Инновационная педагогическая технология в работе педагога - психолога с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике

Цыганкова Зинаида Васильевна

Дети с ОВЗ - дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Это «особенные дети», дети, с которыми наиболее важно использовать инновационные педагогические технологии, одной из которых является песочная игротерапия – очень интересная, эффективная, продуктивная и значимая на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная педагогическая технология в работе

педагога - психолога с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время одной из актуальных и ведущих проблем является проведение психологического и логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование их психофизического здоровья. Дети с ОВЗ - дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Это «особенные дети», дети, с которыми наиболее важно использовать инновационные педагогические технологии, одной из которых является песочная игротерапия – очень интересная, эффективная, продуктивная и значимая на сегодняшний день.

Все игры с песком можно разделить на три основные направления:

1.        Обучающие (игры на развитие фонематического слуха, тактильно-кинетической чувствительности, моделирование игр-сказок и др.);

2.        Познавательные (игры, направленные на знакомство с окружающим миром – фантастические, исторические, географические и т.д.);

3.        Проективные (осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие речи).

В коррекционно- развивающей работе следует использовать нижеуказанные игры и упражнения с песком:

1.        Игры, направленные на развитие речевого дыхания

«Прятки». Картинка засыпается тонким слоем песка; сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

2.        Игры для обогащения словарного запаса

«Кто больше?» Учащийся подбирает прилагательные, глаголы и на каждое придуманное слово выкладывает каштан.

3.        Игры, направленные на совершенствование грамматического строя речи.

«Чего не стало?». Педагог засыпает часть предметов на картинке песком, а затем просить ребёнка сказать, чего не стало.

4.        Игры, направленные на развитие фонематических процессов

Игра «Разноцветные грузовики». Рекомендуется предложить детям разложить картинки в грузовики: в зелёный – с мягким звуком, в синий – с твёрдым звуком.

5.        Игры, направленные на формирование слоговой структуры слова

«Построй забор». Педагог (затем учащийся) чертит на песке заданное количество линий, а затем по их количеству придумывает слово.

6.        Игры, направленные на развитие связной речи

«Отгадай-ка». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

7.        Игры и упражнения, используемые в обучении грамоте

«Найди и назови». Педагог прячет в песок буквы, школьник должен найти и назвать все буквы.

Комплекс развивающих занятий рекомендуется начинать со знакомства с песком: можно попросить ребенка положить на песок ладони и закрыть глаза, рассказав о своих ощущениях. Далее педагог начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка, за ним повторяет ребенок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно, я чувствую тепло песка, когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки, а что чувствуешь ты?» После этого, получив образец проговаривания, учащийся должен сам рассказать о том, что он чувствует. Затем, педагог переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения, за ним повторяет ребенок.

Для работы со школьниками с нарушениями интеллекта важными является опора на наглядность, интересно организованные занятия, доступный их пониманию материал. С учащимися с легкой степенью умственной отсталости может помочь аналитическая песочница. Например, школьнику предлагается выбрать понравившиеся игрушки-фигуры, после чего в форме диалога происходит их обсуждение.   С умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости немного сложнее и неопределённее, ведь многие ученики просто не говорят, не владеют связной речью, ассоциативным мышлением, совсем не умеют играть, общаться, быстро утомляются и, как правило, не мотивированы особо деятельностью. Поэтому песочница здесь может стать хорошим методом установления контакта: можно наблюдать за игрой педагога, прикрепляя свои задания и вопросы: например, написать свое имя на песке, разыграть сказку и т.д.

Использование песочной игротерапии дает положительные и действенные достижения – у детей появляется интерес к занятиям, они чувствуют себя более успешными, уравновешенными, спокойными, повышается их эмоциональный фон, возрастает речевая и познавательная активность. Можно выделить основные преимущества песочной игротерапии в работе с ограниченными возможностями здоровья:

1.        Развитие мелкой моторики рук, тактильно- кинестетической чувствительности.

2.        Увеличение мотивации и интереса к деятельности.

3.        Стабилизация эмоционального состояния.

4.        Увеличение словарного запаса.

5.        Развитие познавательных функций.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что песочная игротерапия проявила себя как один из эффективнейших нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Занятия, проводимые с песком, помогают возможным сделать учебный процесс для детей творческим, познавательным, у них повышается мотивация к занятиям, снимается напряженность, школьник чувствует себя более комфортно и защищенно, у него закрепляется умение правильного звукопроизношения, увеличивается словарный запас слов. Для педагога же песочная игротерапия – это отличный проводник для эффективного контакта с учащимся, позволяющий разнообразить свою профессиональную деятельность и сделать ее более эффективной.

Список литературы.

1.        Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2016г.

2.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. -208 с.

3.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребёнку. – СПб., 2017 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб.: «Речь», 2012 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2015 г.

4.        Шипитько О. Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://planetadetstva.net/ vospitatelam/pedsovet/ispolzovanie-igr-s-peskom-v-korrekcionnoj-rabote-uchitelyalogopeda.html (дата обращения: 16.10.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данном материале раскрывается часть работы, которую можно использовать при работе с детьми с ОВЗ....

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

материал может использоваться  педагогами  и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье проводится обзор новых инновационных методов коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. А именно: метод Томатис, программа мозжечко...

«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

laquo;Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»...

Инновационные педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одним из эффективных средств решения задач инновационной деятельности педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм пла...

Инновационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Инновационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяЗдоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и проф...

Современные педагогические технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в ДОУ

Статья об инклюзивном образовании – форме обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других о...