметы. Продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук. Формировать умение выполнять...

Игровой проект "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики пальцев рук, с обучающимися с ОВЗ 1-4 классов через приобщение к декоративно-прикладному искусству

Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным? ...

Методическая разработка воспитателя ДОУ "Программа по развитию мелкой моторики пальцев рук "Умные пальчики" для детей 3-4 лет".

Данная пргограмма направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук, необходимых для выполнения предметно-практических действий.Занятия направлены на разв...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...